РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 01.08 «Русский язык и литература. Русский язык»
Министерство культуры Новосибирской области
Барабинский филиал
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Новосибирской области
«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 01.08 «Русский язык и литература. Русский язык»
по специальности
51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
Очная форма обучения
Барабинск 2016
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
протокол № 1 от 01.09.2016 г.
Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
Заведующая ПЦК
ОГСЭД_____________
Заместитель заведующей
по учебной работе ______________
Разработчик(и):
Т.С. Бурдыко, преподаватель русского языка и литературы.
Рецензенты (техническая и содержательная экспертиза):
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...7
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….24
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………..26
ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.08 «Русский язык и литература. Русский язык»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ) по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам).
Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» ( автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ ВПО МГОУ. ФГУ «ФИРО», 2015 г.) предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть циклов ППССЗ и относится к общеобразовательному циклу профильной подготовки (ОД.01.08).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной
(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой деятельностью;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
Программа предусматривает 176 часов максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: лабораторные работы (не предусмотрено) -
практические занятия 26
контрольные работы 7
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) -
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД 01.08. «Русский язык и литература. Русский язык»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем
часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. 3 1
Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 1.Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
2. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Русский язык среди других языков мира», «Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия». Работа с конспектом лекций Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. 12
Тема 1.1. Язык и речь. Содержание учебного материала 6 2
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):
«Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон», «Деятельность М.В.Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка».
Работа с конспектом лекций Тема 1.2.
Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала 6 1
1 Функциональные стили речи и их особенности. 2 Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. 3 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. 4 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. 5 Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. 6 Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. 7 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. 8 Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия 1. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
2.Анализ структуры текста.
3. Лингвистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
4. Освоение видов переработки текста.
5.Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
6. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Контрольная работа № 1 по теме: «Язык и речь. Функциональные стили речи» 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): « А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка». «Русский литературный язык на рубеже ХХ – ХХI веков». «Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы». «Язык и культура». Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. 10 Тема 2.1. Фонетика. Содержание учебного материала Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Фонетический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Культурно – речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи». «Вопросы экологии русского языка». Тема 2.2. Орфоэпия. Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Сопоставление устной и письменной речи.
Орфоэпический анализ слова. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация». «Антонимы и их роль в речи». Составление таблиц для систематизации учебного материала. Тема 2.3. Графика и орфография. Содержание учебного материала Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Графический анализ слова. Контрольная работа №2 по теме: «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «СМИ и культура речи». «Экспрессивные средства языка в художественном тексте». «Устная и письменная форма существования русского языка и сферы их применения». «Русское письмо и его эволюция».
Раздел 3. Лексика и фразеология. 14 Тема 3.1. Лексика. Содержание учебного материала 10 2
1 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. 2 Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). 3 Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. 4 Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц – выделение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический анализ слова. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы». «Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речь». «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка». Повторная работа над учебным материалом. Тема 3.2. Фразеология. Содержание учебного материала 4 2
1 Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. 2 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно – выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. Контрольная работа №2 по теме: «Лексика и фразеология» 1 Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке». «В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка» 2
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. 10 Тема 4.1. Морфемика Содержание учебного материала 4 2
1 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами – омонимами; сопоставление слов с морфемами – синонимами. Морфемный анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Исторические изменения в структуре слова» Тема 4.2. Словообразование Содержание учебного материала 2
1 Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. 2 Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Словообразовательный анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке». Тема 4.3. Орфография Содержание учебного материала 2 1
1
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. Лабораторные работы (не предусмотрены) Практические занятия
Составление текстов (устных и письменных) с использование однокоренных слов, слов одной структуры. Контрольная работа №4 по теме: «Морфемика, словообразование, орфография» 1 Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Грамматические нормы русского языка». 2 Раздел 5. Морфология и орфография. 18 Тема 5.1. Морфология Содержание учебного материала 1 1
1 Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Учение о частях речи в русской грамматике». Тема 5.2. Имя существительное Содержание учебного материала 1 1
1 Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Сопоставление лексического и грамматического значения слова. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Лексико – грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы)». 2 Тема 5.3. Имя прилагательное Содержание учебного материала 2 1
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Сопоставление лексического и грамматического значения слова. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Контрольные работы (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)». Тема 5.4. Имя числительное Содержание учебного материала 2 1
1 Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. 2 Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Сопоставление лексического и грамматического значения слова. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Наблюдение над значение словоформ и их функциями в тексте. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». Тема 5.5. Местоимение Содержание учебного материала 2 1
1 Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. 2 Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия
Наблюдение над значение словоформ и их функциями в тексте. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 5.6. Глагол Содержание учебного материала 2 1
