Комплексная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа» «Детективное агентство»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Садыева Н.М
«____»___________________2014 год.
МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»
Комплексная программа летнего лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»
«Детективное агентство»
Акбаш, 2014.
Титульный лист.
Наименование учреждения МБОУ «Акбашевская основная в соответствии с Уставом общеобразовательная школа»
Наименование программы с указанием ее назначения, возрастного состава детей
Комплексная программа летнего лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»
«Детективное агентство».
Возраст детей 8-14 лет
Срок реализации апрель-июнь 2014 г.
ФИО автора программы Тагирова Лилия Мухаматзакировна
учитель физики и ИКТ МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа»
618157 Пермский край Бардымский район с.Акбаш ул.Школьная, 12
Содержание программы.
Стр.
1.Титульный лист.
2
2. Пояснительная записка.
4-6
3.Цели и задачи программы ..
7-8
4. Основное содержание.
легенда лагеря ..
9
формы, приемы, методы, технологии,
режим деятельности
10-13
этапы реализации программы..
14
календарно-тематический план..
15-19
5. Материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение
20
6.Ожидаемые результаты и способы их фиксации.. критерии оценки эффективности программы.
21-23
механизм определения результативности программы.. мониторинг..
возможные риски и пути их преодоления ..............................
карта диагностических методик..
7.Проект сметы расходов
24-25
8.Приложение 26-41
Пояснительная записка.
Каникулы – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Если для мальчишек и девчонок каникулы – это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.
Школьный музей это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории села и школы. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Актуальность проекта очевидна, потому что в нашей школе музея нет. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов , проведение экскурсий, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов. викторин. Результаты этой работы – практический материал: фотоальбомы, доклады, презентации, исследовательские работы на основе архивных материалов, вещественных и письменных источников. Естественный вопрос: где хранятся бесценные экспонаты, результаты исследований, встреч? В большинстве случаев пылятся в кабинетах, или вообще выбрасываются.
Краеведческая работа ведется в нашей школе уже в течение многих лет. Собранный материал по истории нашей школы, села хранится в кабинетах истории, родного языка, в актовом зале школы, также дома у учителей.
Для решения данной проблемы в школе создана рабочая группа, в которую входят зам.директора по ВР С.С.Кильдебаева, учитель истории К.И.Мустаева, учитель технологии Н.Т.Акбаев , учитель начальных классов З.Г.Мустаева. Рабочей группой разработано положение «О школьном музее МБОУ «Акбашевская ООШ»», администрацией школы выделено помещение и некоторые предметы мебели.
Данная программа должна оказать посильную помощь в организации школьного музея ,ведении краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности летнего лагеря на базе школы и призвана помочь учащимся шире познакомиться с историей родного края, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Тема программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием 2014 года «Детективное агентство» приурочена к 90-летию образования Бардымского района и Году Культуры в России, возраст детей участвующих в реализации программы-
На базе нашей школы есть все кадры и условия, чтобы реализовать данную тему, которая предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности. Так же программа направлена на формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
возросшей потребностью общества к патриотическому воспитанию;
необходимостью создания школьного музея;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной,
т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Новизна программы состоит в сочетании оздоровительных, образовательных и социально значимых мероприятий в период работы школьного летнего лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. будет реализована в течение 1 смены.
Таким образом, Программа «Детективное агентство» - системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для адаптации и социализации ребенка не только в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребывания во время летнего отдыха, но и в дальнейшей жизни школьного музея, сбор материалов, сведений для работы, приобретение расходных материалов для создания экспозиций, витрин и стеллажей.
3.Цель :
организация содержательного досуга и занятости детей и подростков в каникулярное время способствующего полноценному отдыху, оздоровлению, самореализации, развитию творческих способностей. Задачи:
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Содействовать формированию активной жизненной позиции ;
Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родин
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в музейном деле;
Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и поисковой деятельности;
Развивающие:
Создание условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Осуществление исследовательской и просветительской работы по комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры посредством музейной деятельности
4. Основное содержание.
Реализация целей и задач смены осуществляется в форме сюжетно – ролевой игры. Из участников программы формируется детективное агентство, численностью 25 человек.
Поддержанию интереса к игре будут способствовать: игровая легенда, символика, оформление лагеря.
Легенда основана на деятельности детективных агентств, которые получили задание – провести полное расследование истории села, собрать достоверные улики(материалы) , создать архивные материалы(экспозиции музея).
На весь период смены территория лагеря объявляется офисом, где действует детективное агентство по расследованию дел конкретных лиц(известных людей села) и Акбашевской ООШ.
