Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Пять олимпийских колец» спортивно – оздоровительного направления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40




Рабочая программа
по внеурочной деятельности:
«Пять олимпийских колец»
спортивно – оздоровительного направления
2016-2017 учебный год
Составитель:
Лойко Ольга Ивановна
1 квалификационная категория









Ангарск, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Пять олимпийских колец» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г.) на основе курса « Юный турист: изучаю родной край» Д.В. Смирнова из сборника примерных программ внеурочной деятельности школьников /под ред . Виноградовой Н.Ф.-М.: Вентана-Граф,2011г.
Содержание курса внеурочной деятельности предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной . Кроме того, организация внеурочной деятельности предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений.
Более того, виды и направления внеурочной деятельности интегрируют результаты учебной деятельности универсальные учебные действия в конкретных формах организации активной практико-ориентированной деятельности (самодеятельности) обучающихся в спорте и укреплении собственного здоровья, что, собственно, и обеспечивает их взаимосвязь и формирование качественно новых универсальных учебных действий В процессе этой деятельности учащихся укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, выносливости, терпения, стремления к высоким достижениям ,развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье .Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития. При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса формального (начального) образования ,следует чётко определять её отличительную психолого-педагогическую
позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходится реагировать на то ,как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности выявляются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников одновременно по нескольким направлениям:
1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;
2) включение новых видов деятельности (например, оформление результатов игры в специальные созданные обучающимися продукты собственной деятельности: поделки, презентации, фотографии, стенгазеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и т. п.);134
3) порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлечённых одной идеей (целью): юных исследователей; 4) приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе спортивно-оздоровительной деятельности.
Цель внеурочной деятельности
Развитие двигательной, коммуникативной и познавательной активностиобучающихся, укрепление их
физического и психоэмоционального здоровья.
Задачи:
освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
изучение основных особенностей различных видов спорта;
развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в спорте ;
мотивация к укреплению здоровья и приобретения навыков ЗОЖ детьми на занятиях спортивной направленности, освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования детского коллектива ;
развитие рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
Общая характеристика
Содержание программы «Пять олимпийских колец» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.
Место в учебном плане.
Программа занятий рассчитана на 33ч занятий по 1 ч один раз в неделю.
Педагог имеет возможность самостоятельно определять формы и виды занятий, их продолжительность с учётом времени года, погодных условий и местных особенностей. Кроме того, педагог должен иметь возможность организовывать занятия блоками (темами) «интенсивами» (соревнования, эстафеты и т.д.).
Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся.
Занятия внеурочной деятельностью должны способствовать:
освоению основ краеведения, азбуки туристско-бытовых навыков и туристского ориентирования;
формированию физкультурно-оздоровительных знаний, умений и навыков;
обучению двигательным действиям (элементам передвижения пешком, бегом, элементам общеразвивающих упражнений), общему укреплению здоровья и закаливанию организма;
развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств;
- развитию навыков межличностной коммуникации.
Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-, видео- и компьютерной техники, различных информационных сетей, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу учеников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения. Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и здоровье», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что(«гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник»и др.) и профессиональные роли (« спортсмен», «тренер», «командир», «капитан» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как
в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), таки в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия  система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в спортивной группе (команде); ценностные установки, специфичные для занятий спортом и ведения ЗОЖ, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия  способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний об истории Олимпийского движения, правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и спортом, о различных видах спорта, о правилах конструктивной групповой деятельности в команде, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям спортом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других .При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья.
Социокультурная идентичность  осознание младшим школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.
Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации младшего
школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).
Планируемые результаты
По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы истории олимпийского движения;
основные виды спорта летних и зимних олимпиад;
основные социальные функции физкультуры и спорта;
олимпийскую символику;
правила поведения и безопасности при ведении подвижных ,спортивных игр;
сущность и специфические особенности различных видов спорта;
основы методики проведения физкультурных комплексов, физминуток;
основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
способы ведения ЗОЖ.
Обучающиеся должны уметь:
общаться с людьми;
вести дневники наблюдений за состоянием здоровья;
систематизировать и обобщать собранный исторический материал, по истории олимпийского движения, оформлять его и хранить;
составлять справочную картотеку;
вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
выступать с докладами;
оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
работать с научно-популярной литературой;
осуществлять фотосъёмку;
соблюдать правила личной гигиены;
овладеть элементарными навыками ведения подвижных игр и спортивных состязаний ;
ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
составлять и выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
владеть техникой перемещения на местности пешком ,бегом и на лыжах;
владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
инициативностью;
аккуратностью;
коммуникабельностью;
целеустремлённостью;
самокритичностью;
творческой активностью;
способностью к оказанию взаимопомощи;
самостоятельностью;
исполнительностью;
способностью к взаимодействию в команде;
физической активностью;
выносливостью;
упорством в достижении поставленных целей;
уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
милосердием, заботой о старших и младших;
экологической культурой;
любовью к своей малой родине;
трудолюбием.
Учебно – тематический план
Название раздела/количество часов
1 класс

