РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб.01. Русский язык и литература. Русский язык
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.01. Русский язык и литература. Русский язык
общеобразовательный цикл
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
естественнонаучный профиль
г.о. Тольятти
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
ПЦК заместитель директора поУР
общеобразовательных дисциплин ____________Е.С.Бабаева протокол №__от «__»_______ 201__г. «__» ___________201__г.
председатель__________О.В.Гетманская
Составитель: Белик Т.Л., преподаватель ГБПОУ «Тольяттинский химико-технологический техникум»»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: _____________Е.С.Бабаева, заместитель директора по УР
Содержательная экспертиза:_____________ И.А.Драчёва председатель ПЦК ОГСЭ
Внешняя экспертиза:___________________________________________________
Рекомендована к применению методическим советом
протокол №___от «___»_______201__г.
Рабочая программа разработана:
- на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- на основании примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования», для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
- в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена естественнонаучного профиля по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 3-5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.6-16
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ.17-18
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 18-20
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Область применения программы:
программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом
объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
· понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
· осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
· формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
· владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
· владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
· применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
· сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
· владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
· сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
· сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
· способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
· владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
· сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК »
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Дневное отделение
Заочное отделение*
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
58
контрольные работы
2
курсовая работа (проект) не предусмотрено
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
реферат по заданной тематике
19
внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий, домашние задания репродуктивного характера, работа со словарями, справочниками, редактирование и реферирование текстов, подготовка сообщений по проблемам дисциплины с использованием Интернет- сети и др.)
20
Итоговая аттестация в форме экзамена
* по заочной форме обучение не предусмотрено
Тематика рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
А.С. Пушкин создатель современного русского литературного языка.
Русский литературный язык на рубеже XXXXI веков.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Язык и культура.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Особенности художественного стиля.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики произведениях художественной литературы.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык »
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
для форм обучения
Уровень усвоения
очная
Заочная*
1
2
3
4
5
Раздел 1.
5
Тема 1.1.
Наука о русском языке
Содержание учебного материала
2
2
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка.
2
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Самостоятельная работа: использование Интернет-сети для подготовки сообщений на тему «Русский язык в современном мире», написание реферата по заданной проблеме, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы.
Тематика рефератов:
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
А.С. Пушкин создатель современного русского литературного языка.
Русский литературный язык на рубеже XXXXI веков.
3
Раздел 2.
Язык и речь. Функциональные стили речи
15
Тема 2.1.
Понятия «язык» и «речь»
Содержание учебного материала
2
2
1
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
2
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Тема 2.2.
Функциональные стили речи и их особенности
Содержание учебного материала
2
2
1
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
2
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др
3
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
2
2
Тема 2.3.
Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
1
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
2
2
2
Практическое занятие. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста.
2
3
Самостоятельная работа: редактирование и реферирование текстов, написание реферата по заданной теме.
Тематика реферата:
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
5
3
Раздел 3.
Лексика и фразеология
13
Тема 3.1.
Слово в лексической системе языка
Содержание учебного материала
2
2
2
1
Слово, его значение. Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
2
Лексика с точки зрения её происхождения, употребления. Активный и пассивный словарный запас.
3.
Практическое занятие. Лексические ошибки и их исправление.
2
3
Тема 3.2.
Фразеологизмы
Содержание учебного материала
1
Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки
2
2
2
Практическое занятие. Работа с лексическими и фразеологическими словарями.
Самостоятельная работа: творческое задание «Современный молодёжный жаргон: тематика, происхождение и использование в речи», домашние задания репродуктивного характера, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы.
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Редактирование текстов (речевые ошибки разного характера). Написание реферата по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Словари русского языка и их роль в жизни людей.
Источники русской фразеологии.
Разновидности речи по функциональному назначению.
Молодежный сленг и жаргон.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
5
3
Раздел 4.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
13
Тема 4.1.
Ударение
Содержание учебного материала
1.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
2
2
Тема 4.2.
Произношение
Содержание учебного материала
1
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
2
3
Тема 4.3.
Фонема и орфограмма
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание 0/Ё после шипящих и Ц.
2
2
2
Практическое занятие Правописание приставок на 3 - / С -. Правописание И - Ы после приставок. Употребление буквы Ь.
2
2
Самостоятельная работа: использование Интернет-сети для подготовки сообщений на тему «Реформы русского правописания», редактирование текстов, работа со словарями, справочниками, домашние задания репродуктивного характера, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Трудные случаи правописания.
Изобразительные возможности русской орфографии.
5
3
Раздел 5.
Морфемика, словообразование, орфография
9
Тема 5.1.
Понятие морфемы,
способы словообразования
Содержание учебного материала
2
2
1
Практическое занятие Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Тема 5.2.
Правописание морфем
Содержание учебного материала
2
2
1
Практическое занятие. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
2
Практическое занятие. Правописание приставок ПРИ -/- ПРЕ -. Правописание сложных слов.
