Родительское собрание «Ваш ребёнок — первоклассник».


ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК
(родительское собрание)
Цель родительского собрания: научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь их правильно применять в общении со своими детьми.
Форма проведения: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Участники: классный руководитель, родители, педагог-психолог, школьный фельдшер.
Вступительное слово учителя.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определенно школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т.д.В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым ему приятно его новое положение. Переживанием ребенка своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогает первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Знакомство с новыми школьными правилами.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школай жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением психолога, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура, обостряться хроническое заболевание. Дети, казалось бы, Без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологические особенности первоклассников.
Включение в новую социальную среду, начало освоение учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психологических процессов (восприятия, внимание, память, мышление), более высокой способности к управлению своим поведением.
Одна возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительные.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и т.д.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающая на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребеноу лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяется порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Дискуссионный практикум.
Обращение к родителям с просьбой определить степень их беспокойства по поводу первых дней школьного обучения их детей.
На каждом столе лежат цветные карточки.
- Поднимите карточку такого цвета, который отражает степень вашего беспокойства в связи с первыми шагами школьной жизни вашего ребенка:
черная – сильное;
синяя – умеренное;
зеленая – отсутствует;
Вопрос к поднявшим черную карточку: «От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?»
Задание для родителей.
- Что обеспечит успех ребенка в школе?
- Что больше всего способствует возникновение желания учиться?
Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.
а) Физическое здоровье.
б) Развитый интеллект.
в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослями.
г) Умение считать и читать.
д) Выносливость и работоспособность.
е) Аккуратность и дисциплинированность.
ё) Хорошая память и внимание.
ж) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
- Обоснуйте свой выбор.
Возможные трудности первоклассников.
Пример.
Мать 10-летнего мальчика рассказала: « Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будем учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый мальчишка. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять неудача? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, мальчики её раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам и не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше пошло-поехало…
- Как вы считаете, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы исключить подобные ситуации?
Вывод.
- Родительские притязания основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактных представлениях о некоем идеале. Крах родительских надежд неминуемо становится источником детских страданий; теряя уверенность в родительской любви, ребенок лишается уверенности в себе. Здесь налицо ситуация завышенных требований. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» - говорят родители, как будто их собственное самоутверждение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты будешь причиной моего внутреннего состояния и переживания». На ребенка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для него.
Несколько советов по процессу общения (разговора).
Родителям необходимо обладать не только умением говорить, но и умением слушать. Общение является искусством взаимопонимания. Если вы умеете общаться, то способны выразить свои мысли и чувства относительно происходящего. Хорошее общение никогда не бывает односторонним. Не имеет значения, насколько вы красноречивы в выражении своих мыслей и чувств, если вы не способны или не хотите понять другого человека.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразие, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.