Введение
1

Игры разных народов
5

История олимпийского движения
5

Виды спорта Летних олимпийских игр
5

Виды спорта Зимних олимпийских игр
5

Подвижные игры
5

Гигиенические знания и навыки закаливания
4

Моё здоровье
3

Итого
33

Содержание программы
1 класс
Введение
Правила безопасного поведения при проведении подвижных игр и спортивных соревнований
Игры разных народов.
Башкирские народные игры: Правила игры. Юрта. Медные пень. Палка-кидалка.
Бурятские народные игры: Правила игры: Табун. Иголка, нитка, узелок. Волк и ягнята.
Дагестанские народные игры . Правила игры: Выбей из круга. Палочка -постукалочка. Слепой медведь.
Кабардино-Балкарские народные игры. Правила игры: Повелитель лунки.
Карельские народные игры. Правила игры: Мяч.
Спортивный праздник « Хоровод народных игр».
Практические формы организации обучения : соревнования, подвижные игры, праздники.
Универсальные учебные действия:
кратко характеризовать правила игр и доказывать пользу подвижных игр для оздоровления своего организма;
выявлять различия в правилах игр;
понимать и рассказывать об оздоровительном эффекте от активных видов игр, оказываемом на организм человека
История Олимпийского движения
Олимпийские игры античного мира. Начало организации олимпийских игр. Обряды Олимпийских игр.Первые состязания. Олимпийское многоборье. Победители олимпиад античного мира. Герои олимпиад .
Практические формы организации обучения: эстафеты, соревнования, костюмированные праздники, спортивные старты « Из Спарты», состязания по многоборью, творческие проекты ,стенгазеты «Герои олимпиад», викторина, выставка, экскурсия в музей, экскурсия в СК « Самородок».
- кратко характеризовать особенности Олимпийского движения;
выявлять сходства и различия олимпийских игр древнего мира и современности;
понимать и рассказывать об оздоровительном эффекте от активных видов спорта для здоровья человека.
Виды спорта Летних Олимпийских игр
Легкая атлетика. Бег. Прыжки в длину. Метание. Прыжки в высоту. Правила игры в футбол.
Практические формы организации обучения: состязания. Конкурс « Лучший прыгун»,Футбольный матч. Эстафета « Самый меткий». Мини-олимпийские игры. Спортивный праздник « Быстрее , выше, сильнее».
-кратко характеризовать особенности правил спортивных состязаний Летних Олимпиад;
выявлять сходства и различия в правилах ведения игр;
понимать и рассказывать об оздоровительном эффекте от активных видов спорта для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать в команде.
Виды спорта Зимних Олимпийских игр
Лыжные гонки. Правила ведения соревнований. Биатлон. Скелетон. Санки. Терлинг. Хоккей.
Практические формы организации обучения: эстафета, взятие снежного городка, военно-спортивная игра «Зарница», спуск с горы на санках, забавный хоккей.
Универсальные учебные действия:
-кратко характеризовать особенности правил спортивных состязаний Зимних Олимпиад;
выявлять сходства и различия в правилах ведения игр;
понимать и рассказывать об оздоровительном эффекте от активных видов спорта для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать в команде.
Подвижные игры
Русские народные игры. Правила игры: Гуси-лебеди. Жмурки. У медведя на бору. Палочка-выручалочка. Филин и пташки.
Практические формы организации обучения: инсценирование, экскурсия в ДШИ, поход в Д\С, театрализованное представление, викторина с играми.
Универсальные учебные действия:
_- кратко характеризовать особенности правил подвижных игр;
выявлять сходства и различия в правилах ведения игр;
понимать и рассказывать о пользе подвижных игр для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать в команде.
Гигиенические знания и навыки закаливания
Гигиена. Общий режим дня. Закаливание. Значение гигиены и закаливания.
Практические формы организации обучения: составление памятки, составление режима дня., составление памятки « Советы Мойдодыра», праздник « в гостях у Мойдодыра».
Универсальные учебные действия:
- кратко характеризовать основные требования и правила гигиены ;
искать, сохранять, фиксировать информацию;
понимать и рассказывать о пользе ведения ЗОЖ для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать в команде.
Мое здоровье
Зарядка. Профилактика простудных заболеваний. Значение массажа. ОРУ. Физминутки.
Практические формы организации обучения: составление комплекса упражнений, составление памятки « Айболит предупреждает», Игры, спортивный праздник « Если хочешь быть здоров!»,спортивный праздник « Ни минутки без физминутки».
Универсальные учебные действия:
- кратко объяснять значение физкультуры для сохранения здоровья;
искать, сохранять, фиксировать информацию;
понимать и рассказывать о пользе ведения ЗОЖ для здоровья человека;
- уметь взаимодействовать в команде.
Календарно-тематическое поурочное планирование

