Интеллектуально-познавательная игра «Чтобы космонавтом стать надо очень много знать»
Интеллектуально-познавательная игра
«Чтобы космонавтом стать - надо очень много знать»
Цель: углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о космосе, стимулировать познавательную активность;
Воспитывать чувство гордости за достижения страны в освоении космоса;
Способствовать развитию коммуникативных, креативных способностей обучающихся, умений и навыков в поиске, обработке и передаче информации
Оборудование: портреты космонавтов, карта звездного неба, схема Солнечной галактики, информационные листы для групп,
Ход мероприятия:
(звучит музыка)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы, конечно, знаете свой адрес, можете назвать его. Назвать страну, в которой живете. А она, как и все страны мира живет на планете Земля. А где же живет Земля? Давайте спросим у нее об этом!
_Земля! Земля! Скажи нам свой адрес!
(Звучит музыка) Шелчок. Слайд 1
ЗЕМЛЯ: Я вас слышу! Отвечаю, хотя и некогда мне: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой район - Солнечная система. Назвали так в честь Солнца, которое одаривает теплом всех, кто живет в этом районе. У солнца 9 планет, которые живут на Кольцевой улице, но под разными номерами. Я живу на третьей кольцевой. А знаете ли вы на каких улицах живут другие планеты?
(Дети рассказывают: 1- Меркурий; 5 – Юпитер
2- Венера; 6 – Сатурн;
3 – Земля; 7 – Уран;
4 –Марс; 8 – Нептун;
9 –Плутон
2щелчка. СЛАЙД 2
ЗЕМЛЯ: Молодцы! Мы безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите много-много тысячелетий подряд.
УЧИТЕЛЬ: Послушай, Земля! Не скучно тебе путешествовать в одиночестве?
2щелчка. СЛАЙД 3
ЗЕМЛЯ: Я не одинока, у меня есть спутник Луна.
УЧИТЕЛЬ: А в каком городе находится твой район?
2щелчка. СЛАЙД 4
ЗЕМЛЯ: В городе, который называется Глактика! И таких районов, как мой в нем бесконечно много. Взгляните на вечернее небо и увидите звезды. С Земли они кажутся крошечными искорками, на самом же деле каждая звезда – громадное солнце, и , возможно, у многих из них есть свои планетные семьи.
УЧИТЕЛЬ: А много ли таких городов на свете?
2щелчка. СЛАЙД 5
ЗЕМЛЯ: Да, звездных городов, как моя Галактика, огромное количество. Все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У нее нет начала и конца. Свою страну люди могут облететь на самолете, объехать на машие. Мою – даже мысленно, в воображении невозможно ни объехать, ни облететь!
1 щелчок. СЛАЙД 6
Итак, мой адрес: Вселенная
Г. Галактика, район Солнечная система
3-я Кольцевая улица
ЗЕМЛЯ.
УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, Вселенная или космос действительно необъятны и загадочны.
2щелчка. СЛАЙД 7
В простор голубой к небесным взмывает высотам.
На Солнце сверкает, мерцает звездой…
А мы повторяем: А что там?
УЧИТЕЛЬ: 2011 год объявлен годом космонавтики. Когда наша страна отмечает день космонавтики? А почему знаете? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Ребенок: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Астрономы доказали: Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за один год. Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились надостигнутом. Их манил космос. Основоположниками космонавтики были К.Э Циолковский и С.П.Королев.
Учитель: И герой нашего с вами путешествия по Стране «Фантазии» Незнайка тоже оказался не исключением. Он захотел совершить путешествие на Луну. Как вы думаете, что необходимо для этого?
ДЕТИ: Ракета, знания о поведении в космосмическом корабле, физическая подготовка и т.д.
Мы очень много говорили с вами о космонавтике, проводили классный час «Герои – космонавты», придумывали и строили из разных материалов модели ракет. И сегодня во время игры мы постараемся ответить еще на несколько вопросов:
1щелчок. СЛАЙД 8
1. Когда началась космическая эра?
2.Что представляет собой космическая ракета?
3.Как живут космонавты на орбитальной станции? 4. Зачем летать в космос?
Учитель: Сегодня вы разделились на 5 команд. Это не случайно, так как у Незнайки много друзей в Цветочном городе, которые решили ему помочь. И сегодня в игре принимают участие команды: «Знайки», «Винтики-Шпунтики», «Пилюлькины», «Торопыжки», «Весельчаки».
2щелчка. СЛАЙД 9
«Знайки» – проведут расследование, установят хронологию изучения космоса и составят ленту времени космической эры.
«Винтики – Шпунтики» сделают макет ракеты и расскажут об ее устройстве.
