РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Автор: Петрусенко Елена Владимировна
учитель ОБЖ
средней общеобразовательной школы №2 им. М.К Аммосова г.Нерюнгри Республики САХА (Якутия)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г.НЕРЮНГРИ ИМ.М.К.АММОСОВА
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ______________ 2014г. ____________ В.В.ПятилетовПриказ № ___ от ______2014г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР ______________ 2014г. ____________ И.В.ТерпуговаОбсуждено на заседании МО протокол № _ от _____ 2014г. Руководитель МО ________ Н.Д.Бордакова
Основание: решение педагогического совета от________2014 года, протокол № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Количество часов: 175ч
Составитель: ПЕТРУСЕНКО.Е.В., учитель ОБЖ
Нерюнгри, 2015.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности адресована обучающимся 5-9 общеобразовательных классов и разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089) (2014-2015уч.г. – 6-9кл., 2015-2016уч.г. – 7-9 кл., 2016-2017уч.г. – 8-9кл.);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Фундаментального ядра содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности;
Образовательной программы основного общего образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
Программы по основам безопасности жизнедеятельности, 5—9 классы, авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников (в книге: «Рабочие программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова, М.: Дрофа.-2012)
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы воспитания и социализации, программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего среднего образования, а также психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает несколько разделов, среди них:
«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский язык» на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского языка, его места в базисном учебном плане.
«Общая характеристика учебного предмета» - отражение специфики и значения предмета для решения целей и задач основной образовательной программы школы, характеристика основных технологий, методов, форм обучения, видов учебной деятельности обучающихся, логических связей предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана.
«Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» - характеристика места предмета в базисном учебном плане, времени изучения.
«Результаты освоения учебного предмета» - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, формы и виды контроля образовательных результатов обучающихся.
«Содержание учебного предмета» - перечень и название разделов или тем курса, необходимое количество часов для изучения раздела, темы (тематическое распределение часов по годам обучения), элементы содержание раздела, темы, практическая часть программы где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
«Тематическое планирование» - содержит перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» - перечень средств, обеспечивающих результативность преподавания русского языка в современной школе.
Цели и ценности рабочей программы
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: « В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности общества, государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе направлен на достижение следующих целей:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
профилактика асоциального поведения учащихся
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Тематическое планирование составлено в соответствии с УМК:
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2012
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поуроч. разработки. М. Просвещение, 2008
Л. В. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2012. – рабочая тетрадь
Л. В. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2012. – рабочая тетрадь
Л. В. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2012. – рабочая тетрадь
Л. В. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – Саратов: Лицей, 2012. – рабочая тетрадь
Л. В. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. – Саратов: Лицей, 2012. – рабочая тетрадь
Базовые подходы к преподаванию:
системно – деятельностный подход,
компетентностный подход,
личностно ориентированный подход.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, основными чертами которого являются:
работа в зоне ближайшего развития ребенка;
ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности;
усвоение не столько знаний, сколько способов познания;
обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой).
Этапы учебной деятельности:
постановка проблемы (вопроса);
анализ проблемы;
поиск информации;
анализ информации;
выработка решения проблемы;
Презентация решения проблемы;
Рефлексия процесса.
В процессе обучения применяются элементы педагогических технологий и методы:
технология поэтапного формирования умственных действий,
технология сотрудничества,
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
технология обучения с использованием метода кейсов,
метод проблемного обучения,
метод проекта,
информационно-коммуникационные технологии.
В процессе обучения используются общеклассная самостоятельная, индивидуальная, групповая формы обучения.
С целью развития УУД создаются учебные ситуации - комплекс условий, которые предлагаются обучающимся для более или менее самостоятельного поиска решений.
Виды учебных ситуаций:
ситуация-проблема - постановка реальной проблемы, которая требует решения;
ситуация-иллюстрация - проигрывается реальная ситуация, иллюстрирующая лекционный материал;
ситуация-оценка - проигрывается ситуация оценки, когда нужно оценить правильность решения, предложить свой вариант.
ситуация-тренинг - ситуация для отработки (прежде всего) навыков.
В процессе обучения создаются педагогические условия и средства формирования универсальных учебных действий:
учебное сотрудничество - дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остается преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее нередко возникает реальное сотрудничество школьников. Оно приобретает формы взаимопомощи, взаимоконтроля.
совместная деятельность - обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами коммуникации между учителем и учениками, а также между самими школьниками в процессе формирования знаний, умений, компетенций.
проектная деятельность школьников как форма сотрудничества – условия для развития у обучающихся умений соблюдать договорённость о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценивать ответ товарища только после завершения его выступления; выполнять правила работы в группе, паре; действовать на основе заданного эталона и т.д.
дискуссия – как в устной, так и в письменной форме - письменная дискуссия.
рефлексия – ее развитию способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям: постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными; анализ наличия способов и средств выполнения задачи; оценка своей готовности к решению проблемы; самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя); самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это означает перевод учебной задачи в творческую).
педагогическое общение – обеспечение педагогами партнерской позиции педагогов по отношению к школьникам.
