Конспект урока Основные формы рельефа суши. Горы суши

Конспект урока географии учителя первой квалификационной категории МБОУ «Пролетарская СОШ»
Бахтияровой Сарии Анваровны.

6 класс.
Тема урока: «Основные формы рельефа суши. Горы суши».

Цели урока:
Формирование знаний учащихся о горах, как одной из форм рельефа суши;
Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;
Стимулирование творческой мыслительной деятельности.


Задачи урока:
Образовательные - ввести понятия: рельефообразующие факторы, равнина; углубить понятие «формы рельефа», «рельеф», «горы»;
- научить распознавать вершину горы, гребень, хребты, долины, перевалы;
- сформулировать представления о разнообразии гор по высоте.
Развивающие – развивать умение и навыки работы с физической и контурными картами;
- развивать умение определять географическое положение гор;
- развивать пространственное воображение;
- развивать умение работать по алгоритму;
- развивать умение работать со средствами ИКТ.
Воспитательные – повысить интерес к изучению предмета через проведение урока - путешествия;
- формировать научное мировоззрение;
- продолжить экологическое воспитание школьников.

Тип урока: урок – воображаемое путешествие, изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок – воображаемое путешествие

Оборудование: физическая карта мира, атлас для шестого класса, контурные карты, учебник, школьная коллекция горных пород, презентация к уроку.

Опорные ЗУН: Внешние силы воздействия на поверхность земли (5 кл., тема «Разрушение горных пород»), внутренние силы воздействия на поверхность земли (6 кл., тема «Движение земной коры»); понятие «рельеф» (5 кл., тема «Оболочки Земли»); понятие горы (6кл., тема «Движение земной коры).

Географическая номенклатура: равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская, Месопотамская;
горы: Кавказ, Кордильеры, Анды, Урал, Гималаи, Атласские, Тянь-Шань, Карпаты.

Региональный компонент: Уральские горы.

Новые педагогические технологии: информационные технологии.

Оформление класса: на доске – эпиграф урока
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа лепила самое себя
С. Щипачев.
Ход урока
Структурные элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I.Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.



Приветствие.


Сообщение целей урока, показ СЛАЙДА№1.

На парте лежат: учебник, атлас, контурные карты, ручка, карандаш, линейка; учащиеся стоят возле своего рабочего места.

Садятся на свои места


Смотрят и слушают.

II. Актуализация знаний.
А. Фронтальный опрос:
































В. Индивидуальная работа по карточкам:




1. Как называются горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температур? Приведите примеры.




2. Приведите примеры осадочных горных пород. На какие группы их подразделяют? Как они образуются?







3. Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются?








4. Вспомните и назовите причины разрушения горных пород?

Карточка№1.
Задание: Определите, какая порода оказалась «лишней» в каждом списке?
а) гравий, базальт, известняк

б) гранит, базальт, гравий

в) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.



Карточка№2.
Задание: дайте определение понятий:
Литосфера

Минерал


Горная порода



Карточка№3.
Задание: Определите названия и свойства горных пород, имеющихся в школьном наборе.

Предполагаемые ответы:

- Горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температур, называются метаморфическими. Например: известняк – мрамор, кварцевый песок – кварцит, глина – роговик, гранит – гнейс.


- Осадочные горные породы образуются на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По составу и происхождению осадочного материала различают горные породы органические и неорганические. Пример осадочных горных пород: известняк, песчаник, уголь и т.д.

- Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании и затвердевании, называются магматическими. Выделяют 2 группы магматических горных пород: 1) глубинные – образуются в глубине земной коры при медленном остывании (гранит);
2) излившиеся – образуются из магмы, прорвавшейся по трещинам и разломам на земную поверхность (пемза).
- Причиной разрушения горных пород может быть действие воды, ветра, солнечных лучей, живых организмов, т.е. выветривание.

Письменно выполняют задания в карточках.
Предполагаемые ответы:

- базальт – магматическая, гравий, известняк – осадочные
- магматические – гранит, базальт, осадочные - мрамор
- горные породы – гранит, минералы – кварц, слюда, полевой шпат.


Предполагаемые ответы:

- Твердая каменистая оболочка Земли.

- Природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.

- Природный агрегат минералов более или менее постоянного минералогического состава.



Работа со школьной коллекцией горных пород.



III. Изучение нового материала.








1. Рельеф



























2. Рельефообразующие факторы.



























3. Равнины

А) Понятие РАВНИНА.











Б) Способы изображения равнин на карте.















4. Горы.
А) Понятие ГОРЫ.



















Б) Способы изображения гор на карте.




















В) Строение горы.

















Г) Классификация гор по высоте.



















Д) Строение горных хребтов.







Рассказ учителя:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не будем записывать тему урока в начале занятия, ее вы сформулируете сами в конце урока.
- Начнем мы урок с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели к нам с планеты РОВШАР (что в переводе – «ровный шар»). Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить инопланетянам место приземления.
Но, прежде чем предложить место посадки, мы должны объяснить им, что наша планета, в отличие от их планеты, имеет РЕЛЬЕФ. Однако инопланетяне не знают этого слова.

