Технология модульного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах /Модульное чтение/



Учитель начальных классов средней школы №2 Крижевская Татьяна Александровна
Технология модульного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах
/Модульное чтение/
На своих уроках литературного чтения я использую технологию модульного обучения, что позволяет сделать урок интереснее,
познавательней, помогает раскрыть каждого ребенка.
Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.
Обучение и воспитание – целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного опыта, организатором усвоения которого является прежде всего учитель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека.
Современный педагогический подход нацеливает на предварительное проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, диагностичность целеобразования и объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.
Таким образом, сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Самое важное в построении модулей – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация и.т.д. Модульное чтение.
В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.
Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения).
Алгоритм уроков чтенияМодуль 1
Подготовка к проверке домашнего задания
Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
Оцени себя, выслушай оценку товарища.
Модуль 2
Разминка
1.Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».
2.Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).Модуль 3
Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»
Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
Ответь на вопросы к тексту.
обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
Прими участие в общем обсуждении.
Модуль 4
Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения
Чтение за диктором (вполголоса).
Чтение под ритмичный стук.
Чтение с отрывом взгляда от текста.
Чтение с убыстрением.
Чтение в парах.
Чтение в темпе скороговорки.
Жужжащее чтение.
Чтение про себя, только глазами.
Модуль 5
Правильно ставь ударение.
Соблюдай паузы.
Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Модуль 6
Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).
Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вестидиалог - используй эмоционально-оценочную лексику.
Модульное чтение дает возможность учителю чередовать индивидуальную и коллективную деятельность учеников, менять состав групп в зависимости от категории задания и цеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока.
Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд учителя при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через:
- самоанализ, самоцелеполагание,
- самопланирование, самоорганизацию,
- самоконтроль, саморегулирование.
Имея предложенный алгоритм учителю необходимо проявить творчество при выборе модулей или заданий из модулей, целесообразности и оптимальности их применения на определенных этапах образовательного процесса.