Урок по ПДД для 5-6 классов «А почему, почему, почему был светофор зелёный…»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №6"
24.12.2013
А почему, почему, почему
был светофор зелёный …
Учитель
Синёва Екатерина Ивановна
Цели:
Образовательная
.
Ввести определение светофора, его значимость.
Выяснить происхождение цветовой гаммы светофора. Рассмотреть виды
пешеходных переходов. Выяснить где в нашем городе впервые появился
светофор, как организовано,
было д
вижение транспорта и пешехода
.
Воспитательн
ая.
Воспитывать внимательность на дороге, чувство
ответственности
за свою жизнь.
Воспитывать
чувство
патриотизм
а
,
любовь к своей малой родине.
Развивающая
. Развивать
речь, память, внимательность, наблюдательность,
культуру соблюдения правил дорожного
движения.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей светофора.
Выяснить
:
o
п
очему используют красный цвет, желтый цвет, зелёный цвет в
светофоре;
o
к
огда и где появился первый светофор в России;
o
к
ак было организовано движение в Сергиевом Посаде в начале
20
века;
o
На какой улице появился светофор в нашем городе?
o
Как на сегодняшний день организованно движение в Сергиевом
-
Посаде.
п.
1. История светофора
(от
рус.
свет
и
греч.
φтуыф
—
«несущий»)
—
оптическое
устройство
несущее
све
товую информацию
. Светофор
предназначен для регулирования
движения
механических транспортных средств
, а
также
пешеходов
на
пешеходных переходах
и
иных участников
дорожного движения
,
поездов
железной дороги и метрополитена
, речных и
морских судов, трамваев, троллейбусов,
автобусов и иного
транспорта
.
Первый светофор был установлен
10
декабря
1868 года
в
Лондоне
возле
здания
Британского парламента
. Его
изобретатель
—
Джон Пик Найт
—
был
специалистом по железнодорожным
семафорам
. Светофор управлялся вручную
и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал
«стоп», а опущенные под углом в 45°
—
движение с осторожностью. В тёмное
время суток использовался вращающийся
газовый фонарь
, с помощью которого
подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор
использовался
для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы
предназначались для транспортных средств
—
пока пешеходы идут,
транспортные средства должны стоять. 2 января 1869 года газовый фонарь
светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейск
ого.
Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без
непосредственного участия человека) была разработана и запатентована в
1910
году
Эрнстом Сиррином из
Чикаго. Его светофор использовал
неподсвеченные
надписи
Stop
и
Proceed
.
Вопросы:
1.
Что называется с
в
етофор
о
м?
2.
Для чего предназначен светофор?
3.
Кто и когда изобрёл первый светофор?
4.
Расскажите как работал первый светофор.
п.
2. Цветовая гамма светофора
Изобретателем первого электрического светофора считается ЛестерВайр из
Солт
-
Лейк
-
Сити (штат Юта, США. В 1912 году он
разработал (но не запатентовал) светофор с двумя
круглыми электрическими сигналами
–
красного
и
зелёногоцвета
.
5 августа
1914 года
в
Кливленде
Американская
светофорная компания установила на п
ерекрёстке 105
-
й
улицы и авеню Эвклида четыре электрических
светофора конструкции Джеймса
Хога.
Они имели
красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали
звуковой сигнал. Система управлялась полицейским,
сидящим в стеклянной будке на перекрёстке. Светоф
оры
задавали правила движения, аналогичные принятым в
настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при
отсутствии помех, а поворот налево
—
на зелёный сигнал вокруг центра
перекрёстка.
В
1920 году
году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала
были установлены в
Детройте
и
Нью
-
Йорке
. Авторами изобретений были,
соответственно,
УильямПоттс
(
англ.
WilliamPotts
) и Джон Ф.
Харрис
(
англ.
JohnF. Harriss
).
В
Европе
аналогичные светофоры были впервые установлены в
1922
году
в
Па
риже
на пересечении Рю де Риволи (
фр.
Rue de Rivoli
) и
Севастопольского бульвара (
фр.
Boulevard de Sebastopol
) и в
Гамбурге
на
площади Штефансплатц (
нем.
Stephansplatz
). В
Англии
—
в
1927 году
в
городе
Вулвергемптоне
(
англ.
Wolverhampton
).
В связи с ис
торией светофора часто упоминают имя американского
изобретателя
Гаррета Моргана
,
запатентовавшего
в 1923 году светофор
оригинальной конструкции. Однако в историю вошёл тем, что впервые в мире в
патенте кроме технической конструкции указал назначение: «Назначение
устройства
—
сделать очередность проезда перекрестка независимой от
персон
ы, сидящей в автомобиле»
В
СССР
первый светофор установили
15 января
1930 года
в
Ленинграде
на
пересечен
ии проспектов 25
Октября и Володарского
(ныне
Невского
и
Литейног
о
проспектов).