«Пилюлькины» - расскажут о жизни космонавтов в космическом доме – орбитальной станции.
«Торопыжки» - расскжут о физической подготовке космонавтов.
« Весельчаки» - из геометрических фигур составят скафандр. Если правильно составят, то получится что-то интересное.
Учитель: У вас на столах - информационные листы с заданиями и необходимая справочная литература. Время подготовки 8 минут.
Хранителями времени назначаю: Ольгу Александровну
Светлану Владимировну
Светлану Георгиевну
Любовь Юрьевну
Ирину Владимировну
Учитель: Экипажи к выполнению работы готовы?
Пошел обратный отсчет: 5-4-3-2-1- Поехали!
(Играет космическая музыка: «Спейс». Дети выполняют 8 минут работу,
отыскивая материал в энциклопедиях).
Учитель: Команды готовы представить нам результаты своей работы?
Раньше космос был областью фантастики. А что же теперь? Давайте посмотрим ленту времени космической эры, составленную «Знайками».
Отчет команды «Знайки» (Ребята вывесили на доску «ленту времени» космической эры и рассказали о главных событиях).
Учитель: А сейчас предлагаю поиграть в игру.
1щелчок. СЛАЙД 10
ИГРА «КТО НА ЧЕМ».
Соедините слова правого и левого столбика, определив соответствие.
Иван – царевич Ракета
Баба Яга Пушечное ядро
Емеля Серый волк
Мюнхгаузен Печка
Инопланетяне Ступа
Незнайка Тарелка
( СЛАЙДЫ 10-16. Щелкаем на рисунке, который выберут дети. Если правильно, то прозвучат апплодисменты, если нет, то – барабанная дробь и надо выбрать новый ответ. Так до тех пор, пока не остается Незнайка на ракете)
Учитель: И сейчас ребята из команды «Винтики-Шпунтики» покажут нам ракету, которую сконструировали и рассажут нам о ее строении.
Отчет команды «Винтики – Шпунтики». (Они рассказали о строении космической ракеты - трех ступенях, показали макет ракеты, который они сконструировали).
Учитель: Подустали мы немножко, а уставшими в космос лететь нельзя. Давйте выслушаем команду «Торопыжек», которые расскажут нам о физической подготовке космонавтов и дадут несколько советов.
Отчет команды «Торопыжки» (Ребята рассказали о том, как готовят космонавтов к полету, провели с командами небольшую разминку)
Например:
Проверка вестибулярного аппарата: на полу начерчена прямая линия, в конце которой – небольшой кружок. Поставить указательный палец в центр круга, обойти 3 раза вокруг, не отрывая пальца от пола, быстро встать и пройти по прямой линии, не заступая в сторону.
Приглашаются по 2 человека из команды « самых тренированных», встав спиной друг к другу, нужно присесть и встать 5 раз.
Предложить и членам жюри.
Учитель: Спасибо! Молодцы! Представляете: вот так космонавты готовятся к полету каждый день. Какая у них сила воли! А теперь давайте отдохнем и поиграем.
1щелчок. СЛАЙД 17
ИГРА «Исключи лишнее»
На слайде:
Афина, Афродита, Плутон.
Земля, Австралия, Венера.
Жучка, Белка, Стрелка.
Теплоход, луноход, пароход.
Комета, галета, конфета.
( Щелчок на выбранном ответе. Если он правильный, то засияет, если нет - выбрать другой. Так все 5 строк)
Учитель: А теперь - слово экипажу «Пилюлькиных».
Отчет команды «Пилюлькиных». (Нам было предложено задание: из карточек с изображением предметов (тюбики с едой, тарелка, ложка, кружка, суп в ваакумной упаковке, вилка, нож, хлеб, молоко и другие), выбрать только те, которые пригодятся космонавтам). Мы считаем, что надо взять… Космонавты живут на орбитальной станции по многу месяцев, и, кроме питания, им необходимо соблюдать и собственную гигиену.
В их космическом доме есть душ, но душ необычный. В кабину из прочной прозрачной пленки человек вплывает и закрывает за собой «дверь» - застежку – «молнию». Ноги он закрепляет в особых держателях на полу кабины и включает душевую установку. Работает она примерно как поливальная машина: вода через распылитель с силой выталкивается из крана и обрушивается на космонавта проливным дождем. После « бани», установка, словно пылесос, собирает всё до единой капельки внутри кабины.)
Учитель: Спасибо! Очень много нового мы узнали о космонавтах и их работе. Проведем небольшую экспресс-викторину, чтобы закрепить полученные знания.
(РЕБЕНОК отвечает и получает ЗВЕЗДУ)
Экспресс – викторина.
