Психолого-педагогическая поддержка развития творческой одаренности школьников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИРАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: Психолого-педагогическая поддержка развития творческой одаренности школьников.
Выполнила: Павленко Ирина Анатольевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №5 г.Михайловска
Ставрополь, 2016 Содержание Введение3 Общая характеристика одаренности..5 Выявление одаренных детей7 Развитие личности, способной к творческой самореализации ..10 Этапы психологического сопровождения одаренных детей...18 Заключение...21 Литература22 Приложение..23
Введение В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может» Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко отражено в работе Б.М. Теплова «Способности и одаренность». Дальнейшее освещение этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения. Вполне очевидно, что важнейшей задачей современного общества является сохранение и развитие одаренности. Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы. Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Общая характеристика одаренности Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей: учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте); учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте); учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте). Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное. Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных решений». Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения. Одаренные дети, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Выявление одаренных детей Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся: наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции. При выявлении одаренных детей, несомненно, необходимо использовать весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперементально-формирующий метод, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и пр. Однако применение массовых психодиагностических исследований с последующей компьютерной обработкой на этапе первичного отбора представляется оправданным. Психологический тест позволяет в течение короткого промежутка времени (по сравнению с длительностью наблюдения и изучения продуктов деятельности) измерить интеллектуальные возможности личности. При этом необходимо иметь в виду, что если закономерность есть, она проявиться в различных формах общественного сознания. Психолог выявит ее психологическими методами (в том числе тестированием), педагог же зафиксирует ее проявления при помощи наблюдения, изучая продукты учебной деятельности, экспертными оценками. Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Педагог начинает свою работу от рекомендаций психолога и строит «архитектуру здания творческой личности». Кроме того, необходимо принять во внимание факт существования скрытой, потенциальной одаренности у немалого числа учащихся. При условии проведения массовых психодиагностических исследований становиться возможным эффективное выявление и последующее психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального и личностного развития, в том числе и потенциально одаренных учащихся. База данных результатов такого рода исследований, полученная при использовании информационной технологии «Референт» находящаяся в нашем распоряжении, содержит, в том числе, и ошеломляющие результаты. Оказывается, потенциально одаренные учащиеся нередко обучаются в классах, специально предназначенных для обучения детей с задержками психического развития! Вовремя проведенные психодиагностические исследования и их результаты, представленные психологом школы директору, могут служить своего рода профилактикой такого рода ошибок. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит не только от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики. На первой ступени обучения по итогам первого психодиагностического минимума при помощи информационной технологии «Референт» и наблюдениям учителей, формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории «талантливые или одаренные дети». Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т.е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом его индивидуальности. Например, использование шкалы Рензулли-Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных учащихся: интеллектуальные умения, мотивация, креативность (см. Приложение 1). Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т.п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хана и Г. Кафа. Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: своевременное применение различных видов тестирования; оценки способностей по успеваемости; заключение психолога и экспертов в определенной деятельности; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности); самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц); наблюдение родителей и представителей науки. В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы: «дискриминация» личности одаренного учащегося; ориентации на «среднего» ученика; слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации; сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований. Поэтому педагогу-психологу целесообразно планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося. Развитие личности, способной к творческой самореализации Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последнее в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности. Качества, необходимые для личностной самореализации необходимо развивать в комплексе. Качества: творческое мышление; инициативность; способность к обоснованному риску; уверенность в себе; адекватную самооценку; умение сотрудничать с партнерами; мотивацию достижения; высокую работоспособность. Творческое, дивергентное мышление. Дж. Гилфорд разработал модель структуры интеллекта, в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление – процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим. Способность к обоснованному риску. В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска – обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал связана со способностью и умением обоснованно рисковать. Воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую учащийся поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия. Поэтому если ребенок начал какую-либо работу по собственному желанию, то он должен: а) постараться обязательно ее завершить; б) сделать ее как можно лучше. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей. Умение сотрудничать. Учащиеся приходят к пониманию того, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных. Мотивация достижения. Мотивация деятельности предполагает два вида мотивации: достижения (надежда на успех) и избегания неудачи (неуспеха). Мотивация достижения (надежда на успех) связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением достичь успеха в деятельности: «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «надеюсь получить высший балл», «они стараются как можно лучше выполнить работу». Мотивация избегания неудачи присутствует тогда, когда деятельность человека определяется желанием избежать неуспеха в деятельности: «он делает это, так как не хочет оставаться на второй год», «надеюсь не получить двойку», «они стараются не делать ошибок в работе» и т.