1 Грамматические признаки глагола. 2 Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Сопоставление лексического и грамматического значения слова. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над значение словоформ и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Выведение алгоритма морфологического разбора Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании». Тема 5.7. Причастие как особая форма глагола Содержание учебного материала 2 1
1 Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значение словоформ и их функциями в тексте. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике». Тема 5.8. Деепричастие как особая форма глагола Содержание учебного материала 2 1
1
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Сопоставление лексического и грамматического значения слова. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 5.9. Наречие Содержание учебного материала 2 1
1 Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. 2 Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление». Тема 5.10. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова) Содержание учебного материала 2 1
1 Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над значение словоформ и их функциями в тексте. Контрольная работа (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 2 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Слова – омонимы в морфологии русского языка». Тема 5.11. Предлог как часть речи. Содержание учебного материала 2 2
1 Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образовании письменных текстов. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 5.12. Союз как часть речи. Содержание учебного материала 2 2
1 Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 5.13. Частица как часть речи. Содержание учебного материала 2 2
1 Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) - Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 5.14. Междометия и звукоподражательные слова. Содержание учебного материала 4 2
1
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия (не предусмотрены) - Контрольная работа № 5 по теме: «Морфология и орфография». 1 Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 28 Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Содержание учебного материала 4 2
1 Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языке, ее нормах и тенденциях развития. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрены) - Тема 6.2. Словосочетание. Содержание учебного материала 4 2
1 Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся 4 Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Роль словосочетания в построении предложения». Тема 6.3. Простое предложение Содержание учебного материала 8 3
1 Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. 2 Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. 3 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. 4 Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Синонимика простых предложений». Тема 6.4. Осложненное простое предложение Содержание учебного материала 6 2
1 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. 2 Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. 3 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия
Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения. Составление схем простых предложений и составление предложений по схемам. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики». «Предложения с однородными членами и их функции в речи». «Обособленные члены предложения и их роль в организации текста». Тема 6.5. Сложное предложение Содержание учебного материала 6 2
1 Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочинённых предложений в речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения. Составление схем сложных предложений и составление предложений по схемам. Применение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Синонимика сложных предложений». «Использование сложных предложений в речи». Тема 6.6. Сложноподчиненное предложение. 1 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения. Составление схем сложных предложений и составление предложений по схемам. Применение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения Контрольные работы (не предусмотрены) - Самостоятельная работа обучающихся Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Структура и стилистическая роль вводных и вставочных конструкций». Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение. 1 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. 2 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 3 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Лабораторные работы (не предусмотрены) - Практические занятия Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Сопоставление устной и письменной речи. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Контрольная работа №6 по теме: «Синтаксис и пунктуация» 1 Самостоятельная работа обучающихся 2
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Монолог и диалог». «Способы введения чужой речи в тексте». «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста». Всего: 176 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие учебного кабинета для проведения групповых занятий, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска; УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, ЭОР и т.п.).
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.Богданова, Г.А. Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углубленный уровни 10 кл.: учебник /Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.- 368 с.
2. Богданова, Г.А. Русский язык и литература. Русский язык. 11 кл.: Учебник/ Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова.- М.: Русское слово, 2013.
Дополнительная литература:
Амелина Е.В. Школьный словообразовательный словарь /Сост. Е.В. Амелина.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014.- 285 с.
Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка: 100 000 слов и выражений/Сост. Т.В. Егорова.- М.: Аделант, 2014.- 800 с.
Михайлова О.А. Словарь синонимов. Словарь антонимов /О.А. Михайлова. Толковый словарь русского языка /Ю.В. Алабугина. Этимологический словарь русского языка / М.Э. Рут: 4 книги в одной /О.В. Михайлова.- 4книги в одной.- М.: АСТ, 2014.- 511 с.
Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка /Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова.- 11изд.- М.: Айрис-пресс, 2013.- 832 с.
Тихонов, А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка /А.Н. Тихонов, А.Н.Ковалёва.- М.: Айрис-пресс, 2014.- 528 с.
Федорова Т.Л.Словообразовательный словарь русского языка: 100 000 слов /Т.Л. Фёдорова, О. А. Щеглова.- М.: ООО Стандарт, 2014.- 768с.
Интернет – источники:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/libraryРоссийский образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pushkin.edu.ruСайт Института русского языка имени В.В. Виноградова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruslang.ruСловари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovari.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися творческих заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- экспертная оценка результатов контроля и наблюдений за деятельностью обучающихся
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи; - наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- экспертная оценка результатов контроля и наблюдений за деятельностью обучающихся
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- экспертная оценка результатов контроля и наблюдений за деятельностью обучающихся
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- экспертная оценка результатов контроля и наблюдений за деятельностью обучающихся
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
- экспертная оценка результатов контроля и наблюдений за деятельностью обучающихся
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; - наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. - проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- наблюдение за деятельностью обучающих на практических занятиях;
- интерпретация результатов деятельности обучающихся.
Усвоенные знания: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - опрос (устно и письменно), фронтальный опрос
- выполнение проверочных заданий;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - опрос (устно и письменно), фронтальный опрос
- выполнение проверочных заданий;
тестирование
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - опрос (устно и письменно), фронтальный опрос
- выполнение проверочных заданий
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. - выполнение проверочных заданий;
контрольные письменные работы по теме, письменный самоконтроль; тестирование