Ближайшая к Земле звезда? (СОЛНЦЕ)
На каком космическом корабле летал Юрий Гагарин? (Восток)
Эта эра началась 4 октября 1957 года. (КОСМИЧЕСКАЯ)
Именно столько дней Юрий Гагарин носил звание капитана Военно-воздушных сил СССР. Сколько? (НИ СКОЛЬКО)
Согласно легенде этот цветок вырос на месте, куда упал осколок пролетевшей над Землей звезды. Что это за цветок? (АСТРА)
Самая близкая к солнцу планета? (МЕРКУРИЙ)
В России - космонавты, в США – астронавты, а в этой стране тайконавты. Что за страна? (КИТАЙ)
Кого называют главным конструктором в нашей стране? (С.П. Королева)
Назовите первую женщину-космонавта. (В.А. Терешкова)
Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полета. (12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА)
Из скольки ступеней состоит космическая ракета? (ИЗ ТРЕХ)
Учитель: Молодцы! Слово нашим «Весельчакам», какая же одежда нужна космонавтам, чтобы выходить в открытый космос. Что у вас получилось?
Отчет команды «Весельчаки». Вывесили на доску костюм космонавта и рассказали из каких материалов он изготавливается, а на обороте костюма, если правильно собрали, написаны слова песни.
Учитель: Как же называется эта песня? Давайте все вместе споем первый куплет этой песни.
1щелчок. СЛАЙД 18
(Поем 1 куплет песни «Трава у дома»).
Учитель: На все ли вопросы ответили, о чем хотели узнать? Теперь давайте ответим на последний вопрос «Зачем летать в космос?»
Наблюдать за звездами.
Спутники-метеорологи предсказывают погоду.
Телевизиолнные спутники (показывают телевизионные программы всего мира).
Учитель: Космос - верно служит людям. Но мы с вами мечтаем о большем! В космосе в будущем будут изготавливать лекарства, которые невозможно получить на Земле. Металлурги собираются плавить в космосе металл. Но все это в будущем, а пока надо научиться жить и работать в космосе. Это сейчас делают для всех людей Земли – космонавты.
2щелчка. СЛАЙД 19
К неведомым звездам настанет черед
Умчатся с Земли звездолеты.
Но к цели пробившись, закончив полет,
Вновь взгляд устремят космонавты вперед
И спросят упрямо: «А что там?...
Учитель: Молодцы, ребята! Время подводить итоги нашей игры.
Вам понравилось?
Все ли мы узнали о космосе?
Впереди у нас целый год знакомства с тайнами необъятной Вселенной..
Ой, кто это?
(Выходит папа, переодетый в костюм «космонавта» (костюм пожарного огнеупорный – блестящий ) и благодарит детей за мероприятие, за которым он «наблюдал из космоса» и вручает грамоты, а членам жюри поздравительные открытки с эмблемой года космонавтики. Затем уходит, чтобы продолжить «полет»).
Учитель: Сегодня вы хорошо потрудились, внимательно слушали, играли, хорошо подготовили в полет на Луну Незнайку.
А сейчас разрешите мне прочитать слова первого космонавта
Ю. Гагарина: « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. (Можно найти запись этих слов)
40640-127000ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
«ЗНАЙКИ»
Используя справочники и энциклопедии,
ответьте на вопросы.
Какое событие произошло 3 ноября 1957 года?
Что запустили с Земли 4 октября 1957 года?
Чем стали знамениты собаки Белка и Стрелка?
День полета первого космонавта в космос? Как имя героя?
Составь ленту времени космической эры.
Дайте историческую справку о первом герое-космонавте
40640-127000
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
«ВИНТИКИ-ШПУНТИКИ»
Используя справочники и энциклопедии,
выполните задания.
Отметьте на рисунке ступени ракеты.
Объясните и покажите их функции.
Сконструируйте ракету из приготовленных деталей.
40640544195
40640-127000
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
«ПИЛЮЛЬКИНЫ»
Используя справочники и энциклопедии,
выполните задания.
Выберите из предложенных картинок то, что
необходимо космонавтам в полете.
Найдите материал и расскажите о жизни
космонавтов на космической станции.
40640-174625
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
«ТОРОПЫЖКИ»
Используя справочники и энциклопедии,
выполните задания.
Найдите материал и расскажите о физической подготовке космонавтов.
Придумайте и проведите «космическую» спортивную разминку.
231140-98425
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
«ВЕСЕЛЬЧАКИ»
Составьте из геометрических фигур скафандр космонавта.
Если вы правильно составили, то у вас получится известная песня о космосе. Спойте ее вместе со всеми.
Анализ воспитательного мероприятия
Интеллектуально-познавательная игра
«Чтобы космонавтом стать – надо очень много знать»
Дата проведения 04.04.2011г.
