Методическая разработка урока чтения в первом классе на тему Наше Отечество Константин Дмитриевич Ушинский
Методическая разработка урока чтения в первом классе
Подготовил: учитель МБОУ г. Иркутск СОШ № 75
Романовская Марина Николаевна
Урок чтения в первом классе по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество".
Цели урока:
- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Иркутска, иллюстрации природы, музыка песни «Россия, мы дети твои», детские книги, пословицы,презентация к уроку, карточки для самооценки.
Организационный момент
Ребята, послушайте какая тишина.
Это в школе идут уроки.
Мы не будем время тратить зря
И приступим к работе.
Наш девиз: Мы умные, мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, все у нас получится.
Ребята, книга-это маленькое окошко, через него мир видно.
Что вы можете сказать об этом?
Да, так говорят: Кто много читает, тот много знает!
Чтение-лучшее учение.
Объявляется пятиминутка. У вас есть возможность больше узнать.
(Ученики читают свои книги,1-2 человека рассказывают о своей книге, пробуждая интерес к чтению)
II.Актуализация и систематизация знаний.
Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (ДИ, НА ,РО)
Разгадывание ребуса:Р1А
- Какое слово получилось? (Родина)
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока
А)- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине.
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке чтения?
Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
Но сначала я предлагаю провести «Блиц - турнир»:
«Что я знаю о своей Родине»
1.Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2.Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3.Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4.Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5.Кто является главой нашего государства? (Президент)
6.Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7.Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8.Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9.Как называется главный закон государства? (Конституция)
10.Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11.Какое дерево является символом России? (Берёза)
12.Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)
Как нашу землю называли очень давно, в давние времена? (Русь)
В)Работа со схемами (звуковая модель слов: Родина, Москва,орел,береза,Русь)
Г)Подведение итогов игры.
Лучшим знатоком объявляется…………
Какие цели урока мы сегодня поставим на уроке?
IV. Беседа о том, что такое Родина.
- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми. Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
Презентация к уроку:
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Ученик: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик: И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка
- А как сейчас её называют? (Россия)
Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
- К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой
1. Подготовка к чтению рассказа.
- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский.
- Прочитайте название рассказа на доске.
- Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Марина. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Марина Николаевна: Марина, дочь Николая.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец».Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Кого вы видите?
- Что он делает?
- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
- Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
- «Государство»- страна.
3.Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ, который я вам прочитала?
- Что нового вы узнали из рассказа?
5. Чтение рассказа по цепочке
6. Выборочное чтение:
- Почему автор называет Россию отечеством?
- Почему автор называет Россию Родиной?
- Почему автор называет Россию матерью?
- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
7. Беседа по иллюстрации
- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
- Кто изображён на иллюстрации сверху?
- Как зовут этого всадника?
- Что он делает?
- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
- А как изображено настоящее?
- А есть ли на земле другие государства?
- Где вы уже побывали, в каких странах?
- Скучали вы по родному дому? Почему?
- Хотелось ли вам возвратиться домой?
- А как всё это можно назвать?
- Может быть у человека две или три Родины?
- Почему?
- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,
хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.
Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,
«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).
- Как вы понимаете эту пословицу?
Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
знать ее историю,
сохранять и преумножать ее богатства,
беречь природу,
всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
VIII. Итог урока
А) Что было интересного на уроке?
Какие сделал для себя открытия?
Поделись своими впечатлениями по уроку.
Что бы хотел узнать еще?
Б)Рефлексия
В)Исполнение песни «Мы дети твои»Г)Наказ ученикам:
- Вы будущие защитники нашей Родины.
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Спасибо за урок.