Конспект урока на тему: Константин Дмитриевич Бальмонт Осень


Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока К.Д. Бальмонт «Осень»
Цель Познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ; основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Основные понятия Что понимаем под образом – переживанием; кто такой лирический герой
Межпредметные связи Связь с русским языком, живописью и музыкой.
Оборудование Учебник
Электронные физкультминутки
Презентация к уроку
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей и ярче.
- Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.
- Садитесь. Слушают учителя, улыбаются друг другу. Сформировать мотивацию к обучению (личностные УУД) 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм.
Пускала пузырикиВ соломинку Фея.(Таня, Валя)
Придворные лирики
Жужжали ей, рея: —
О, чудо-пузырики, (шарики, цветочки)
О, дивная Фея! (Таня, Галя)
Пурпурные, синие,
Нежнее, чем в сказке.
Какие в них линии,
Какие в них краски! (Сказки, цвета)
Зелёные, синие,
Как детские глазки. (сказки, краски)
(На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово)Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. В начале 20 века Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. Там и было это стихотворение.
-Попробуйте определить тему нашего урока.
-Какие задачи будем решать на уроке?(дети высказывают свое мнение) Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку. Отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). 2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
Биография: К.Д. Бальмонт 1867-1942
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
- Как вы думаете, почему А. Блок называет Бальмонта «поэтом с утренней душой»?
Росинка дрожалаНа тонком листе.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.
В росинку гляжу я,
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.
Их еле заметишь,
Так малы они,
Но где же ты встретишь
Такие огни?
-Как вы думаете, почему я прочитала именно это стихотворение?
- Может оно как-то относится к высказыванию А. Блока?
( человек, не склонный к преувеличенным оценкам. Блок призывал видеть в нём главное: предельную искренность, детскую непосредственность, порывы ко всему «весеннему», «утреннему», «светлому». )Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке.
Беседа.
- Посмотрите на портрет поэта.

- В каких красках художник изобразил поэта?
-Всмотритесь в его одежду?(интеллигентный, элегантный, воспитанный, образованный)
Позу? Что вы можете сказать о нем?
Лицо? Бородка, усы- как вы считаете, что значат усы и борода для мужчиы? (А я слышала, что это богатство рода, предмет особого поклонения у староверов, считающих, что каждая волосинка связывает владельца бороды с одним из предков.)
Микровывод: Поэт – воспитанный, интеллигентный, элегантный, задумчивый, внимательный, наблюдательный..- Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом стихотворении? (о осени).
-Какой она может быть?
- Работа с картиной ( осень) описать.
Критерии оценивания вы видите на доске:
Богатство содержания
Культура речи
Эмоциональность
-Какие произведения К.Д Бальмонта вы знаете?
- Ребята, что вы знаете об осени?
Дыхательная медитация
1) - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вошли в лес вдыхаете его аромат … Свежий аромат осеннего леса… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
2) Дышим глубже
Носом – вдох,
(Поднимание рук – на вдохе.)
А выдох – ртом,
(Свободное опускание рук – на выдохе.)
Дышим глубже,
А потом –
Марш на месте,
Не спеша,
Коль погода хороша!
- Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Давайте его опишем.

- Обратите внимание на цветовую гамму. Какой цвет преобладает?
- Заметили ли вы в репродукции картины сиреневые оттенки?
(на самом деле это же голые березки стоят, но глядя на картину нам кажется, что это такие деревья)
- Как вы думаете, почему художник выбирает фон воды? (потому что в воде все отражается)
- Обратите внимание на дальний план? Передний?
- Как вы считаете, где был Бальмонт, когда писал стихотворение? (На переднем плане, чтобы видеть всю эту красоту)
- Представьте себя на этом мостике, постарайтесь передать всю красоту это леса.
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) 3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. - Первичное чтение. Сейчас вы прослушаете стихотворение и попытайтесь представить, те образы , о которых пишет поэт.(стихотворение) .
