Презентация по географии Дагестана на тему Народные промыслы Дагестана
Народные промыслы Дагестана Подготовила учитель географии Асалиева Мадина АгашириновнаМКОУ « Новопоселковая СОШ» Сулейман – Стальскийрайон РД
кубачинские златокузнецысело Кубачи имеет богатую историю В селе издревле работали оружейные мастера, они ковали кольчуги, мечи, сабли. Зачастую оружие украшалось вязью, серебром или золотом, что придавало ему красоту и дополнительную ценность. Сегодня в основном производят шикарные сервизы, коньячные наборы, очень много женских ювелирных украшений.
Унцукульские художественные изделия
Промысел возник в XIX столетии на базе местного кустарного производства холодного и огнестрельного оружияСначала нужно подобрать древесину с идеально ровной поверхностью, имеющую красивую текстуру. Наиболее часто используется древесина кизила, абрикоса, выдержанная не менее пяти лет. Форма предмету придается вручную или на токарном станке
Рисунок тщательно наносят на поверхность изделия сначала карандашом, а затем слегка намечают резцом. Для насечки используются круглые мельхиоровые пластинки, кусочки проволоки и крохотные гвоздики из того же металла — для точечного узора. Металлические пластинки вставляются в надрезы, а затем вгоняются в дерево сильным и точным ударом молоточка. Узкие пластинки мельхиора длиной 2,5 и толщиной 0,5 миллиметра образуют насечки-штрихи. Они располагаются друг от друга на расстоянии примерно 0,8— 0,9 миллиметра
Гончарное искусcтво Балхара
Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц (а изготовлением посуды в Балхаре, начиная с добычи глины и кончая обжигом изделий, занимались только женщины) отличает изумительная орнаментальная графика,неразрывно связанная с формой сосуда. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий, импровизационностью, орнаментальных линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте. Ассортимент балхарских керамических изделий был традиционно широк и разнообразен. Это большие водоносные кувшины, маслобойки, емкости для хранения зерна и муки, горшки для цельного и кислого молока, кувшины различных форм и назначения, тарелки (в том числе и декоративные), пиалы, миски и др.
Табасаранские коврыБурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут. Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина.
Бу́рка (Урду: بُرقع; кум. ямучу; чеч. верта) — безрукавный плащ белого, чёрного или бурого цвета, сделанный из войлока. Распространён на Кавказе. Существуют бурки для всадника (длинная, ворсистая, со швами, образующими широкие плечевые выступы) и для пешего (короткая, гладкая, лишённая швов). Необходимая принадлежность кавказских пастухов и охотников. В прошлом — типичный элемент костюма путника.
Вышивка - одно из самых интересных искусств среди многих видов дагестанского народного творчества. Одним из уникальных видов является шелковая вышивка, которая носит название «кайтагская», по месту происхождения. Это один из самых древних видов вышивки, по технике исполнения она очень сложна, так как в ней используются «перемычки», которые должны располагаться в строгой последовательности и на определенном расстоянии друг от друга, которое нельзя изменять. Вышивка выполняется натуральным шелком разного качества и блеска, на домотканой хлопчатобумажной или льняной ткани. Вышивают мастерицы односторонней гладью в «прикреп», используя гладкие, стелющиеся стежки, техникой, которая не используется больше нигде на Кавказе, и которая долго считалась практически утерянной.
Аварское серебряное дело. Гоцатль. Художественная обработка серебра получила широкое и многообразное развитие в аварских районах Дагестана.В целом ряде селений и районов на протяжении ряда столетий складывались весьма самобытные художественные традиции в украшении оружия и особенно в ювелирном деле.Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.Аварское ювелирное искусство насчитывает не меньше лет, чем кубачинское, восходит своими корнями к искусству бронзового литья.
Гоцатль всегда отличала строгая сдержанность графически выверенных узоров. Если кубачинский мастер стремится плотно заполнить всю поверхность изделия тонким сплошным узором, то гоцатлинец украсит центральную часть изделия крупным рисунком, в который может вплести тонкую вязь черни. Характерны несколько видов узоров: «жураб-накъиш» — декоративные стилизованные цветы и листья, расположенные в строгой последовательности, и «дамган» — симметричный орнамент для женских украшений. Существует также два вида узора — «кахаб» и «чеэраб-накъиш», которые зеркальны друг к другу — белый узор на чёрном фоне или чёрный узор на белом фоне. Сочетание всех этих видов орнамента даёт неповторимую особенность гоцатлинского ювелирного изделия.
Для вышивки народов Дагестана характерно большое разно- образие технических приемов. По нашим подсчетам, в Дагестане получило развитие более 15 видов технических приемов вышив- ки и изготовления басонных изделий и бахромы
Вышивали кумычки разными способами. Наиболее сложный способ начинался с того, что мастерица натягивала на раму белую бязь или другую ткань и наносила на них узор, накладывая на ткань заранее вырезанный готовый трафарет. Контур рисунка наметывали желтой хлопчато- бумажной ниткой (или обводили мелом), а потом, сняв трафарет, приступали к шитью. В строго определенном порядке мастерица делала настил из простых желтых ниток по всей площади рисун- ка, а на эти нитки плотными рядами, создавая геометрические узоры, накладывала уже золотые или серебряные нити (обычно по три нитки вместе).