Из опыта работы «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомления с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы
«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомления с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста»
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.
Я считаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Для достижения своей цели поставила перед собой следующие задачи:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В старшем дошкольном возрасте в беседах дети знакомятся с предписывающими и информационно-указательными знаками, закрепляют свои знания в играх с макетом дороги «Страна дорожных знаков». Для закрепления полученных знаний, можно пригласить в группу сотрудника ГИБДД, который расскажет детям специфику своей работы и правила поведения в транспорте и на дороге (умение обратиться за помощью, назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес). В этом возрасте провести с детьми викторину «Умный пешеход», КВН «Знатоки дорожных правил». В этом возрасте дети очень любят играть в дидактические игры: «Умные знаки», «Какие бывают машины» и т.п. Для закрепления знаний о правилах пешеходов можно провести конкурс детского рисунка «Внимательный пешеход».
Что должны знать дети старшего дошкольного возраста:
переходить улицу можно только на зелёный свет;
по тротуару нужно идти с правой стороны;
на шоссе ходи только по краю, предназначенному для пешеходов навстречу движению машин;
телефон милиции 02;
переходя дорогу, нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги, - направо.
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно – ролевых играх: «ГИБДД», «Пешеходы», а так же в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т.д.
В работе с родителями используются анкеты с целью определения уровня знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям. По правилам дорожного движения проводятся индивидуальные беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Затем родителям, предложить нарисовать вместе детьми карту – план «Мой безопасный путь в детский сад».
Регулярно помещать в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения». Провести родительское собрание на тему: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», с целью подготовки ребёнка к школе.
Каждый из нас в любой момент может оказаться в любой опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д.
Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
Результатом этой работы является сформированное представление об основах личной безопасности. У воспитанников закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.
Данная работа поможет педагогам дошкольных учреждений организовать эффективную работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.