Первичное чтение осуществляется профессиональным чтецом.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
-Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения:
Восхищение,
Печаль,
Радость,
Удовольствие,
Любование,
Раздражение,
Тоска,
Грусть,
Безразличие.
-Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему? А настроение?
-Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения по названию? (отв. детей)
-На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения.У каждого из вас на парте лежит листочек со стихотворением, прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», это стихотворение дано без названия.
(стихотворение дублируется на экране)
Словарная работа  
Какие слова вам были не понятны?
Попробуйте сами объяснить эти слова.
-Перечитайте стихотворение и подумайте, Бальмонт изобразил сказочную или реальную картину осени?
(дети обсуждают и доказывают свое мнение)
Благовонья (Аромат, приятный запах)
Разноцветном ( С окраской разных цветов, содержащий разные цвета)
Спросонья (состояние неполного пробуждения ото сна)
Прочь (приказание уйти, отодвинуться и т.д) Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. Учитель создаёт эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.
Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.
Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать настроение и чувства, которые хотел передать поэт.
(читают несколько учеников)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья
Прочитаем первую строфу:
-Что значит, поспевает брусника?
-Попробуйте представить такую картину, осень… вокруг вас голые берёзы, и вдруг вы замечаете что-то бордовое … маленькое.. красивое.. Опишите свои чувства.
-Кто видел бруснику? Поднимите руку
-Кто ел бруснику?
-Полезна ли она? Для чего? ( Отвар листьев — при заболеваниях почек. Ягоды — при туберкулёзе лёгких, катаре желудка с недостаточной кислотностью, почечнокаменной болезни, ревматизме, как витаминное и противогнилостное средство.
Сок пьют при повышенном артериальном давлении)-Где она растет? ( Растёт по сухим и сырым хвойным лесам и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.)

-Молодцы.
-Ребят, скажите мне, а кто такой лирический герой? (Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Сам Бальмонт)
-Как вы понимаете последние строчки: «И от птичьего крика
В сердце стало грустнее»?
-Как вы думаете, хорошо ли сейчас автору на душе?
-А было ли вам когда-нибудь грустно, от того что уходит лето? Осень? Зима?
Прочитаем вторую строфу:
-Что значит «Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море»?
-Куда могут улетать птицы?
-Каких перелетных птиц вы знаете?
- Что значит «прочь»?
-Может, они навсегда улетают?
-Как вы думаете, что имел ввиду автор?
-О каких птицах говорит Бальмонт?
-А может быть он под образом птиц подразумевает своих соратников, поэтов? ( за границей жили: Пастернак, Клюев, Шмелев, не успевшие уехать)-Представьте, что вдали от родины, изгнаны, что бы вы чувствовали?
-И снова обращаем внимание на то, что автор и грустит и одновременно нет.
-Что символизируют птицы? ( Полет без границ и преград, а значит - свободу мысли, фантазии, пространства!)
-А что такое вообще «символ»? (это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим "другим", значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Связующее звено между двумя мирами)-Какие символы, традиции вы знаете?
-Как вы думаете, что символизирует «солнце»? «Вода»?
-Как вы понимаете «Все деревья блистают
В разноцветном уборе»?
-Когда еще могут блистать деревья?
Прочитаем последнюю строфу:
- Что значит, солнце реже смеется?
-Может ли солнце смеяться?
-А когда солнце «смеется» часто?
- Что значит, нет в цветах благовонья?
- Какой аромат цветов вам нравится? (перечисляют)
-Что значит, проснется Осень?
-Кто может заплакать спросонья? (дитя)
-А как может заплакать осень?
- Прочитав и разобрав стихотворение, мы можем сделать вывод. Какой? (ответы детей)
Так какой вывод мы сделаем, прочитав стихотворение
Оказывается один и тот же х.о. можно создать с помощью слова или музыки, или красок; оказывается как важно почаще задумываться о красоте природы, о её законах, о том, как важно жить в гармонии с природой, как важно учиться у природы, наслаждаясь её красотой.