п. Для развития дивергентного, творческого мышления одаренные дети активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологического клуба, игр типа «Что, где, когда?», дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. Развитие творческого потенциала учащихся является одной из важнейших задач современного образования. Для успешно решения этой задачи в школе созданы условия, которые обеспечивают психологический комфорт учащимся и учителям. Для учащихся первой ступени обучения был введен курс «Учусь творчески мыслить», разработанный на базе известных концепций структуры интеллекта Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Предложенная технология включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Все упражнения и задания построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и с помощью рисунков, что позволяет детям, воплощать и сообщать учителю и окружающим свои творческие идеи. Возможны также и другие способы: запись идей учителя и родителей на диктофон, использование, использование готовых рисунков, фотографий. Задания также позволяют детям выразить и с помощью драматической деятельности, и через создание различных творческих работ. Психологическое сопровождение 1-го года обучения предполагает измерение выраженности и структуры образной креативности ребенка перед началом курса развития творческого мышления и после его окончания. Психологическое сопровождение 2-го и последующих лет обучения предполагает дальнейшие психологические измерения выраженности и структуры творческого мышления детей по окончанию каждого года обучения. Подобный подход позволяет отследить динамику индивидуального развития каждого ребенка, выделить тенденции в классе, анализировать эффективность педагогических воздействий и конкретизировать методику обучения. Продолжением курса «Учусь творчески мыслить» является участие учащихся школы в ежегодной научно-практической конференции «Одиссея Разума» - показатель вовлеченности детей и педагогов в активную творческую деятельность, а значит, и результативности развития их творческого потенциала. Конференция «Одиссея разума» направлена на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, формирование свободной творческой личности. В качестве целей можно назвать культивирование креативного подхода к окружающей действительности, воспитание социально адаптированного ученика. Кроме того, участие детей в «Одиссее разума» положены идеи и принципы личностно-ориентированной педагогики и психологии творчества. Эта конференция позволяет развивать творческий подход к жизни у детей. В процесс ее реализации происходит развитие творческого мышления, навыков командного взаимодействия, умение ставить цели и достигать их самостоятельно найденными способами. В индивидуально-психологическом аспекте у ребенка-участника интенсивно развиваются: эрудиция, творческое мышление, воображение, коммуникативные способности, лидерские качества, толерантность по отношению к инакомыслию и, конечно же, мотивация достижения. Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повысило образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность ученикам учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию. Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на третьей ступени обучения. Основной смысл учебного портфолио – «показать все, на что способен ученик», а его педагогическая философия как форма оценки предполагает: смещение акцента с того, что учащихся не знает и не умеет, на то, что он знает по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; содействовать индивидуализации образования школьников; создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио – это диалог ученика с самим собой, со своими одноклассниками, родителями. Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Можно посвятить его одному или нескольким учебным предметам, можно – одному из своих хобби или внеурочных увлечений, ведь отслеживание достижений в творческих делах не менее увлекательно и полезно. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика. Учащиеся работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации у психолога и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя «стимул роста». Портфолио – «живой» инструмент, отражающий актуальную ситуацию. У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Используя портфолио, учащиеся школы не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию. Портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным. На первой ступени обучения портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. На второй ступени обучения - для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей. На третьей ступени обучения портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, содержит информацию об изучаемых предметах, о проектно-исследовательской деятельности. Развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала используются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы адресуются с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. В школе применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. Существенным направлением деятельности педагога-психолога является психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества, как адаптивность. С учащимися проводятся социально-психологические тренинги, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям. Работа педагога-психолога по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка. На третьей ступени обучения особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего. Требования к личности учителя. Немецкий педагог XIX века А.Дистерверг говорил: «Учитель – образ мыслей его – вот, что самое главное в обучении и воспитании». Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности. Поэтому работа педагога-психолога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов: Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Диагностические методы: наблюдение; беседы; измерения выраженности и структуры креативности; измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности; измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта) измерение выраженности и структуры обучаемости; измерение выраженности и структуры обученности; Анкета способностей ребенка (для родителей); Социометрические исследования; характерологические опросники (соответственно возрасту); оценка коммуникативных навыков; изучение профессионального развития личности педагога; Итог диагностического этапа: -создание индивидуальных карт школьника; -создание информационной базы данных одаренных детей; -аналитический отчет по результатам диагностических исследований. Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; обновление информационной базы данных одаренных детей; психолого-педагогические семинары; родительские собрания. Психолого-педагогические семинары, их тематика: «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития». «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников». «Роль интеграции основного и дополнительного образования в удовлетворении потребностей в личностном развитии учащихся». «Организация воспитательной среды для развития личности ребенка» и др. Родительские собрания, их тематика: «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». «Развитие личности, способной к творческой самореализации». «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников». «Легко ли быть одаренным ребенком» Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся. Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком. Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей. В школе проводятся следующие мероприятия: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся. Программа «Учусь творчески мыслить»; занятия с элементами тренинга по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения; занятия с учащимися 5-х классов по программе «Качества ума»; занятия с учащимися 6-х классов по программе «Головоломки для интеллектуалов»; факультативные занятия с учащимися 9-х классов «Моя профессиональная карьера»; тренинговые занятия «Основы конструктивного общения»; коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции; занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов; совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и творческого мышления и др.; создание портфолио с целью формирования мотивации достижения; проектная деятельность учащихся. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.
