РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие
приказом директора
от «____» _____________ 20____ г.
№ ____________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ур
________________ Н.В. Чернышева
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета
Протокол № ______
от «____» _____________ 2015 г.
Председатель методсовета
___________________ Н.В. Чернышева
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ______
от «____» _____________ 2015 г.
Председатель ПЦК ________________
Ю.А. Зимина
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.09 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технологии строительства»,
15.02.08 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,
15.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,
18.02.05 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 18.00.00 «Химические технологии»,
38.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «Фиро».
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчик:
Ерохина Анна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.09 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 15.02.08 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение», 18.02.05 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 18.00.00 «Химические технологии», 38.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин, базовых.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
10
контрольные работы
6
курсовая работа (проект)
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
работа с учебником
12
ответы на контрольные вопросы
8
работа со словарями, справочниками
10
работа над рефератами
9
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература. Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, контрольные работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1.
Язык как средство общения. Язык как система. Понятие о русском литературном языке.
2
1
Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи
9
Тема 1.1.
Язык и речь.
Функциональные стили речи. Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
2
1.
Язык и речь. Основные требования к речи. Функциональные стили речи. Характеристика. Стили речи. Жанры. Языковые средства. Особенности построения. Типы речи. Признаки. Способы связи
предложений. Признаки, структура текста. Композиционные элементы. Средства и виды связей
предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия. Отзыв о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле. Составление современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги).
7
Раздел 2. Лексика и
фразеология
8
Тема 2.1. Лексическая система и ее единицы
Содержание учебного материала
2
1.
Слово. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слов. Прямое и переносное
значение. Лексика с точки зрения ее употребления. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 2.2. Фразеология
Содержание учебного материала
2
1.
Употребление фразеологизмов в речи. Лексические и фразеологические словари. Афоризмы, пословицы и поговорки. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Крылатые слова. Библеизмы. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика. Словари и справочная литература по фразеологии.
4
Раздел 3. Фонетика,
орфоэпия, графика,
орфография
8
Тема 3.1.
Фонетика. Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
2
1.
Основные фонетические единицы. Ударение. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: нормы ударения и произношения. Выявление и исправление ошибок в употреблении. Использование орфоэпического словаря
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 3.2. Орфография
Содержание учебного материала
2
1.
Правописание безударных гласных и звонких согласных. Правописание гласных после шипящих
и – Ц
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».Составление орфографического словаря, викторин и тестов по теме.
4
Раздел 4. Морфемика,
словообразование,
орфография
6
Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова. Словообразование
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие о морфеме, типы морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования, словообразовательные элементы. Словообразовательный анализ.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 4.2. Орфография
Содержание учебного материала
2
1.
Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание приставок при-, пре-.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия: практическая работа № 1. Основные правила орфографии.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Раздел 5. Морфология и
орфография
24
Тема 5.1. Понятие о частях речи
Имя существительное
Содержание учебного материала
2
1.
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Правописание имен существительных
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.2.
Имя прилагательное
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание имен прилагательных.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.3.
Имя числительное
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Правописание и употребление в речи имен числительных.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.4. Местоимение
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание и употребление в речи местоимений.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.5.
Глагол
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.6. Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Содержание учебного материала
2
1.
Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание причастий. Причастный оборот. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 5.7.
Наречие и слова категории состояния
Содержание учебного материала
2
1.
Значения и грамматические признаки наречия. Морфологический разбор наречия.