Урок-викторина Г. Х. Андерсен — наш любимый сказочник
Урок- викторина по литературе по теме:
«Ганс Христиан Андерсен – наш любимый сказочник»
5 класс.Урок разработан учителем русского языка и литературы Гетманской Анной Александровной.
Задачи:1) Обучающая:
Обобщить и углубить знания пятиклассников по теме: «Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена» посредством игры.
2) Развивающие:
создание положительной мотивации на уроке;
обеспечение заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
развитие воображения;
активизация творческого потенциала учащихся.
3) Воспитательная:
способствование развитию коммуникативной и эстетической культуры учащихся.
Тип урока: обобщение знаний.
Форма урока: нетрадиционная (урок-викторина).
Оборудование:
компьютер,
проектор,
аудиозаписи,
мультимедийная доска,
выставка книг Г. Х. Андерсена,
рисунки профессиональных художников и учащихся к произведениям Андерсена.
Список сказок, рекомендованных к прочтению:
«Гадкий утенок»
«Дикие лебеди»
«Дюймовочка»
«Новое платье короля»
«Огниво»
«Оле-Лукойе»
«Пастушка и трубочист»
«Принцесса на горошине»
«Русалочка»
«Свинопас»
«Снежная королева»
«Соловей»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Сундук-самолет».
Ход урока.
Слово учителя. Этот мальчик вырос в бедной семье сапожника, читать научился поздно, в детстве ни разу не был в театре, хотя очень этого хотел и коллекционировал афиши. Товарищи потешались над ним и дразнили фантазером, а учителя называли непутевым. Как звали этих учителей уже никто не помнит, а вот имя «непутевого ученика» знакомо всем. Вы, конечно, догадались, что я говорю о великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене. Смешной верзила вырос и стал знаменитым писателем, его сказки знают и любят все.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами посоревнуемся в том, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена, проверим, как внимательны были, читая их. Возможно, вы узнаете и что-то новое о жизни и творчестве великого сказочника. Цель нашего урока – расширить свои знания о жизни и творчестве великого сказочника.
Итак, начнем! В нашей викторине принимают участие 2 команды: «Охотники за огнивом» и «Знатоки Андерсена».
Команды произносят свои девизы:
Мы сверкаем, мы сверкаем,
Мы добро лишь излучаем,
Никогда не унываем,
Потому что мы – друзья! («Охотники за огнивом»)
В сказочный мир мы сегодня идем,
И за собой всех ребят позовем.
Мы дружная команда, веселые друзья,
И вместе везде мы шагаем всегда! («Знатоки Андерсена»)
Судить наше соревнование будет строгое жюри в составе: _______________________
1 ТУР.
Каждый спортсмен знает – любая тренировка начинается с разминки. Поэтому наш первый тур – разминочный.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ:
В какой стране жил Г. Х. Андерсен?
Кем мечтал стать в детстве будущий сказочник?
Назовите первую сказку Андерсена?
В честь какого события в сентябре 1869 года жители г. Оденсе устроили праздничное шествие с факелами в карнавальных костюмах героев Андерсена?
Однажды один мальчик, восхищавшийся сказками Андерсена, увидев своего кумира на улице, сбегал домой и подарил сказочнику самое дорогое для него – одноногую старую игрушку. Что это была за игрушка?
Что сделал Андерсен, когда, плывя на паруснике, захотел послушать музыку, а ни одного музыканта на палубе не было?
! Звучит музыка из балета «Снежная королева».
На этом первый этап подошел к концу. Прошу жюри подвести итоги.
2 ТУР.
Вам, надеюсь, хорошо знакомы герои сказок Андерсена? По характеристике узнайте героев сказки:
«В самой чашечке сидел маленький человек, беленький и прозрачный. На голове у него сияла корона, а за плечами развевались блестящие крылышки…»
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, но все-таки живая…»
«Все шесть принцесс были прехорошенькими, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, с глубокими, синими, как море, глазами…»
«Они уже ходили в школу, у каждого на груди красовалась звезда, а сбоку гремела сабля, писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать. И была у них сестрица…»
«Боже мой, на что она была похожа? Вода бежала с ее волос и платья. Прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она-таки уверяла, что она настоящая..."
«Шел он по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку, шел он домой…»
«Вокруг сада шла живая изгородь из орешника, за ней начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди сада рос розовый куст, под которым сидела она…»
«Было когда-то 25 братьев, сыновей одной матери – старой оловянной ложки. Все они одинаковы, кроме последнего, на него олова не хватило…»
! Все вопросы дублируются на электронной доске.
Дорогие ребята, вы, наверное, устали? Пока жюри подводит итоги этого тура, давайте немного разомнемся.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Задание: встать, поднять руки вверх. Если называется герой сказки Андерсена, хлопаем в ладоши.
Оле-ЛукойеИванушка
Домовой
Красная шапочка
Бузинная матушка
Соловей
Железный дровосек
Кай
Электроник
Пастушка
Серый волк
Улитка
Алиса
Штопальная игла
3 ТУР.
Задание для 3 тура таково: я буду перечислять героев, а вы должны назвать сказку, в которой они живут:
Злобный карлик, разбитое зеркало, раненый мальчик, красивая холодная женщина.
Куры, гуси и другие жители птичьего двора.
Морская ведьма, мудрый отец и влюбленная молодая девушка.
Глупый самодовольный человек, стоящий у власти, обманщики-портные и огромное количество чиновников-лжецов.
Роза, соловей и капризная принцесса.
Ливень, карета, 40 тюфяков и настоящая принцесса.
! Все вопросы дублируются на электронной доске.
Жюри подводит итоги.
4 ТУР.
Домашнее задание.
Слово учителя: наши команды получили задание инсценировать отрывок из любимой сказки Г. Х. Андерсена. Задача для команды-соперницы – назвать эту сказку.
Команды показывают инсценировки.
Жюри подводит итоги тура.
Наибольшее количество баллов – 5.
5 ТУР.
Пятый тур – завершающий, капитанский. Вопросы капитанам:
«Что надо сделать, чтобы…»
Узнать настоящую принцессу?
У русалочки появилась пара стройных ножек?
Братья превратились из лебедей в принцев?
Укротить собак в подземелье?
Заполучить горшочек с бубенцами?
Появилась на свет Дюймовочка?
Узнать. Кто из сановников не на своем месте, кто умен, а кто глуп?
Тебя приняли за турецкого бога?
Жюри подводит итоги викторины.
Команда-победительница премируется грамотой и отличными оценками.
Завершающее слово учителя:
Спасибо участникам и зрителям! Я надеюсь, что вы не только вспомнили любимые сказки, но и узнали сегодня много нового для себя о жизни и творчестве Андерсена.
Понравился ли вам наш необычный урок? Захотелось ли вам посетить библиотеку и еще раз перечитать любимые сказки?
И в завершении урока я бы хотела пожелать всем сегодняшним участникам урока – читайте сказки Андерсена, и, может быть, они помогут вам не заблудиться на долгом жизненном пути, о котором не даром сказано: жизнь прожить – не поле перейти!