РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК  «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие 
приказом директора 
от «____» _____________ 20____ г.
№ ____________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ур
________________ Н.В. Чернышева
Рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета
Протокол № ______ 
от «____» _____________ 2015 г.
Председатель методсовета 
___________________ Н.В. Чернышева
       Рассмотрено и одобрено на заседании                           предметной цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
  Протокол № ______ 
  от «____» _____________ 2015 г.
  Председатель ПЦК ________________
                                         Ю.А. Зимина   
           Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  
08.02.09 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 
15.02.08 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,  
15.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,  
18.02.05 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 18.00.00 «Химические технологии», 
38.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
 Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»   для профессиональных образовательных организаций. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «Фиро».
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»                  
Разработчик:
Ерохина Анна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
©
©
©
©
©
       СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский  язык»
1.1. Область применения  программы
        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  СПО по специальности  08.02.09 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 15.02.08 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 15.00.00 «Машиностроение»,  18.02.05 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 18.00.00 «Химические технологии», 38.02.01 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2.	Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин, базовых.
1.3.	Цели и задачи  дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; 
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
 - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
     В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-  орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов 
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 
78
в том числе:
        лабораторные работы
-
        практические занятия
10
        контрольные работы
6
        курсовая работа (проект)
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная  работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
       работа с учебником
12
       ответы на контрольные вопросы
8
       работа со словарями,  справочниками
10
       работа над  рефератами
9
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 01  Русский язык и литература. Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,  контрольные работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1.
Язык как средство общения. Язык как система. Понятие о русском  литературном  языке.
2
1
Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи
9
Тема 1.1.
Язык и речь.
Функциональные стили речи. Текст как произведение речи
Содержание учебного материала
2 
1.
Язык и речь. Основные требования к речи.  Функциональные стили речи. Характеристика. Стили речи.  Жанры. Языковые средства.   Особенности построения. Типы речи. Признаки. Способы связи 
предложений. Признаки, структура текста.  Композиционные элементы. Средства и виды связей 
предложений в тексте.  Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.   Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия. Отзыв о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле. Составление современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги).
7
Раздел 2.    Лексика и
фразеология
8
Тема 2.1. Лексическая система и ее единицы
Содержание учебного материала
2
1.
Слово. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слов. Прямое и переносное 
значение.  Лексика с точки зрения ее употребления. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 2.2. Фразеология
Содержание учебного материала
2
1.
Употребление фразеологизмов в речи.  Лексические и фразеологические словари.  Афоризмы, пословицы и поговорки.  Лексико-фразеологический  разбор. Лексические нормы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.  Крылатые слова. Библеизмы. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика. Словари и справочная литература по фразеологии. 
4
Раздел 3.  Фонетика,
орфоэпия, графика,
орфография
8
Тема 3.1.
Фонетика. Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
2
1.
Основные фонетические единицы. Ударение. Фонетический разбор слова.  Орфоэпические нормы: нормы ударения и произношения.  Выявление и исправление ошибок  в употреблении. Использование орфоэпического словаря
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.  
Тема 3.2. Орфография
Содержание учебного материала
2
1.
Правописание безударных гласных и звонких согласных.  Правописание гласных после шипящих 
и – Ц
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.  Сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».Составление орфографического словаря, викторин и тестов по теме.
4
Раздел 4. Морфемика,
словообразование,
орфография
6
Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова. Словообразование
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие о морфеме, типы морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования, словообразовательные элементы. Словообразовательный анализ.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 4.2. Орфография
Содержание учебного материала
2
1.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.  Правописание приставок при-, пре-.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия: практическая работа № 1. Основные правила орфографии.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Раздел 5. Морфология и
орфография
24
Тема 5.1. Понятие о частях речи
Имя существительное
Содержание учебного материала
2
1.
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Правописание имен существительных
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.2.
Имя прилагательное
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.  Морфологический разбор имени прилагательного.  Правописание имен прилагательных.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема  5.3.
Имя числительное
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды имен числительных.  Морфологический разбор имени числительного.  Правописание и употребление в речи имен числительных.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.4. Местоимение
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды местоимений.  Морфологический разбор местоимения.  Правописание и употребление в речи местоимений.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.5.
Глагол
Содержание учебного материала
2
1.
Лексико-грамматические разряды глаголов.  Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 5.6.  Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Содержание учебного материала
 2
1.
Образование причастий. Морфологический разбор причастия.  Правописание причастий. Причастный оборот.   Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.  Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 5.7.
Наречие и слова категории состояния
Содержание учебного материала
2
1.
Значения и грамматические признаки наречия. Морфологический разбор наречия.