Вводные слова и предложения


Практическая часть.
Урок-практикум. Русский язык. 8 класс.
Тема: Вводные слова и предложения.
Цели: закрепить понятие о вводных словах и предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
формирование умений:
1) различать вводные слова и члены предложения;
2) определять группы вводных слов и предложений по значению;
3) употреблять в речи вводные слова и предложения с учётом речевой ситуации, выражая определённые отношения к высказываемому;
4) правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и предложениях;
5) соблюдать интонацию при чтении таких предложений;
6) общения.
Учащиеся распределены на однородные группы (четыре группы по 6-7 человек). Заранее выбрана на конкурсной основе экспертная группа из четырех человек, каждый участник которой оценивает результаты работы одной группы.
Ход урока.
Оргмомент. Объявление темы и целей урока.
Задание 1.
Синтаксическая разминка — графический диктант. Составить схемы предложений. Каждый работает самостоятельно на листочке.
1. Зелёная долина, горы в белых шапках — всё было залито солнцем.
2. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
3. Немая степь синеет, и венцом серебряным Кавказ её объемлет.
4. За окном опять метель метёт и, видать, не скоро перестанет.
Самопроверка по предложенному образцу схем на доске.
Листочки собираются и сдаются экспертам для оцениваия.
Задание 2.Работа в группах.
Задание: Вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова и предложения, выбирая их из слов для справок. Расставьте недостающие знаки препинания. Прочитайте текст выразительно.
Проверяем задание следующим образом. Задание 3.
Первая группа читает получившийся текст, а остальные должны выписать на своих же листочках вводные слова или предложения, обозначающие источник сообщения.
1 группа.
… много я слышал разных спорое о счастье. Счастье ...—это богатство, деньги. Но ведь...настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если ...человек обидел кого-то, его клянут. Его совесть ... точит. А от совести... никакими деньгами не откупишься. Счастье ...—это не только иметь, брать, получать. Счастье ...ив том, чтобы отдавать, помогать и делиться радостью. (По Л. Кассилю)
Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, разумеется, значит, по-моему, я думаю, несомненно.Из текста второй группы выписать все вводные слова.
2 группа.
… не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах....они различают треугольник, круг, квадрат. Муравьёв....удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и не обращать внимания на круг.
… самое интересное, что муравьи …могут двигаться, разделяя углы на равные части. ...они способны передвигаться точно по биссектрисе.
Слова для справок: наверное, пожалуй, оказывается, например, кроме того, как выяснилось.Задание к тексту третьей группы: выписать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.
3 группа.
…занятия спортом необходимы каждому, … они закаляют организм, воспитывают волю человека,...дисциплинируют его....только ленивый и не уважающий себя человек не в состоянии заставить себя … подняться пораньше для утренней пробежки,… посетить вечером спортивную секцию или ...просто найти полчаса и сделать дома несколько упражнений.
Слова для справок: во-первых, без сомнения, во-вторых, с моей точки зрения, наконец, например, в-третьих.И задание к четвёртому тексту.
Выпишите одно из вводных слов и составьте с ним предложение.
4 группа.
Эта ночь ...была так же великолепна, как и прежде....бесчисленные золотые звёзды...тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути, и...глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег.
Слова для справок: вообразите, несомненно, казалось, вероятно, право.
Листки собираются и сдаются эксперту группы для проверки и оценивания.
Четвёртое 4. Слово экспертам: по одному теоретическому вопросу каждой группе.
Пятое 5.Предлагается выполнить индивидуально вне группы.
Определите, являются ли выделенные слова вводными в предложениях. Правильно расставьте знаки препинания.
1 группа.
К сожалению дорогу на преградил ручей. К сожалению его примешивалась досада. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна, как и прежде. В подземелье всё казалось темным и таинственным.
2 группа.
Из предыдущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и наклонностей. И вдали за рекой видно за опушкой сонный сторож стучит мёртвой колотушкой. Озеро похоже было бесконечным. По форме озеро было похоже на вытянутую всю длину ленту.
3 группа.
Как гласит народная мудрость правда ни в огне не горит, ни в огне не тонет. Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы. Вы верно недавно на Кавказе? Вы кажется не совсем верно понимаете практический век.
4 группа.
Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли. Архип сохранял спокойствие невозмутимое, напротив он даже не без удовольствия перескакивал через эти брёвна. Где-то далеко вспыхивала молния и возможно лил дождь. А счастье было так возможно, так близко!..
Проверка. 1, 3 группы зачитывают предложения, в которых выделенные слова являются вводными. 2, 4 группы зачитывают предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения.
Листки собираются и сдаются эксперту группы для проверки и оценивания.
1 группа. Сочинить сказку о вводных словах и предложениях.
2 группа. Составить небольшой текст на основе фотографий «Зима в моём городе», используя вводные слова и предложения.
3 группа. Найти и выписать из произведений художественной литературы предложения с вводными словами и определить их значение.
4 группа. Найти и выписать из газет предложения с вводными словами и предложениями и определить их значение.
Оценивание зачитанных текстов. Вывод об использовании вводных слов в текстах различных стилей.
Оценивание работы групп и каждого учащегося экспертами. Итоги урока.
Нравится ли вам работа в группах? Чему она вас учит?
Д/з. параграф 33, упр. 374. Работа с предложениями, в которых вводные слова употреблены неправильно. Подбор таких предложений самостоятельно из речи знакомых.