Литературное чтение 4 класс Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Стихотворение «Няне».
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА КОМСОМОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
Работа к изданию
научно-педагогического альманаха
«Траектория педагогического искусства»
Рубрика:
АКМЕ-УРОК
Разработала
учитель начальных классов
специалист первой категории
Хохлова Елена Алексеевна
2016 г.
Предмет: Литературное чтение
4 класс
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.
Стихотворение «Няне».
Тип урока: комбинированный с использованием технологии развития критического мышления
Цель урока.
1. Учить понимать, анализировать и правильно читать стихи.
2. Развивать память, воображение, речь; вырабатывать умения работать в парах, группах.
3. Прививать интерес к изучению поэзии, воспитывать любовь и сострадание к ближнему, чувство гордости за выдающихся людей Отечества.Задачи урока:
1. Расширить знания обучающихся о биографии А.С. Пушкина и его произведениях.
2. Приобщать детей к чтению лирики.
3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.
4. Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения.
5. Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
6. Развивать критическое мышление обучающихся.
Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук, плакат «А.С. Пушкин», иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, фрагмент из фильма «Няня Пушкина»Этапы урока:
Организационный момент.
Вызов
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Мозговая атака.
Сообщение темы, цели и задач урока. Работа в группах.
Осмысление.
Сведения из биографии А.С.Пушкина.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
Работа над выразительным чтением стихотворения.
Рефлексия.
Конкурс «Лучший чтец».
Составление синквейна.
Домашнее задание.
Литературная выставка произведений А.С. Пушкина для детей.
Итог урока.
Ход урока.
I. Вызов
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
- Ребята, я вам сейчас прочитаю строки из одного стихотворения, которое знают по проведенному опросу 98% работников нашей школы. Может быть, и вы знаете его и готовы назвать его автора? Вы заинтригованы? Слушайте:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа.
- Вы знаете, чьи это стихи? О каком памятнике говорит автор?
В конце урока попрошу вас ответить на эти вопросы, только нужно быть на уроке внимательными и думающими учениками.
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка. Работа в парах
- Вставьте пропущенные слова. Обучающиеся какой пары первыми справятся с заданием, выразительно прочитают эти строки.
У Лукоморья ________ зелёный.
_________ цепь на _______ том,
И днём, ___________ кот ________
Всё ходит ____________________.
Идёт направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там чудеса: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
Там на неведомых ____________
Следы _____________ зверей……..
- Ну а теперь прочитаем хором, ставя логическое ударение на пропущенных словах (Хоровое чтение).
- Откуда эти строки? (Поэма «Руслан и Людмила»)
- Кто их автор? (А.С.Пушкин)
3. Проверка домашнего задания.
Мозговая атака.
-Ребята, вы должны были дома прочитать статью об Александре Сергеевиче Пушкине.
Выборочное чтение отрывков из статьи.
- Я ставлю вам вопрос, а вы отвечаете «Верно» или «Неверно» и приводите в доказательство отрывок из текста.
1.Верно ли, что в доме Пушкиных не любили стихи?
2.Верно ли, что ламповщик Никита тоже любил стихи?
3.Верно ли, что А.С. Пушкин в 8 лет увлекся сочинением комедий?
4.Верно ли, что свои комедии Александр разыгрывал перед многочисленной публикой?
5. Верно ли, что по окончании комедии слышались аплодисменты и крики «Браво!»?
6.Верно ли, что Александр был обидчивым мальчиком?
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
Работа в группах.
- На столах у вас лежат буквы. Вы должны как можно быстрее сконструировать из них слова, сложив их, вы прочитаете тему нашего урока.
Дети собирают слова А.С. Пушкин «Няне» и выкладывают их на доске.
Осмысление.
Сведения из биографии А.С.Пушкина.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Цель нашего урока – шире познакомиться с биографией поэта, узнать, кто такая няня, проанализировать его стихотворение «Няне», научиться выразительно читать это произведение.
Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.
(Демонстрация портрета А.С. Пушкина)
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому в нашей стране с ранних лет. Родился поэт 6 июня 1799 года. Постарайтесь запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который ежегодно отмечается в нашей стране. Отец поэта – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра І – арапа Ганнибала. Несмотря на то, что предки Пушкина не были исконно русскими, поэт был истинным патриотом России.
Демонстрация интерплаката «А. С. Пушкин» с сопровождением рассказа учителя.
С 1811 года Пушкин начал учиться в Царскосельском лицее. Там он обрел многих друзей. В лицее Пушкин начал писать стихи и первое его стихотворение «К другу стихотворцу» было опубликовано в 1814 году. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За свои вольные стихи Пушкин был отправлен в южную, затем в северную ссылки. В 1830 году Пушкин посватался к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют «Болдинской осенью», в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 15 мая 1831 года Пушкин женился на Наталье Гончаровой и переехал в Петербург. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля. Так окончил свой земной путь великий русский поэт. Но только земной, потому что душа, выраженная в его стихах, бессмертна.
- А знаете ли вы, кто ввел Пушкина в мир народной поэзии?
Няня, Арина Родионовна.
- Ребята, а кто такая няня? Как вы понимаете это слово? Какая она? Была ли у вас няня?
(Ответы детей)
-Эта удивительная женщина сумела стать для великого русского поэта духовно близким человеком. Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.
- Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.
- Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.
- Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.
- Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее избушка из двух комнаток. Это домик няни.
- Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.
- Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов. В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая сказительница, она вносила в сказки свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал её Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чём слышал от няни.
- Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины…
И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».
Прогнозирование
- Ребята, как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
(ответы детей)
2 . Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
- Сейчас мы прослушаем стихотворение А.С. Пушкина «Няне» в профессиональном исполнении. (https://www.youtube.com/watch?v=51Nq5uRBaSM)
- Понравилось ли стихотворение? Чем? Всё ли понятно?
Словарная работа
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
Вороты – устар. ворота.
Всечасно – постоянно.
Физминутка Работа над выразительным чтением стихотворения.
1.Расставление партитуры.
2.Чтение стихотворения различными способами: хоровое, парами, индивидуально.
- Ребята, к какому роду литературы относится произведение
А. С. Пушкина «Няне»?
Дети: - К жанру лирика, потому что выражены чувства автора.
- А вот какому жанру лирики оно принадлежит, вы узнаете сегодня на уроке.
3. Беседа по вопросам:
- Каким чувством пронизано стихотворение? В каких словах выражено отношение к няне?
Дети: - С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
-Какими представляются поэту занятия, заботы и чувства няни?
Дети: Автор словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:
«Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках».
- Он уверен, что она помнит его, думает о нём?
Дети: - Няня ждёт поэта:
«Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь».
А в душе беспокойство о нём:
«Тоска, предчувствие заботы
Теснят твою всечасно грудь…»
-Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?
Дети: - Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».
- Поэтом создан поразительно верный образ женской любящей души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине – матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянные ожидания, встречи и горе одиночества. Ребята, раз поэт выражает свою любовь к няне, то значит какая это лирика?
Дети: - Любовная лирика.
4. Средства художественной выразительности.
- С помощью каких слов рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?
Дети: «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
В этих словах выражено нежное, любящее отношение к няне.
Повторы, сравнение, эпитеты, подчёркивают тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.
- Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению?
Дети: - тёмные краски, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.
- На что похоже это стихотворение?
Дети: - На письмо.
- Верно, жанровая разновидность этого стихотворения – послание,
- Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
(Ответы детей)
Учитель: - Прочтите строки из стихотворения Е. Серовой о няне А. С.Пушкина:
Арина Родионовна-
Какое имя-отчество!..
Нам свято всё, что скрасило
Поэта одиночество.
- Вы согласны с этими строками?
Совсем обыкновенная старая русская женщина, как видно из строк стихотворения, а прославлена в веках и во всем мире, тем, что оказала большое влияние на проявление таланта великого русского поэта, патриота своей Родины – России.
Просмотр фрагмента из фильма «Няня Пушкина» . (http://my.mail.ru/mail/viktoriapopova55/video/1239/1473.html?time=25&from=videoplayer)
- Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Няня Пушкина» и сравним свои представления об этой женщине с ее образом в фильме.
добрая
5. Составление кластера.
верная
любящая
внимательная
Няня
понимающая,
заботливая
преданная
мудрая
мудрая
III. РефлексияКонкурс «Лучший чтец».
Составление синквейна о няне
1. Кто? ___________
2. Какая она? __________, ___________.
3. Что делает? ___________, __________, _________.
4. Няня - _________________ (Ассоциации).
5. (Синоним к слову няня).
-Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи.
-Что особенно запомнилось на уроке?
-Что понравилось?
-А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?
IV. Домашнее задание
Выучи наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Няне». На выбор создай свою книжку - малышку о няне А.С. Пушкина или добавь рисунки к стихотворению.
V. Выставка произведений А.С. Пушкина для детей, имеющихся в школьной библиотеке.
VI.Итог урока.- Теперь вы сможете ответить, кто же автор тех строк, которые я вам зачитывала в начале урока? О каком памятнике идет речь?
- Автор – А.С. Пушкин, а памятник – его бессмертные произведения, которые автор оставил в наследие всему миру и вам в том числе. Читайте классику Пушкина и наслаждайтесь ею. Она многому вас научит, поможет понять и разобраться во многих жизненных ситуациях. Каждый человек, несмотря на род деятельности, может оставить свой след в истории своей школы, своего города, родного Отечества. Важно знать и помнить об этом.
Аннотация
Стихотворение А. С. Пушкина «Няне» изучается в 4 классе на уроке литературного чтения в разделе II «Чудесный мир классики», урок №4.
Разработка урок составлена с использованием методики критического мышления, с применением стратегий: мозговая атака, прогнозирование текста, целенаправленное чтение, составление кластера, пятистишья (синквейна), мультимедийного оборудования и интернет-ресурсов.
Урок направлен на развитие восприятия и умение анализировать текст, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через задания, которые способствуют прочувствовать строки произведения, сопереживать героям стихотворения. На уроке используется мультимедийный плакат, фрагмент из фильма.
В качестве мотивации использованы статистические данные по Комсомольской ОШ І-ІІ ступеней №2 .Урок направлен на формирование гражданской позиции обучающихся и привитие интереса к чтению классических произведений.
Литература:
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.Ф.Голованова . М.: «Учебник», 4 класс, 2016 г.
2. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. - В.А.Лазарева, 2010 г.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
Интернет ресурсы
- Чтение стихотворения актером. https://www.youtube.com/watch?v=51Nq5uRBaSM- Фрагмент из фильма http://my.mail.ru/mail/viktoriapopova55/video/1239/1473.html?time=25&from=videoplayerПриложение 1.