Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»


Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно – технологический техникум
им. П.И. Сюзева»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора Директор КГАОУ СПО
____________О.О. Расторгуева «ДГТТ им. П.И. Сюзева»
«___»____________2013г. ____________Р.Г. Шилов
«___»____________2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла
Катаевой Елены Ивановны

г. Добрянка, 2013
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Данный урок является составляющей частью раздела «Опорно-двигательный аппарат человека».
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Скелет головы.
Цель урока: дать представление о скелете головы, повторить и
закрепить знания о строении и составе костей.
Задачи урока:
Образовательные:
Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Тип урока:
Лекция с использованием ИКТ.
Вид урока:
комбинированный с применением ИКТ (изучение и первичное закрепление знаний).
Метод урока:
лекция с элементами практического и творческого занятия.
Приемы преподавания:
Лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.
Принципы преподавания:
Дифференцированный подход;
Прочность усвоения знаний и умений;
Наглядность;
Доступность;
Межпредметные связи:
Биология;
Литература
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать особенности строения скелета головы;
Знать функции костей черепа;
Знать значение костей черепа в жизни  человека.
формирование элементов общих компетенций:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оборудование:
раздаточный материал: папки с фотографиями черепа в различных проекциях для самостоятельной работы;
мультимедийный проектор с презентацией к уроку “Скелет головы”;
таблица “Строение костей черепа человека”.
Используемая литература:
Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.
Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Ход урока(время 40 минут):
№ п/пЭтапы занятия Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Компетенции, развиваемые на данном этапе Результат
1. Вводно-мотивационный этап 1. Ввод в тему учебного занятия.
2. Расширение целевого компонента. 1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
3. Беседа с обучающимися. 1. Участие обучающихся в беседе. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Принятие познавательной цели
2. Актуализация знаний обучающихся. Повторение опорных знаний 1. Беседа с обучающимися.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
1. Участие обучающихся в беседе.
2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.Понимание закономерности в расположении черепа человека.
3. Формирование новых знаний Знакомство со строением костей черепа человека. 1. Слово преподавателя о строении костей черепа человека. Его отделах и функциях этих отделов.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
3. Пояснение схем.
4. Организация деятельности обучающихся:
- работы с материалами папки с фотографиями черепа.
1. Внимательно слушают.
2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях.
3. Заполняют таблицы по заданной форме.
4. Работают с папками фотографий черепа человека.
5. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Понимание закономерности в расположении костей мозгового и лицевого отдела черепа. Закрепление знаний строения костей черепа на примере составления соотношения названия костей и их расположением
4. Контролирующий этап Определение степени усвоения материала. Инструктирование обучающихся по работе над структурой и функцией костей черепа 1. Внимательно слушают задание.
2. Составляют соотношения.
3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.
Демонстрация знаний первоначального уровня усвоения.
5. Итоги учебного занятия 1. Рефлексия.
2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия. Заключительное слово преподавателя об особенностях строения костей черепа 1. Активное слушание.
2. Участие в рефлексии. Понимание и принятие особенностей строения костей черепа человекаКОНСПЕКТ УРОКА

1.Вводно-мотивационный этап
Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.
Запись на доске: Шов.
Крыша.
Петушиный гребень.
Турецкое седло.
Родничок.
Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.
Постановка цели и задач. Актуализация темы.
Какова же цель урока, исходя из его названия? (преподаватель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед обучающимися и преподавателем на уроке).
Преподаватель
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением костей черепа человека, его отделами и функциями отделов и некоторых костей черепа.
(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого обучающегося)
2. Изучение нового материала:
- Прощупайте свою голову: что вы чувствуете под кожей головы?
- Под кожей головы находится череп – скелет головы. Кости черепа плоские, прочные. Соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей.
Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.
В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел. Это связано с увеличением головного мозга человека.
Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей.
К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные – это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.
Нижняя челюсть – единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов.
На нижней части черепа находятся крупное и мелкие отверстия. Через большое отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.
ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.
Из каких отделов состоит череп?
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.
Какие кости образуют скелет головы?
из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей; скуловые, носовые, верхняя и нижняя челюсти.
Как соединяются между собой кости черепа?
соединены друг с другом швами.
Каково значение черепа?
защищает от различных повреждений
Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа (носовые, лобные, теменные, височные, скуловые, затылочные, височные, челюстные)?носовые, скуловые, челюстные.
Укажите, какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа (носовая, лобная, теменная, височная, НИЖНЕЧЕЛЮСТНАЯ, затылочная, верхнечелюстная, скуловая).нижнечелюстная
Каково значение подвижности нижней челюсти?
позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Работа с обобщающей таблицей, заранее выданной на листах..Представление результатов работы в виде заполнения обобщающей таблицы “Скелет головы”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего учащиеся учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами обобщение материала.
Таблица “Скелет головы”.
Части черепа Кости Форма костей Тип соединения костей Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп
8
костей Непарные:  Плоские кости  Неподвижное соединение-шов  больше
Парные: Лицевой череп
15
костей Непарные:  Плоские кости  Неподвижное соединение-шов и подвижное соединение нижнечелюстной кости  меньше
Парные: 4.Закрепление изученного материала.
Проверка правильности заполнения обобщающей таблицы
Преподаватель:
На доске фотография черепа и таблички с названиями костей черепа. Нужно сопоставить названия костей с их номерами.(слайд 25)
Подведение итогов.
ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.
Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.
Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .Организация домашнего задания:
Заполнить в тетради рисунок и обозначить кости черепа.
Приложение 1. Для работы на уроке.
Таблица “Скелет головы”.
Части черепа Кости Форма костей Тип соединения костей Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп
?
Костей
Непарные:
     
Парные:
Лицевой череп
?
костей Непарные:
 
   
Парные:
Приложение №2
Рисунок черепа (вид спереди) для выполнения домашнего задания.