Самостоятельная работа: использование Интернет-сети для подготовки сообщений на тему «Реформы русского правописания», редактирование текстов, работа со словарями, справочниками, домашние задания репродуктивного характера, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Строение русского слова.
Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
5
Раздел 6.
Морфология и орфография
34
Тема 6.1.
Словоформа как единица морфологии.
Имя существительное
Содержание учебного материала
2
2
1
Практическое занятие Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
2
Практическое занятие Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
3
Практическое занятие. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
2
2
Тема 6.2.
Имя прилагательное
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
2
2
2
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных
2
2
Тема 6.3.
Имя числительное
·Содержание учебного материала
2
2
1
Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Практическое занятие. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Тема 6.4.
Местоимение
Содержание учебного материала
1
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Практическое занятие. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
2
2
Тема 6.5.
Глагол
Содержание учебного материала
2
2
1
Грамматические признаки глагола.
Практическое занятие. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Тема 6.6.
Причастие как особая форма глагола
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
2
2
Тема 6.7.
Деепричастие как особая форма глагола
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Особенности построения предложений с деепричастиями.
2
2
Тема 6.8.
Наречие
Содержание учебного материала
1
Грамматические признаки наречия.
Практическое занятие. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
2
2
Самостоятельная работа: редактирование текстов, работа со словарями, справочниками, домашние задания репродуктивного характера, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы. Написание рефератов по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Трудные случаи правописания.
10
Тема 6.9.
Предлоги и союзы
Содержание учебного материала
2
2
1
Практическое занятие. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
Практическое занятие. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Тема 6.10.
Частицы и междометия
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
2
2
Раздел № 8.
Синтаксис и пунктуация
26
Тема 8.1.
Основные единицы
синтаксиса.
Словосочетание
Содержание учебного материала
2
2
1
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Практическое занятие. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Тема 8.2.
Простое предложение и второстепенные члены предложения
Содержание учебного материала
2
2
1
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
2
Практическое занятие. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Тема 8.3.
Односоставные и неполные предложения
Содержание учебного материала.
1
Практическое занятие. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
2
2
Тема 8.4.
Осложненное простое предложение и однородные члены.
Содержание учебного материала.
1
Практическое занятие. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
2
2
Тема 8.5.
Предложения с обособленными и уточняющими членами
Содержание учебного материала.
1
Практическое занятие. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
2
2
Тема 8.6.
Вводные слова и обращения
Содержание учебного материала.
1
Практическое занятие Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении.
2
2
Тема 8.7.
Способы передачи чужой речи
Содержание учебного материала.
1
Практическое занятие. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
2
2
Тема 8.8.
Сложносочиненное предложение
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
2
2
Тема 8.9.
Сложноподчиненное предложение.
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
2
2
Тема 8.10.
Бессоюзное сложное предложение.
Сложное предложение с разными видами связи.
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построения.
2
2
Самостоятельная работа: редактирование и реферирование текстов, домашние задания репродуктивного характера, текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, работа со словарями, справочниками, написание рефератов по заданной проблеме.
Тематика рефератов:
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
6
3
Контрольная работа по пройденному курсу «Русский язык и литература. Русский язык»
2
Всего
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
* по заочной форме обучение не предусмотрено
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ( на уровне учебных действий)
Введение
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)
в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского
языка в жизни общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой
разбор текстов; извлекать информацию из разных источников
(таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли
русского языка в жизни человека.
Язык и речь. Функциональные стили речи
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста; определять
авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения
по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин-
формационными сообщениями, докладами на учебно-научную
тему;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
различать тексты разных функциональных стилей (экстра-
лингвистические особенности, лингвистические особенности
на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
анализировать тексты разных жанров научного (учебно-
научного), публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания разных стилей,
жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,
репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,
беседа, спор);
подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать
вторичный текст, используя разные виды переработки текста
(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
Лексика и фразеология
Аргументировать различие лексического и грамматического
значения слова; опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Проводить фонетический разбор;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в
различных видах деятельности;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил,
по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т. д.;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные
средства фонетики (звукопись).
Морфемика, словообразование, орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Морфология и орфография
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил,
по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных
словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма;
определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.
Синтаксис и пунктуация
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление,
извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
комментировать ответы товарищей;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных
правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
составлять синтаксические конструкции (словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
находить в тексте стилистические фигуры;
составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных
словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма;
производить синонимическую замену синтаксических кон-
струкций;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
составлять схемы предложений, конструировать предложения
по схемам.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Для студентов:
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. М., 2014.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. М., 2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 1011 классы: в 2 ч. М., 2014.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ,от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 1011 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. М.,2011.
Словари:
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.,2005.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений.
25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. М.,2011.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.В. В. Бурцева. М., 2006.
Интернет-ресурсы:
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415
15