Итог: Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья».
- Как вы считаете, какие метафоры использует Бальмонт, для описания внутреннего состояния природы? («…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…»), автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора.
- Как вы думаете, всегда ли осенью хорошо на душе?
- Почему?
(Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир).
- Автор говорит, что «в сердце стало грустнее», а от чего, как вы считаете?
(То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году). Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.
Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики.
-Подумайте и скажите, использовал ли Бальмонт в написании стихотворения эпитеты или же сравнение?
-Почему?
(Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.)-Сейчас я вам предлагаю прослушать одну аудиозапись, а вы тем временем попытаетесь угадать что это и кто автор. (А.С Пушкина «Осень»)
- Скажите, какие чувства у Пушкина вызывает его общение с природой? (восторгается видом русской природы, ее осенней внешностью, пышностью и красотой, которые он воспринимает как символ вечного обновления жизни)
- Поразмышляйте над четверостишьем:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса…!» (великолепная картина русской осени, необыкновенно красочная, живая, земная и очень конкретная)
- Послушайте эту строчку и скажите, как вы ее понимаете?
«И с каждой осенью я расцветаю вновь» (Осень его вдохновляет на поэзию)
- А этот «И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне» (ему так приятна эта осенняя пора, что он все на свете забывает и погружается полностью в поэзию)
-Какой мы с вами можем сделать вывод?
У К.Д Бальмонта, как вы заметили переменчивое настроение, больше склоняется к грусти, печали, тоске.
А.С. Пушкин осенью расцветает, осень его вдохновляет. И он готов творить без остановки. Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппах Задача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания.
Задание 1
Если бы вам пришлось нарисовать «Осень», какими красками вы бы воспользовались? И почему выбрали именно эти цвета.
Задание 2
Допишите пару строчек, чтобы получилось стихотворение.
Краски лета погасают
Ночи стали холодней
(Листья с веток улетаютНе считать прошедших дней)Задание 3
Продолжите сказку про осень.
Однажды олень Том со своим другом Медведем Мишей гуляли по лесу и наблюдали за красотой своего родного дома. Том повернул голову налево и говорит: -Ах, какая нынче осень красивая, никогда еще такого не видывал.
А Миша отвечает: -Ты прав Том, так бы гулял и гулял здесь, даже и домой не хочется. Тут встречают они белочку Масю и говорят: -Ты что тут сидишь? Мася и говорит: -Я глаз отвести не могу от такой красоты. Вы видите как тут замечательно? …
Задание 4
Инсценировка
Представьте, что вы гуляете по парку в теплый осенний день и встречаете своих друзей. И от такой погоды вам так хорошо, что вы захотели о ней поговорить. Обдумайте в группе кто из вас будет главным героем, а кто друзья.
(-Привет, мои хорошие друзья.- Привет. А что ты тут делаешь?
-Я наблюдаю за красотой осенней природы, ах… как мне хорошо.
- Да, ты прав погода очень хорошая, а какой запах…
….)
Задание 5
Воспользуйтесь словами для справок, вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился рассказ «В лесу».
В лесу
Гриша и Коля пошли в _____. Они собирали ______ и ягоды. Грибы они _____ в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул _____. Солнце скрылось. Кругом появились ______. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный _______. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало ____. Дождь перестал. Выглянуло ______. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились _______.
(грибы, лес, клали, гром, тучи, дождь, тихо, солнышко, домой)Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативные УУД); 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему сегодня учились?
- Придя домой, чтобы вы хотели рассказать родителям о сегодняшнем уроке? Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Рефлексия Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. -У каждого на парте лежит по листочку, переверните его и напишите, понравился урок или нет.
-Всем спасибо, мне было приятно с вами работать. Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Учитель: _______________
Методист:______________