Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения»
Семейный проект:
«Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения»(формирование знаний о правилах дорожного движения у учащихся)
МКОУ СОШ №10 г.Избербаш
учитель русского языка и литературы.
классный руководитель 6 «а» класса
Ахмедова Э.М.Семейный проект:«Безопасность наших детей, через ознакомлениес правилами дорожного движения»(формирование знаний о правилах дорожногодвижения у учащихся )
МКОУ СОШ №10 г.Избербаш
учитель русского языка и литературы.
классный руководитель 6 «а» класса
Введение
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что школа является одной из первых ступеней в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МКОУ СОШ № 10 в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Гуманизация связи семьи с сотрудниками МКОУ СОШ № 10, с сотрудниками ГИБДД;
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Появление интереса у родителей к проблемам школы.
Сроки реализации проекта: 2011-20012 г.
Место события:
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10,г.Избербаш, Республики Дагестан
Участники: учащиеся школы, родители учащихся, классные руководителя МКОУ СОШ № 10, учитель музыки, учитель рисования, педагог-психолог, учитель физкультуры, инспектор ГИБДД.
Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Актуальность проекта состоит в том, что от успешного сотрудничества родителей учащихся и учителей школы зависит не только успешность учащихся но и их безопасность. Развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы обучения и воспитания детей в школе, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения школьников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашей школы на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность школы, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна: Система деятельности МКОУ СОШ № 10 по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Анализ условий
Внешние ресурсы
Внутренние ресурсы
Кадровый потенциал - Поддержка и сотрудничество с городским управлением образования, методическим кабинетом.
- Учителя школ города
- Учителя МКОУ СОШ № 10
- Классные руководители
- Психолог, соц. педагог
- Медицинская сестра
- Родители
Материально-техническое обеспечение - Оборудование уголков, стендов безопасности в классах
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса
-Приобретение необходимого дидактического материала
- Создание видеотеки по ПДД
- Обеспечение условий для предупреждения травматизма
- Реконструкция “Дорожки безопасности” на территории МКОУ СОШ № 10
Специальные службы
ГИБДД, средства массовой информации -газета «Наш Избербаш»
Школьная газета – «Блокнот», творческая группа учителей
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы школы, в которой определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, классных часов, родительских собраний, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любой школе, работающего в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. От активного участия родителей в работе школы выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (аналитический);
Основной (реализация намеченных планов)»
Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
График проектных мероприятий с детьми
График проектных мероприятий с родителями
Содержание работы над проектом по этапам
Заключение
Ребенка обучи - дашь миру человека.
В. Гюго
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Одним из тех, кто может помочь обществу решить эту проблему должен стать учитель, но не все учителя в достаточной степени знают правила дорожного движения. В связи с этим большое значение приобретает обучение учителей методике проведения занятий, классных часов по привитию учащимся приемов его безопасного поведения на дороге.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача учителей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями учителей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МКОУ СОШ № 10 по обучению учащихся основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют учащимся предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для учителей, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако: Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых классных часах, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список используемой литературы
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей школьника. М. ,1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. , 2002.
3. Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.
Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Зенина Т. Н. Родительские собрания в школе. – М. ,2006.
Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – /Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. , - М. ,2003.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Приложения к проекту:
Приложение 1 – Листовка «Правила езды на велосипеде»;
Приложение 2 – Авторские частушки на конкурс «Дорожная мотаня»;
Приложение 3 – Памятки и консультации для родителей
Приложение 4 – Конспект физкультурного развлечения в старшей группе: «Красный, желтый, зеленый»;
Приложение 5 –Сценарий совместной игровой программы для родителей и детей старшей группы «А» на тему: «Дорожная азбука»;
Приложение 6 – Буклет к акции «Письмо и подарок водителю»;
Приложение 7 - Освещение работы по проекту в средствах массовой информации;
Приложение 8 – Анкеты для родителей по проекту;
Приложение 9 – Фотоматериал по проекту.
Начало формы
Конец формы