Участники: ученики и родители 3 «С» класса МОУСОШ №5.
Организатор мероприятия: Чувандейкина С.В.,
классный руководитель 3 «С» класса.
В конкурсной программе приняли участие 7 девочек,13 мальчиков и родители. Ребята разделились на 5 команд по работе в службах ДОО «Фантазия». Родители были назначены «хранителями времени».
Учащиеся нашего класса второй год являются членами детского объединения «Фантазия». 2011 год объявлен Годом российской космонавтики, в план воспитательной работы школы были включены мероприятия, посвященные данной тематике. Уже с января месяца мы готовимся к этим конкурсам и соревнованиям. И сегодняшняя наша интеллектуально-познавательная игра – это часть нашего подготовительного этапа. Она соответствует уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся.
Цель проведения игры: углубление и систематизация знаний учащихся в области развития космоса в России, воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о космосе, стимулировать познавательную активность;
Развивать коммуникативные, креативные способности обучающихся, умений и навыков в поиске, обработке и представлении информации; развивать потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности каждого ребенка;
Совершенствовать умение работать в группе, способствовать формированию классного коллектива;
Развивать потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности каждого ребёнка;
Способствовать формированию классного коллектива;
Воспитывать чувство гордости за достижения нашей страны в освоении космоса.
В ходе игры мною испльзовались:
игровая технология;
коммуникативная;
интерактивная;
технология разрешения проблем;
ИКТ.
Такие словесные методы, как рассказ, диалог, консультация.
Практические методы (выступления команд) и проблемные (создание проблемной ситуации, самостоятельная поисковая деятельность)
Этап планирования.
Всвязи с тем, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики, в план воспитательной работы школы были включены мероприятия, посвященные данной тематике. В январе начался первый этап школьного конкурса творческих работ «Космос». С классом мы решили принять активное участие. Для этого провели классный час «Герои-космонавты», на котором познакомились с известными российскими космонавтами и начали сбор творческих работ для представления на конкурс. Данные работы вы видите на этой выставке.
Для расширения кругозора в рамках данной тематики мною была предложена интеллектуально-познавательная игра «Чтобы космонавтом стать - надо много очень знать». Была составлена группа авторов, в которую вошли члены родительского комитета, классный руководитель. Мы составили сценарий, список необходимого оборудования, назначили ответственных за подготовку программы игры. Остальные родители вместе с детьми изучали научную литературу по данной теме, использовав различные ресурсы, и готовили творческие работы.
Ход мероприятия
1 этап - Организационный момент и мотивация к деятельности.
Задача этого этапа достигнута. Дети были заинтересованы и мотивированы к участию в мероприятии посредством разыгранного диалога с планетой Земля, из которого они узнали, что Земля живет во Вселенной, а Вселенная – это космос. Перед детьми была поставлена проблема, как помочь Незнайке подготовиться к полету на Луну.
2 этап - представление команд.
Ребята были распределены по командам в соответствии с выполняемыми обязанностями в службах самоуправления класса. В каждой группе был выбран «хранитель времени».
3 этап – работа в группах
Задачи: развить коммуникативную культуры, познавательный интерес, творческие способности.
Ребята умело распределили роли в своей группе, творчески подошли к выполнению заданий, эффективно использовав справочную литературу. Например, «Знайкам» нужно было составить ленту времени космической эры, а «Винтикам-Шпунтикам» - сделать макет космической ракеты и рассказать об ее устройстве. Задачи данного этапы были удачно решены.
4 этап – презентация результатов групповой работы.
Задачи: развивать умение грамотно и логически выражать свои мысли.
Ребята получили новые знания о космосе, продуктивно использовали ранее полученные, смогли грамотно представить наработанный материал. Кульминационным моментом была песня «Трава у дома», которую с удовольствием вместе с «Весельчаками» пели не только дети, но и родители, гости, члены жюри. Цель этого этапа тоже достигнута.
5 этап - подведение итогов, награждение команд.
Появление папы в образе космонавта, привело в восторг всех ребят и взрослых. Он прилетел поздравить всех с Годом космонавтики и пожелать творческих успехов. Команды за свой труд были награждены грамотами и сладкими призами.
Подводя итоги, хочется отметить, что работа в ходе мероприятия проходила организованно, содержательно и интересно. В течение всего мероприятия был виден интерес к предложенной теме интеллектуально-познавательной игры не только у детей, но и родителей, которые справились со своими ролями просто замечательно. После этого мероприятия, я думаю, у моих мальчишек и девчонок появилось чувство гордости за достижения страны в освоении космоса и возник еще больший интерес к профессии космонавта. Все, что было задумано, реализовано в ходе данного мероприятия.