«Обучение детей правилам дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах во внеурочное время в рамках ФГОС»
Из опыта работы Сидоренко Е.В., педагога МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района Ставропольского края по теме:
«Обучение детей правилам дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах во внеурочное время в рамках ФГОС»
слайд
В настоящее время, очевидно, что добиться заметных результатов в обучении детей правилам дорожного движения, воспитании у них высокого уровня культуры дорожного поведения можно лишь в том случае, если работа в данном направлении будет целенаправленной, систематичной, непрерывной, с использованием современных методов и форм обучения.
Знакомить детей с правилами надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека.
2 слайд - ФГОС
С переходом школ на Федеральные государственные образовательные стандарты, с учётом запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг и специфики образовательной деятельности школы третий год я работаю во внеурочное время по программе «Знатоки дорог» в 1-3 классах.
Слайд 3 (цель, задачи программы)
Программа приближена к требованиям жизни и представляет собой систему непрерывного образования в области безопасности дорожного движения, разработана с учётом физиологических и психологических нагрузок. Продолжительность образовательного процесса – 3 года, реализация программы рассчитана на 216 часовой курс обучения, адресована детям 6-9 лет, у которых зачастую отсутствует позитивный стереотип разумного поведения на дороге. Содержание построено в логической последовательности повышения уровня сложности изучаемых тем от простого к сложному.
Слайд 4 разделы программы
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
умственному развитию – учащиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;Способствует нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;Способствует и эстетическому воспитанию – работая в мастерской «Зелёный огонёк» учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
СЛАЙ 5 методика
Методика обучения детей правилам дорожного движения основывается на принципах, которые
направляют деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие,
позволяют стать участником программы любому желающему,
дают возможность вносить изменения в содержание программы,
предполагают обучение с учётом местных особенностей,
обеспечивают тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогами, родителями, инспекторами ОГИБДД и подготовку детей к вступлению в отряды юных инспекторов движения.
Слайд 6 методы
Чтобы защитить себя, мы должны уметь предвидеть возможные ошибки других участников движения и своими встречными действиями упредить и компенсировать эти ошибки. Поэтому учу детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге.
Основной упор делаю на освоение практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения, привитие навыков быстрой и точной оценки ситуации на дороге.
Слайд 7 наглядность
Все занятия провожу с использованием наглядных пособий. Это иллюстрации теоретического материала: схемы, плакаты, мультимедийные пособия. Практические занятия дети выполняют в тетрадях, в автогородке, на макете, в компьютерной программе, работают с книгой. Экскурсии к перекрёстку, пешеходному переходу, светофору способствуют изучению программного материала.
Методическое обеспечение включает в себя: кроссворды, тестовые и иные задания, универсальное учебно-практическое пособие для конструирования и анализа дорожных ситуаций, изображения знаков дорожного движения; собственные разработки.
Содержание обучения включает в себя различные формы актуализации теоретического материала на жизненных примерах (статьи из газет, видеофильмы, разбор дорожных ситуаций).
Приемами наглядного метода обучения занятия по ПДД приближаю как можно ближе к реальной дорожной обстановке.
Слайд 8 проблема
Организацию процесса образования по программе строю с использованием теории проблемно-развивающего обучения. Дети участвуют в обсуждении и решение выдвигаемых проблемных ситуаций, сами пытаются найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.
Например, при изучении темы «Ситуации ловушки на дорогах» ставлю проблему: на проезжей части стоит транспортное средство, тебе нужно перейти на другую сторону дороги. Как ты поступишь?
Рассматриваются вопросы:
Чем опасен стоящий на улице автомобиль? Обсуждая ситуацию, дети приходят к заключению, что он мешает вовремя заметить движущийся транспорт.
Только что проехавший автомобиль опасен тем, что в первые секунды он может скрывать от пешехода встречный. Поэтому надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше.
Задаю вопрос: чем опасен медленно приближающийся автомобиль? И слышу ответы рассуждения: пешеход может решить, что вполне успеет перейти – начнёт перебегать дорогу. А если за ним в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство? Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно?
И вместе приходим к правильному решению как обходить стоящий транспорт.
Слайд 9 игры
Чтобы наши юные обучающиеся не потеряли интереса к изучаемому материалу, практически на каждом занятии использую игровые моменты, которые так необходимы данной возрастной категории. Роль игрового элемента в обучении вижу в том, чтобы не предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.
На занятиях использую обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, психологические игры. Практический опыт приобретается в ходе ролевой игры в автогородке.
Все игры способствуют самоутверждению, развивают речевую культуру, логическое мышление.