Задание: Попробуйте сами объяснить им значение этого слова.
- Для того чтобы у наших инопланетных гостей не возникло путаницы, давайте сверим наши варианты определения с научным. Для этого мы должны обратиться к учебнику.

Показ СЛАЙДА№2

Задание. Откройте свои переговорные устройства – тетради и перепишите определение.

Рассказ учителя:
- Еще необходимо указать, как сформировалось разнообразие рельефа нашей планеты.
В ходе исторического развития планеты на ее поверхность действовали внешние и внутренние силы.
Внешние силы действовали в виде выветривания, действия текучих вод, ледников, ветра, морских прибоев.
Показ СЛАЙДА№3
Задание. Запишите в свои тетради, что относится к внешним силам.


К внутренним силам относится движение земной коры.

Показ СЛАЙДА№4
Задание. Запишите в свои тетради, что относится к внутренним силам.

Показ СЛАЙДА№5
Задание. Перепишите схему со слайда в тетрадь.

Вывод:
Взаимодействие внутренних и внешних процессов – главная причина разнообразия рельефа.

Вопрос: Так какое место для приземления вы предложите инопланетянам?


Но этого слова наши гости тоже не знают. Попробуйте им объяснить его значение.
Давайте проверим правильность ваших предположений, для чего опять обратимся к учебниками найдем определение РАВНИНА
9. Найти и прочитать определение РАВНИНА.

Задание. Откройте свои переговорные устройства – тетради и перепишите определение.
Показ СЛАЙДА№6

И так, относительно ровный участок земной поверхности называется РАВНИНОЙ. Все крупные равнины подписаны на карте.

Задание. Посмотрите в атласах на карту полушарий и скажите, какие равнины вы можете предложить инопланетянам для приземления?


Вопрос. Обратите внимание, каким цветом на карте обозначены равнины?
Правильно. Таким образом, чтобы узнать, где находится ровная местность, необязательно искать слово РАВНИНА, достаточно найти на карте места закрашенные зеленым цветом.

Вопрос. Предупредите гостей, где на нашей планете приземляться нельзя. Где посадка невозможна?

Верно, однако, слово «ГОРЫ» туземцам незнакомо. Воспользуйтесь учебником и найдите определение « ГОРЫ».

Задание. Откройте свои переговорные устройства – тетради и перепишите определение.
Показ СЛАЙДА№7
Наши гости пошли на посадку и спустились на высоту 1000 метров.
Задание. Возможно ли движение космического корабля вокруг Земли на высоте 1000м. по параллели 500 с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий.
Вопрос: Почему вы не можете справиться с этой задачей?
Для того чтобы научиться определять высоту гор обратимся к учебнику.


Вопрос: Каким цветом изображены на карте территории выше 1000м.?

Вопрос: Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по 500 с.ш. на высоте 1000м.?
Задание. Выйти к доске и показать Кордильеры на карте.

Задание. Посмотрите на карту полушарий. Какие еще крупные горы вы видите?
Задание. А теперь откройте физическую карту России и дополните список.
Задание. Но на этих картах не видно гор, которые находятся на территории нашей области. Откройте атлас «Оренбургская область» на странице 3. Назовите горы, находящиеся рядом с нашей областью

Для того чтобы инопланетянам было понятней, что такое «ГОРЫ», давайте дополним наше определение рисунком.

Задание. Нарисуйте в своих переговорных устройствах гору и подпишите, где (как вы думаете) находится СКЛОН, ПОДОШВА, ВЕРШИНА.
Давайте проверим правильность ваших предположений.
Показ СЛАЙДА№8

Теперь нам необходимо, правильно сформулировав, дать определение понятиям «склон», «подошва», «вершина». Для этого я разбиваю класс на три группы:
1 группа = 1ряд – дает определение понятию «ВЕРШИНА»;
2 группа = 2 ряд – дает определение понятию «СКЛОН»;
3 группа = 3 ряд – дает определение понятию «ПОДОШВА».
Выделяют несколько групп гор в зависимости от их высоты.
Задание. Выпишите из текста в учебнике классификацию гор по высоте.
Показ СЛАЙДА№9
Рассказ учителя:
Ребята! Только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились!
Вопрос: Как вы думаете, где они могли приземлиться?

Да, действительно, местом своей посадки инопланетяне выбрали Восточно – Европейскую равнину.
Но у них новая неприятность: кораблю нужен ремонт, поврежден корпус. Руду на изготовление нового корпуса можно взять только на восточных склонах Уральских гор. Для этого им нужно перейти через горы.
Вопрос: Подскажите, в каком месте гор инопланетянам перейти будет проще всего?