Название раздела
Количество часов
Формы проведения занятий
Аудиторные часы
Внеаудиторные часы

1
Введение
1
собеседование
1
-

2
Игры разных народов
5
Соревнования, подвижные игры, праздники.

5

3
История Олимпийских игр
5
эстафеты, соревнования, костюмированные праздники, спортивные старты « Из Спарты»,состязания по многоборью, творческие проекты ,стенгазеты «Герои олимпиад», викторина, выставка.
2
3

4
Виды спорта Летних Олимпийских игр
5
Состязания. Конкурс « Лучший прыгун», Футбольный матч. Эстафета «Самый меткий». Мини-олимпийские игры. Спортивный праздник « Быстрее ,выше, сильнее».
-
5

5
Виды спорта Зимних Олимпийских игр
5
Эстафета, взятие снежного городка, Зарница, гонки , забавный хоккей
-
5

6
Подвижные игры
5
Инсценирование, поход в д/с, викторина с играми
-
5

7
Гигиенические знания и навыки закаливания
4
Составление памятки, составление режима дня, составление памятки «Советы Мойдодыра», праздник « В гостях у Мойдодыра»
3
1

8
Мое здоровье
3
Разработка комплекса ОРУ, викторина «Айболит предупреждает», игры, спортивный праздник « Будь здоров».
2
1









Итого
33

8
25

Cписок используемой литературы
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихсяначальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). М.
1992.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Про-
свещение, 2010.
4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. М. : Логос, 2003.
5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. М. :Просвещение, 2011.
6. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1–2и А.И. Белоусов под ред.М.Я. Виленского. М. : Русское слово, 2010.7. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младшихшкольников во внеурочной деятельности. М. : Экон-Информ, 2009.
8. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / под общ. ред.
А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.9. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческойдеятельности учащихся. М. : РМАТ, 2001.
10. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии/ пер. с чеш. С.Д. Баранниковой. М. : Профиздат, 1990.
11. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. М.: Культура и тради-
ции, 1995.
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под
ред. В.А. Горского. М. : Просвещение, 2010.
13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков.  М. : ФЦДЮТиК, 2006.
14. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм : программы дополнительного образования детей : вып. 4. М. : Советский спорт, 2003.
15. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение : образовательные программы для системы дополнительного образования детей / под ред.
Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. М. : Советский спорт, 2005.

15