А первый светофор в
Москве
появился
30 декабря
того же года на углу
улиц
Петровка
и
Кузнецкий
Мост
.
В середине
1990
-
х
были изобретены зелёные
светодиоды
с достаточной
яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными
светофорами.
Москва
стала первым городом, в котором светодиодные светофоры
стали применяться масс
ово.
Вопросы:
1.
В каком году стали использовать красный
, жёлтый,
зелёный цвета
светофора?
Объясните,
как цвета помогли организовать движение
транспорта на дороге.
2.
Когда впервые появился светофор в СССР?
п.3. К 30
-
м годам в Загорском
районе
появился автотранспорт
…
К 30
-
м годам в Загорском районе
появился автотранспорт, хотя он и был
малочисленным, но требовал
определённого порядка и контроля. Так
в городском архиве и обнаружил
Протокол №33 от 21 декабря 1931 года
заседание Президиума
Загорского
горсовета. В пятом параграфе записано:
«Предлагается начальнику районного
Управления милиции усилить надзор за порядком движения авто
-
гужевого
транспорта, а так же стоянию лошадей».
Какой был порядок движения транспорта и кем он был установле
н в те годы,
предстоит выяснить, но то, что он нарушился, следует с текстовым протоколом
В том же архиве имеется документ, который годом позже отвечает на
поставленный выше вопрос. Привожу его текст полностью:
Протокол №3
Заседание
Президиума
Загорского Горсовета от 11 февраля 1932 год.
# 9. О правилах движения по шоссе
дорогам
в черте г. Загорска
На основании Положения об издании местным исполнительным комитетом и
городским Советом обязательных
постановлений
и о положении за их
нарушение в а
дминистративном порядке /6.7. 1925 года № 39 ст. 304
Президиум Горсовета
п
остановляет:
1.
Лицо, управляющее каким бы то ни было видом транспорта должно
быть,
безусловно,
трезвым.
2.
Движение по городу разрешается со скоростью не свыше 25 км в час.
3.
Движение по
городу разрешается только с правой стороны.
4.
Управляющие всеми видами транспорта при приближении к пешеходам, а
так же при крупных перекрёстка под прямым углом с одной стороны
улицы на другую обязаны:
а)
предупредить об этом окриком, звуковым сигналом или
иным способом.
б) если пешеход не освобождает путь,
остановить
движение
в) в городе Загорске лица, управляющие экипажами, обязаны бесплатно
перевозить по требованию милиции, поднятых на улице граждан, раненых,
пьяных, больных, пострадавших от преступления
, преследования
преступника, его задержание.
Из этого протокола становится понятным, что правила движения транспорта в г.
Загорске устанавливал Президиум городского совета. Наивность и простота этих
правил указывает о зачаточном состоя
нии транспорта и его
движения, забота
о
пешеходах и конкретном его
использовании
интересах граждан города и
районной милиции.
Наверное, были и санкции за невыполнение требования
постановления
. Можно с
уверенностью предложить, что это были денежные штрафы, пополняющие казну
го
рода.
Специальной форменной одежды у
сотрудников ГАИ не было, они не чем
н
е выделялись от других. Кроме жезла
регулировщика и свистка, у некоторых
инспекторов служебном пользовании
были мотоциклы с коляской марки
«Урал». Поскольку транспорта было
мало, серьёзных проблем в
организации движении не возникало.
Один из первых свет
офоров в городе появился на
перекрёстке проспекта РККА с улицы К. Маркса и
Советской (ныне Красногорской) площадью.
На этом перекрёстке находилась круглая,
сделанная из железа и алюминия будка,
приподнятая на метр от земли. Попасть внутрь
можно был
о только по маленькой металлической
лесенке. Эта будка предназначалась для
регулировщика уличным движением или другого
сотрудника милиции, осуществляющего контроль
за общественным порядком. В народе эта будка
получила ироническое название «Стакан». Он бы
л
ликвидирован с появлением на перекрёстке автоматизированного светофора.
Вопросы.
1.
Расскажите когда в
Загорском районе появился автотранспорт. Как
было организованно движение?
2.
Расскажите
о
правилах движения по шоссе дорогам в черте г. Загорска
.
3.
На какой у
лице
поставили первый светофор в нашем городе?
п. 4 Пешеходные переходы нашего города….
Творческое задание для учащихся
Нарисовать или сфотографировать пешеходные переходы
Сергиево
-
Посадского
района
Литература
http://ru.wikipedia.org
http://dedushkin1.livejournal.com
Анатолий Русаков «Моя милиция и не только»
Историческое эссе.
Автор
Фотографи
й
«Пешеходный переход»
-
Марченко Владислав
ученик 11 «А» МБОУ СОШ №6
Рисунки учеников 5 «Б» класса МБОУ СОШ №6
Исторические ф
ото
графии
предоставил Анатолий Северинов
–
«Радио Посад»