Слайд 10 интеллектуальные игры
Большое внимание уделяю интеллектуальным играм. В эти игры включаю познавательные элементы различных разделов правил и не только. Оперировать вложенными в игру знаниями дети учатся непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание детьми тем, вовлекают их в активное сотрудничество с педагогом, будят любознательность, повышают наблюдательность.
Слайд 11 ДДД
Методическую помощь получаю на сайте газеты «Добрая дорога детства». В разделе «Школа ПДД» есть «переменка здоровья» (всё о здоровом образе жизни), «Зебромания» (правила дорожного движения), «У дежурного Архивариуса» (уроки стории: факты события люди), «Экстремалка ДДД» (основы безопасности жизнедеятельности), «Человек и закон» (уроки правоведения), «Физкультпауза».
Рассматривая картинку из мультфильма «Ну, погоди!» задаю вопросы:
Какие правонарушения, совершённые Волком, вы заметили в этом мультфильме и какие правила для пассажиров вы подскажете Волку?
Как следует вести себя в общественном транспорте, чтобы не угодить в подобную ситуацию на картинке, и как нужно вести себя на остановках?
Может ли Волк оказаться зайцем в автобусе?
Стремление самому искать и предлагать варианты решения различных ситуаций рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно.
Слайд 12 мониторинг
С целью определения начального уровня знаний и умений воспитанников 1 года обучения провожу начальную диагностику образовательного уровня воспитанников. Чтобы определить слабые и сильные стороны умений и навыков и корректировать их, провожу текущий контроль, который позволяет определить, как успевает каждый учащийся по отдельным темам программы.
Во время проверки и оценки контрольных заданий анализирую результаты их выполнения, выявляю типичные ошибки, а так же причины их появления. В процессе наблюдения за ходом практических работ последовательностью, уверенностью в действиях – выявляю сформированность умений и навыков.
Промежуточный контроль провожу по разделам, темам за 1 полугодие.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, позволяет судить об общих достижениях учащихся.
При подготовке к нему подбираю такие задания или вопросы, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий, учитываю индивидуальные качества обучающихся, подбираю варианты различной степени сложности.
Заключительная часть итогового занятия – подробный анализ ответов, где отмечаются положительные стороны, указываются недостатки, делается вывод о том, как изучен материал.
Стараюсь для каждого ребёнка создать ситуацию успеха.
Результаты работы проявляются в укреплении дисциплины юных участников дорожного движения.
Слайд 13 внеклассные
Большими образовательными и воспитательными возможностями обладают мероприятия по правилам дорожного движения. В основе всех проводимых мероприятий лежит принцип интерактивности, т.е. вовлечённость и включённость всех в данную проблему.
Конкурсные программы позволяют каждому сравнивать уровень своего мастерства с уровнем обученности других и являются мощным стимулом к развитию ребёнка, к совершенствованию его навыков.
Слайд 14 родители
Воспитать грамотного пешехода, обучить детей ПДД невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным и непререкаемым образцом поведения.
С родителями учащихся веду работу по сплочению вокруг общей идеи, ориентированной на воспитание грамотного, сознательного участника дорожного движения.
Тематика вопросов, с которыми выступаю обширна.
Родителей приглашаю к участию в семейных конкурсных программах, где дети демонстрируют и закрепляют свои знания, умения и навыки.
Для родителей оформлена папка-передвижка «Типичные ошибки детей
при переходе улиц и дорог», разработаны буклеты «Родителям первоклассников», «Ситуационная грамотность».
Слайд 15 прогнозируемые результаты
Косвенными критериями работы по программе служат: создание стабильного детского коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге - воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям, знакомым и родителям стать внимательными, спокойными, тактичными - словом, знатоками дорог.
При выборе формы обучения главное – донести до детей смысл, не исказив содержание. Важно, чтобы все проводимые мероприятия были интересными,
Слайд 16 ЮИД
Программа «Знатоки дорог» является одним из вариантов углубленного изучения правил дорожного движения младшими школьниками, впоследствии вступающими в отряды «Юных инспекторов движения». У нас в районе юидовскому движению уделяется большое внимание. На протяжении 13 лет отряд уверенно занимает 1 место в краевом конкурсе «Законы дорог уважай!», и представляет Ставропольский край на Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо». В командном зачёте на счету команды четвёртое, шестое, седьмое места. В личном зачёте есть первые места в конкурсах «Знаток ПДД», «Оказание первой доврачебной помощи», «Автогородок».
Поэтому наши малыши с завистью смотрят на старших и с удовольствием занимаются по программе «Знатоки дорог»
А в перспективе будут обучаться по дополнительной образовательной программе «Юный инспектор движения», которая адресована детям 10 – 12 лет.