Заключение Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей. Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если: детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности; создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка; выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников; структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
ЛИТЕРАТУРА Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр.31. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Одаренное поколение: наука и практика – от эксперимента к системе: материалы открытой городской научно-практической конференции (29-30 ноября 2007г., г. Минск), В 3 ч. Минск) МГГИПК и ПКО,2007. Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2008г.- Смоленск ГОУ ДПОС «СОИУУ»- 2008. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006. Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д. Алексеева. – Минск, 1999.
Приложение 1. Опросник креативности Рензулли Опросник креативности это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению, заполнение которого требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 постоянно, 3 часто, 2 иногда, 1 редко. Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка 10, максимальная 40 баллов). Творческие характеристики: чрезвычайно любознателен в самых разных областях, постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем; выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы; свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый; способен рисковать; предприимчив и решителен; предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов; обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим; осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность; обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений; имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку; критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки. Лист ответов (Шкала креативности) Дата__________ Класс__________ Возраст____________ Фамилия Имя_____________________________________ (заполняющий анкету) В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 постоянно, 3 часто, 2 иногда, 1 редко. Таблица № п/п Ф.И.О. Номера творческих характеристик Сумма баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нормативные данные Рензулли Нормативные данные, полученные Рензулли с соавторами на выборке школьников 5-х классов. Средние и стандартные отклонения по данным Рензулли. Одаренные N = 40 чел Нормальные N = 40 чел
M Среднее отклонение Cтандартное отклонение M Среднее отклонение Cтандартное отклонение
25.1 7.6 17.1 4.7
Уровень креативности Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–21
Низкий 20–16
Очень низкий 15–10
Приложение 2. Рабочая программа по психологическому сопровождению одаренных учащихся
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: - совместно с педагогами определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; - содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); - развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах); - содействие социализации, формированию коммуникативных навыков; - содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. 1. Психологическое обеспечение работы с учащимися Первая ступень обучения 1.1 Проведение психометрической процедуры измерения выраженности и структуры креативности учащихся классов, занимающихся по программе развития творческого мышления. сентябрь - октябрь
1.2 Выявление детей, имеющих интеллектуальные способности: психологическая диагностика потенциальных способностей (невербального интеллекта), умственной работоспособности и продуктивности умственной деятельности в 1-х классах сентябрь, декабрь
1.3 Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия). декабрь, апрель
1.4 Углубленная диагностика личностных особенностей одаренного ребенка январь
1.5 Психодиагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей и эффективности обучения учащихся 4-х классов (психологическая диагностика мотивации учебной деятельности, потенциальных способностей (невербального интеллекта), обучаемости, обученности). апрель
1.6 Проведение групповых занятий и больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков. март-май
Вторая ступень обучения 1.7 Проведение групповых занятий по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков октябрь-декабрь
1.8 Психологическое обеспечение выбора учащимися 9-х классов дальнейшего образовательного маршрута (психологическая диагностика мотивации учебной деятельности, потенциальных способностей (невербального интеллекта), обучаемости, школьной обученности, познавательных интересов, социометрии по поводу учебной деятельности). апрель
1.9 Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия). апрель
1.10 Психологическое индивидуальное консультирование учащихся по результатам психологической диагностики
май
1.11 Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции. январь-май
Третья ступень обучения 1.12 Психологическое обеспечение выбора учащимися 11-х классов дальнейшего образовательного маршрута (психологическая диагностика мотивации учебной деятельности, потенциальных способностей (невербального интеллекта), обучаемости, обученности, познавательных интересов, соответствие индивидуально-типологических особенностей личности выбираемой профессии). По заявке учащихся. декабрь
1.13 Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия) ноябрь
1.14 Проведение групповых занятий по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков в 10-х классах. январь-апрель
1.15 Психологическое индивидуальное консультирование учащихся по результатам психологической диагностики январь-март
1.16 Консультации для учащихся по вопросам профориентации, эффективного использования времени, целеполагания, создания временной перспективы будущего. январь-май
1.17 Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции. январь-май
2. Психологическое обеспечение работы с педагогами 2.1 Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и специальной одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей. октябрь
2.2 Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей. октябрь
2.3 Разработка совместно с учителями способов индивидуального подхода к учащимся, требующим внимания. декабрь
2.4 Групповая консультация «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников». январь
2.5 Психологическое консультирование педагогов по результатам психологической диагностики учащихся. март-май
3. Психологическое обеспечение работы с родителями 3.1 Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся. январь
3.2 Групповая консультация. «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». март
3.3 Психологическое индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам психологической диагностики учащихся. март-май