Задание: Запишите в своих переговорных устройствах определение «ПЕРЕВАЛ».
ПЕРЕВАЛ – понижение в гребне, наиболее удобное для перехода через хребет.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие слова в этом определении нам еще не знакомы?
Задание: Запишите в своих переговорных устройствах их определения.

ГРЕБЕНЬ – самая высокая часть хребта, линия пересечения противоположных склонов хребта.
ХРЕБЕТ – крупная положительная форма рельефа, линейно вытянутая, с хорошо выраженными склонами.
Показ СЛАЙДА№10




















Учащиеся предлагают свои варианты определения термина РЕЛЬЕФ.

Пользуясь учебником «Начальный курс географии. 6 класс», находят и читают определение РЕЛЬЕФ.





Переписывают определение в тетрадь.













Записывают в тетрадь внешние силы, влияющие на формирование рельефа.






Записывают в тетрадь внутренние силы, влияющие на формирование рельефа.


Заносят схему в тетради.







Ученики предлагают разные варианты и, среди них, произносится словосочетание «ровный участок» или «равнина».

Учащиеся предлагают свои варианты определения.

Пользуясь учебником, находят и читают определение РАВНИНА.


Переписывают определение в тетрадь.








Открывают в атласах карту полушарий и предлагают названия равнин для посадки инопланетного корабля.
Предполагаемые ответы: Восточно – Европейская, Западно-Сибирская, Амазонская.

Ответ: зеленым, светлых и темных оттенков.






Ученики говорят, куда нельзя приземляться на нашей планете и одним из вариантов звучит слово «ГОРЫ».


Пользуясь учебником, находят и читают определение ГОРЫ.


Переписывают определение в тетрадь.







Пытаются ответить на вопрос.

Отвечают, что не могут определить высоту гор.


Пользуясь учебником, находят и читают, как можно определить высоту гор.


Ответ: коричневым, темно – коричневым.


Ответ: Нет. Мешают горы Кордильеры.


Один ученик выходит к доске и показывает горы.

Ребята перечисляют:
Анды, Тянь – Шань
Уральские горы, Алтай, Саяны, Сихотэ – Алинь



Уральские горы






Ученики рисуют в тетрадях гору и подписывают ее части.


Сверяют свои записи с рисунком на слайде



Учащиеся объединяются в группы и работают над формулировкой определений.
Возможные варианты ответов:

ВЕРШИНА – самая верхняя часть горы; макушка горы.
СКЛОН – расстояние между вершиной и подошвой.
ПОДОШВА – переход склона горы в равнину.



читают и составляют схему «Классификация гор по высоте».







Ученики предлагают варианты ответов, и среди них, звучит – ВОСТОЧНО – ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА.





Ученики предлагают варианты ответов, и среди них, звучит: в понижении гор, на перевале.

Записывают под диктовку учителя определение.



Ребята называют ГРЕБЕНЬ и ХРЕБЕТ.




Записывают под диктовку учителя определения.





IV. Закрепление
Осталось объяснить, где искать Уральские горы.
Задание. Опишите географическое положение Урала, пользуясь инструктивной карточкой

Инструктивная карточка
1.Название, высота, наивысшая точка (назвать и показать горы на карте; определить к какому типу гор они относятся по высоте; указать наивысшую точку).
2. Географическое положение:
А) на материке (определить на каком материке и в какой его части находятся горы, между какими параллелями и меридианами);
Б) направление и протяженность (определить в каком направлении протянулись: по сторонам горизонта; какова их протяженность);
В) относительно других объектов (определить, как расположены относительно соседних равнин, морей, рек..)


Учитель подводит итог занятия:
Ну что ж, ребята, вы молодцы! Вы все правильно сделали! Инопланетяне очень довольны и благодарны!
Вопрос. Может нам пора записать тему урока? Какие будут варианты?
Показ СЛАЙДА№11



Выполняют задание.
Предполагаемый результат:
1.Урал, низкие горы – 450 – 1000м. средняя высота, наивысшая точка – г. Народная, 1895м.
2. А) Уральские горы находятся на материке Евразия, являются естественной границей между Европой и Азией; протянулись от 680 с.ш. до 520 в.д.
Б) Имеют меридиальное направление с севера на юг, протяженность с севера на юг приблизительно 200м.
В) Уральские горы узкой полосой протянулись вдоль восточной окраины Русской равнины – от побережья холодного Карского моря до знойных степей Казахстана.




Звучат версии и среди них «Основные формы рельефа суши. Горы суши».


V. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет в контурных картах показать горы. Для этого запишите правила обозначения гор.
Правила обозначения гор в контурной карте.
Определение географического положения горной системы в контурной карте. Провести наложение физической и контурной карт.
Определить главное направление хребтов и подчеркнуть его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета.
Подписать горы по всей длине полученной линии.
Отметить наивысшую точку, подписать печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели.
Параграф 20. Найти стихи о горах и подготовить их творческое чтение.
В контурных картах показать: Уральские горы, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Скандинавские горы, Атлас.

Записывают в тетради.
















Записывают в дневники.