Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с помощью иллюстрация составлять загадки- описания учить подбирать определения к словам-действиям , подбирать антонимы развивать голосовой аппарат (произношение чистоговорок


Занятие по развитию речи

ТЕМА “НАСЕКОМЫЕ”
Пересказ сказки К. Ушинского “Пчелки на разведках”.
Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку; с помощью иллюстрация составлять загадки- описания; учить подбирать определения к словам-действиям , подбирать антонимы; развивать голосовой аппарат (произношение чистоговорок громко, тихо , шепотом).
Оборудование: картина пчелы, схема рассказа.

Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки (говори тихо, громко, шепотом):
Жа-жа-жа зажужжала муха.
Са-са-са прилетела оса.
Зу-зу-зу мы поймали стрекозу.

Беседа.
Отгадайте загадку

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(пчела)
Почему вы думаете, что это пчела?
Назовите пчелу ласково. (пчелка, труженица, малышка)
Почему пчелу называют труженицей?
Когда пробуждаются пчелы? (весной)
Где живут пчелы? (в улье)
Что они собирают? (мед)
Давайте подберём слова – родственники к слову «мёд» (медок медовый, медовая, медовуха)
Чтение сказки.
Сегодня я прочитаю вам сказку К. Ушинского “Пчелки на разведках”. Эту сказку выбудете пересказывать, поэтому слушайте внимательно.
«Пчелки на разведках»
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в прошлогодней травке проглядывали свежие ярко - зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, будила подруг, и выглянули они в окошечко разведать ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке:
Нет ли у тебя, яблонька что-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали.
Нет, говорит им яблонька, вы приз ли слишком рано мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.
Полетёли пчёлки к вишне:
Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
Наведайтесь, милочки, завтра, отвечает им вишня, сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку; но не было в ней, ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный, тёмно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата
сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой веселёшеньки.

Беседа о прочитанном.
Почему сказку автор назвал “Пчелки на разведках”?
С кем встречались пчелки?
Чем закончились встречи с яблонькой, вишней, тюльпаном?
Кто напоил и накормил пчел?
Посмотрите на нашу схему, она поможет вам пересказать сказку.
Пересказ. (23 пересказа, их лучше разбить по частям)

Физминутка:
Утром стрекоза проснулась
Подтянулась, улыбнулась
Раз росой она умылась,
Два изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась
Посмотрите внимательно на картинки кого вы видите? (бабочка, кузнечик, пчела, муравей, божья коровка, стрекоза, жук и тд)
Назовите, одним словом.(насекомые)

Упражнение доскажи предложение”. (антонимы)
Муравей маленький, а жук... (большой)
Перед дождем насекомые летают низко, а в солнечную погоду (высоко)
У осы есть светлые полоски и... (темные)
Муравей приносит пользу, а муха ...(вред)
Пчелка труженица, а трутень ... (лентяй)
Стрекоза может летать быстро, а может ... (медленно)
Молодцы!
Подбери определения:
Кузнечик стрекочет стрекочущий кузнечик.
Жук жужжит жужжащий жук.
Комар пищит пищащий комар.
Муха надоедает надоедливая муха.
Бабочка порхает порхающая бабочка.

Итог занятия.













































Занятие по развитию речи

Тема: Пересказ сказки Л.Н. Толстого “Как волки учат своих детей”.

Цель: формировать умение самостоятельно пересказывать небольшие рассказы; обогатить словарь детей новыми словами:
матерый старый, опытный; ягненок детеныш овцы; зарезал загрыз; учить правильно употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа; развивать умение отгадывать загадки; воспитывать желание узнавать новые сведения о диких животных.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, предметные картины с изображением диких животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Загадывание загадок. (сопровождается показом картин)

Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает.
(белка- тіын)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось - бaлан)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(медведь - аю)

За белым скок.
(лиса и заяц – т_лкі ж‰не Kоян)

О ком эти загадки? (о диких животных)
Почему их называют дикими? (живут в лесу)
А знаете ли вы, как называются детеныши диких животных?
Вот мы сейчас и проверим. Я буду кидать вам мяч, а вы должны сказать, кто у кого.
Например:
У волка волчата, много волчат.
У медведицы
У тигрицы
У сурчихи
У хомячихи .
У львицы ..
У слонихи ..
У моржихи
Как вы думаете, учат ля своих детенышей взрослые животные?
Чему они их учат? (охотиться, заметать следы...)
Сегодня я познакомлю вас с рассказом Л.Н. Толстого “Как водки учат своих детей”. В рассказе вас встретятся такие слова:
матерый, ягненок, зарезал.
Давайте попробуем их объяснять. (если дети затрудняются, воспитатель объясняет сам)
Чтение рассказа. Беседа.
Что услышал автор, когда шел по дороге? (по полю бежали волки)
Какие были волки? (матерый и молодой)
Что нес молодой воли? (ягненка)
Что произошло, когда за волками погнались мужики?
Что рассказал мальчик?

Физминутка:
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонились, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (ритмичное разведение рук в сторону)
Повторное чтение.

Пересказ рассказа детьми. (45 рассказов)
Оценка дается после каждого пересказа. (Все ли рассказано? Что можно дополнить, уточнить?)
Объяснение пословицы: В согласном стаде волк не страшен.
Итог занятия.