В процессе обучения используются виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный:
Контрольные и практические работы, тесты
Класс Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в том числе
количество часов для проведения контрольных работ Количество часов для проведения практических работ
5 35 часов 8 4
6 35 часов 7 4
7 35 часов 8 4
8 35 часов 9 4
9 35 часов 12 2
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Настоящая рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования СОШ №2 по:
реализации образования, адекватного имеющемуся у ребенка уровню общего развития;
осуществлению образовательного процесса в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС;
использованию в образовательном процессе новейших знаний и гуманитарных технологий;
целенаправленному формированию и наращиванию у школьников базовых компетентностей;
обеспечению возможностей формирования и реализации исследовательской, проектной, конструкторской компетентностей;
формированию российской идентичности у современного молодого человека;
созданию комфортной детско-взрослой образовательной общности, как пространства взросления ребенка, появления готовности к осуществлению социального действия и принятия ответственности за него, формирование ценностного самоопределения.
Общая характеристика курса
Курс предназначен для
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности , безопасности окружающих
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных с веществ, в том числе наркотиков.
Данная рабочая программа в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения программа реализуется в объеме 35 часов в год (1 час в неделю в каждом классе)
Структура курса « Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план 5 классов СОШ№2 разработан на основе 1 варианта Базисного учебного плана основного общего образования Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения 2011г.
Учебный план 6-9 классов СОШ№2 - на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004г. (с изменениями, внесёнными приказами МОиН РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
Учебный план Количество часов в неделю
5 6 7 8 9
Обязательная (инвариантная) часть 0 0 0 1 0
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1 1 1 0 1
Итого количество часов в неделю 1 1 1 1 1
Итого количество часов в год 35 35 35 35 35
Итого количество часов в 5-9 классах 175
Раздел 4. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
освоение социальных норм, правил поведения , ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора , формирование нравственных чувств и нравственного поведения , осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительной и заботливое отношение к членам своей семьи.
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Умения определять понятия, создавать условия для обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии( например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Предметные результаты
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера , в том числе от экстремизма и терроризма
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение вреда здоровью
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
Умение оказать первую помощь пострадавшим
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также не основе информации, получаемой из различных источников
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
Раздел 5. Содержание учебного предмета
Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоемах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях Подготовка к активному отдыху на природе.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремисткой деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем и профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.
Раздел 6. Тематическое планирование
5 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека-5 ч
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера-6 ч
Тема 3. Опасные ситуации природного-2 ч
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера-2 ч
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение-3 ч
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства-4 ч
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни-3 ч
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье-2 ч
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 9. Первая помощь и правила её оказания-8 ч
Всего: 35 часов
6 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе-6 ч
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность-5 ч
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности-6 ч
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде-4 ч
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях-4 ч
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях-4 ч
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие-6 ч
Всего: 35 часов
7 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера-3 ч
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения -6 ч
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения -3 ч
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения -8 ч
Тема 5 Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения-4 ч
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму -4 ч
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его назначение для гармоничного развития человека –(3ч)
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях (4ч)
Всего: 35 ч
8 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера-3 ч
Тема 2. Пожарная безопасность-3 ч
Тема 3. Безопасность на дорогах-3 ч
Тема 4. Безопасность на водоёмах-2 ч
Тема 5. Экология и безопасность-5 ч
Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия-4 ч
Раздел 2. Защита населения российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 7. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций-3 ч
Тема 8. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера-8 ч
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровый образ жизни и его составляющие-4 ч
Всего: 35 часов
9 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России в современном мире-4 ч
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России-4 ч
Раздел 2. Защита населения российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени-3 ч
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени-4 ч
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия-2 ч
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации-3 ч
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации-2 ч
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости-2 ч
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье – условие благополучия человека-3 ч
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье-3 ч
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья-3 ч
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12. Оказание первой помощи-2 ч
Всего: 35 часов
Тематический план 5 класс
Раздел, тема Количество
часов Характеристика видов деятельности
обучающихся
Человек, среда его обитания, безопасность человека 5
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации.
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.
Различают предметы бытовой химии.
Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
Опасные ситуации техногенного характера
6 Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.
Опасные ситуации природного характера
2 Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.
Различают состояние водоемов в различное время года.
Объясняют правила поведения на водоемах.
Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
2 Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
3
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.
Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.
Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
4 Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.
Характеризуют основные виды террористической деятельности.
Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, записывают их в дневник безопасности.
Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3 Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
Характеризуют сущность рационального питания.
Факторы, разрушающие здоровье человека
2 Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков.
Первая помощь и правила ее оказания
7 Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
Тематический план 6 класс
Тематическое планирование
Раздел, тема Количество
часов Характеристика видов деятельности
обучающихся
Подготовка к активному отдыху на природе 5
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.
Характеризуют основные способы ориентирования на местности.
Вырабатывают навыки работы с картой.
Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.
Начинают вести дневник безопасности, в котором описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях.
Активный отдых на природе и безопасность
5 Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.
Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу.
Характеризуют основные особенности подготовке к водному туризму.
Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.
Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
6 Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.
Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судом.
Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 4 Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде.
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.
Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде.
Формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.
Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.
Опасные ситуации в природных условиях 4 Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия.
Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания обучающихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.
Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.
Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.
Первая помощь при неотложных состояниях 4 Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.
Вырабатывают навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.
Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие 6 Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека.
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.
Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.
Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их
Тематический план 7 класс
Раздел, тема Количество
часов Характеристика видов деятельности
обучающихся
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
3 Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
Характеризуют и анализируют основные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуации. Анализируют, в чем их сходство и различия.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
3 Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы).
Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
2 Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения(ураганы, бури, смерчи).
Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
4 Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины).
Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
3 Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся.Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения
3 Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.
Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.
Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения
1 Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения
3 Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуаций природного характера.
Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т.д.)
Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учетом характеристик этого явления.
Защита населения от природных пожаров
1 Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.
Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
4 .характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России.
Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.
Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность.
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
3 Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья.
Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека.
Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни.
Первая помощь при неотложных состояниях 4 Характеризуют общие правила оказания первой помощи.
Отрабатывают приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах.
Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего.
Тематический план 8 класс
Раздел, тема Количество
часов Характеристика видов деятельности
обучающихся
Пожарная безопасность
3 Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказание помощи младшим, престарелым и т.д.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране.
Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте и записывают их в дневник безопасности.
Безопасность на дорогах
3 Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.
Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки.
Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
Безопасность на водоемах
2 Характеризуют состояние водоемов в различное время года.
Объясняют правила безопасного поведения на водоемах.
Сравнивают способы обеззараживания воды.
Объясняют правила безопасного поведения на воде.
Отрабатывают правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность
2 Анализируют состояние окружающей среды.
Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагополучной экологической обстановкой.
Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
5 Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.
Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.
Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.
Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
4 Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3 Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения.
Здоровый образ жизни и его составляющие 8 Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.
Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.
Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Первая помощь при неотложных состояниях
4 Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.
Тематический план 9 класс
Раздел, тема Количество
часов Характеристика видов деятельности
обучающихся
Национальная безопасность в России в современном мире 4 Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
и национальная безопасность России
4 Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 3 Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций.Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 4 Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия.
Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия 2 Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации 3 Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.
С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».
Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации 2 Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта
и профилактика наркозависимости 2 Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.
Здоровье – условие благополучия человека
2 Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 3 Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3 Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.
Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.
Оказание первой помощи 2 Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ
Календарно-тематическое планирование
См. Приложение I
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Учебно-методическая литература
Нормативная и правовая литература
• Конституция Российской Федерации
· Уголовный кодекс Российской Федерации
· Федеральный закон «0 гражданской обороне»
· Закон «Об образовании»
· Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
· Федеральный закон «О пожарной безопасности»
· Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
• Федеральный закон «О противодействии терроризму»Периодические издания
• Подшивка журнала «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
· Телевизор
· DVD-плеер
3. Средства программного обучения и контроля знаний
• Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и
защита от чрезвычайных ситуаций»
· Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
· Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
· Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
4. Стенды, плакаты
Стенды
· Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
· Криминогенные ситуации
· Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
· Правила поведения при землетрясениях
· Пожары, взрывы
· Наводнения и затопления
• Правила оказания медицинской помощи
Плакаты
· Уголок гражданской обороны.
· Действия населения при стихийных бедствиях
· Действия населения при авариях и катастрофах
· Оказание первой помощи при ЧС
· Умей действовать при пожаре
· Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
7. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
· Ватно-марлевые повязки
· Противопылевые тканевые маски
· Респираторы
· Противогазы (типа ГП-5, ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства медицинской защиты
• Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
• Индивидуальный перевязочный пакет ит. п.
• Противохимический пакет (типа ИПП-8и т. п.)
8. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
• Действия населения при химически опасных авариях
• Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
• Действия в зоне затопления
• Стихийные бедствия
• Пожарная безопасность
• Сам себе МЧС
• Пособия для проведения занятий по курсу ОБЖ в начальной школе ( в 3-х частях)
• Правила дорожного движения
Раздел 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты изучения учебного предмета
№ Разделы содержания образования Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
1 Основы комплексной безопасности
-классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
-анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышния уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
-формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
-разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в усло-виях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
•руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Фе-дерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безо-пасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуа-ций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
-прогнозировать воз-можность возникновения опасных и чрез-вычайных ситуаций по их характерным признакам;
-характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
-проектировать план по повышению индиивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
-характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
-характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
-характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
-анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
-описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
-анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
-характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
-характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
-анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
-описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
-моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. -формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
-подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
-обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
-различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуа-ций техногенного характера, класси-фицировать их по предназначению и защитным свойствам.
3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
-негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
-характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
-анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экст-ремизму и обосновывать необходи-мость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
-воспитывать у себя личные убежде-ния и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
-обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
-характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
-моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. -формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
-формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
-формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
-использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1 Основы здорового образа жизни
-характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
-анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
•классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
-систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
-анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. -использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физии-ческой и социальной составляющих.
2 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
-характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
-анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
-характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; опреде-лять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
-анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. -готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Раздел 9. Система оценивания результатов освоения предметных умений и навыков
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Учитель ____________Е.В.Петрусенко