Каждый отряд – отдел агентства
Дети – члены агентства – детективы.
Начальник лагеря Садыева И.А – директор «Детективного агентства»;
Воспитатели: Кильдибаева А.Г, Минкин С.В – руководители отделов.
Старший воспитатель Тагирова Л.М– консультант.
Детям предлагается во время смены почувствовать свою значимость в реальной жизни, познакомиться с юбилейными историческими событиями нашего района. Каждый день агентства будут совершать полезные большие дела, узнавать новое и расследовать загадки истории, получая за это отличительный знак(пазл).
Сложив пазлы в конце смены агентства составят герб Бардымского района .
За участие в конкурсах, активность, дежурство, поведение, выполнение задания дня агентство получает знаки – гусей , имеющие отличительную цветовую символику:
белая – отличная работа, победа.
пестрая – хорошая работа.
серая – нужно постараться.
черная – старания не удались.
Формы работы при организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в лагере с дневным пребыванием:
конкурсные программы;
концертные программы;
танцевальный марафон;
спортивно-игровые программы;
конкурсы;
викторины;
экскурсии;
индивидуальные консультации;
индивидуально-практическая работа;
коллективно-творческие дела;
кружковая работа.
«Умелые руки»- Акбаев Н.Т
«Журналистское расследование»- Кильдебаева С.С
«Я- следователь, исследователь»-Мустаева К.И, Мустаева З.Г
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
- развитие творческих способностей детей, художественной самодеятельности;
- работа кружков прикладного и технического творчества , по интересам учащихся: «Умелые руки», «Я следователь-исследователь», «Журналистское расследование» ;
- формирование нравственно-этических форм поведения;
- изучение и соблюдение правил культуры поведения в школе, дома, на улице, а так же в других общественных местах.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- благоустройство территории памятника,
- уборка и благоустройство школьной территории;
- работа на школьном цветнике.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, «горячих» точек;
Операция «Забота». Оказание посильной помощи и моральной поддержки участникам и ветеранам войны, вдовам;
ОТ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
- КТД;
- проведение минуток Здоровья, Дня Рекордов.
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- поисковая работа по истории школы,
по выпускникам школы, ветеранам войны и труда;
- походы с краеведческим заданием ( в пределах с.Акбаш, д.Юкшур);
Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня развития и подготовки детей, ресурсного обеспечения. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые).
Коллективная и индивидуальная творческая деятельность в процессе, которой происходит развитие личности ребенка, имеет несколько направлений: ознакомление с отечественной культурой, историей края, – это посещение музеев, проведение экскурсий, бесед; формирование творческой индивидуальности, развитие художественно- прикладных умений, спортивных, танцевальных способностей реализуемое на занятиях в кружках, секциях; организация коллективных творческих дел (творческие мероприятия в форме конкурсов и различных представлений); физическое развитие тела, гармоничной личности посредством проведения спортивных занятий, спортивных игр, эстафет, конкурсов;
Методы работы:
методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми построенные на гуманизме и доверии);
методы импровизации (развивает творческую и практическую предприимчивость);
методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
методы музыкотерапии (стимулирует творческий полет мысли, снимает внутреннее напряжение);
методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта).
Методы психолого-педагогической диагностики:
Входная диагностика (анкетирование, тестирование).
Текущая диагностика (опросник, цветометодика, игры).
Итоговая диагностика (анкетирование, тестирование).
Осмотр детей в начале и в конце смены.
Режим деятельности:
9.00 – 9.10 - сбор детей.
9.10-9.20-утренняя зарядка.
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
9.20-9.30– утренняя линейка.
Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.30-10.00– завтрак.
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
10.00-11.00 – общественно-полезный труд.
-Кто кудакто в поход,
Кто в цветник, на огород.
11.00-13.00- работа в агентствах.
-Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
13.00-13.30- обед.
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
13.30- 14.30- КТД, конкурсы, спортивные игры.
14.30-15.00– летучка, подведение итогов.
Этапы реализации программы:
Этапы
Содержание деятельности
I этап
Подготовительный
Апрель-май
разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен.
подбор методического материала на основе учета тематики смены (форм занятости несовершеннолетних в летний период) и контингента обучающихся
обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей
установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров)
проведение родительских собраний
подготовка выставки методической литературы в библиотеке
утверждение программ руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании Управляющего совета;
размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте
II этап
Организационный
Июнь (3-4 дня)
встреча детей, формирование детских коллективов(агентств)
запуск игровой модели
знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря
изучение патриотических установок и гражданской позиции
проведение анкетирования и тестирования детей
организация в каждом отряде организационных сборов.
привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, и различные виды КТД
открытие смены
III этап
Основной
Июнь
реализация основной идеи программы
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий
ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, куратора подпрограммы, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники
IV этап
Заключительный
Подведение итогов смены
Подведение итогов органов детского самоуправления
Награждение агентств и вручение им герба Бардымского района
Заключительный концерт
Итоговое анкетирование и психологическое тестирование.
Календарно-тематический план:
Мероприятия
День первый
«Создание агентств
Встреча детей, создание отрядов(агентств), распределение обязанностей;
Организационный сбор – линейка – объявление легенды;
Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря;
Минутка здоровья «Правила ПДД».
Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности.
Входная диагностика, игра «Вот я какой!».
Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;
Подвижные игры на свежем воздухе.
День второй
«День трудоголиков»
Кружки по интересам: «Умелые руки», «Журналистское расследование -Как взять интервью?»
Оформление отрядных уголков
Подбор материалов к представлению своего агентства: разучивание девизов, речёвок, песен
Диагностика здоровья (вес и рост учащихся в начале смены)
Работа на школьном цветнике.
Спортивные игры.
День третий
«Открытие лагерной смены»
Открытие смены: представление агентств .
Праздничная программа «Здравствуй, лето красное, весёлое, прекрасное!»
Знакомство- беседа «Зачем нужны обелиски?»
Экологическая акция ( уборка территории обелиска )
День четвертый
«Следствие ведут »
Работа кружков.
Исследовательская деятельность:
Встреча с поэтессой Ажгихиной Г.И
Мурзыевым Г.С(награжден Орденом трудовой славы 3 степени)-интервью, фото и видеосъемка.
Работа на школьном цветнике.
Веселые старты между агентствами.
День пятый
« Ветеран живет рядом»
Работа кружков.
Акция « Ветеран живет рядом», оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла по уборке территории(Байсикина Рашида)
Встреча с ветераном педагогического труда
Кучукбаевой Г.К
Сбор и оформление материалов для школьного музея.
Создание презентаций Power Point по итогам встреч.
Игры на свежем воздухе.
6 день
«День музея»
Беседа: «Зачем нужны музеи?»
Виртуальное посещение музеев России.
Экскурсия в музей редакции газеты «Рассвет»(Барда), Бардымский краеведческий музей-1 агентство;
Текущая диагностика «Методика цветопись»
Работа на школьном цветнике.
Подготовка и написание статей для экспозиции музея «Герои нашего времени».(по итогам встреч)
Спортивны игры.
7 день
«День семьи»
Беседа «Моя семья в истории моего села».
Конкурс «Моя родословная»
Работа на школьном цветнике.
Конкурс проектов «Моя семья в истории школы»
Игры на свежем воздухе
Интеллектуальная игра «Самый, самый »
8 день
«Водопад творчества»
Конкурс стенгазет между агентствами « Лето-это маленькая жизнь».
КТД « Алло, мы ищем таланты!».
Минутка здоровья «Как оказать первую доврачебную помощь при солнечном ударе?»
Комический футбол между агентствами.
9 день
«День любознательных»
Чему мы научились?
Конкурс кроссвордов.
Интеллектуальная игра «Моя малая Родина».
Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию».
Работа по благоустройству территории школы.
Защита проекта : « Следствие ведут»
Спортивные игры.
10 день
«День Рекордов»
КТД «От А до Я в спорте».
Беседа «Что значит быть здоровым?»
Минутка здоровья «Безопасность –одно из слагаемых твоего здоровья».
Танцевальный марафон « А Вам- слабо?».
Первенство лагеря по шахматам и настольному теннису.
11день
«День России»
Беседа:«Русь, Россия, Родина моя» .
КТД «Мы в России живем».
Работа на школьном цветнике.
Текущая диагностика «Недописанный тезис», «Не начатый тезис».
Спортивные игры.
12 день
«День родного села»
Беседа «О лесных пожарах»
Акция «Чистый родник».
Создание экспозиции « Знаменитые выпускники»(Саубан Чуганаев, Айнур Мурзыев, Халил Кучукбаев).
Минутка здоровья « Закаливание».
Спортивные игры.
13день
«День книги»
Как правильно читать?
Зачем нам нужны библиотеки?
Работа на школьном цветнике.
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Викторина «Кто назовет больше книг о ВОВ?»
Конкурс чтецов.
Минутка здоровья «Книги о здоровье»
Игры на свежем воздухе
14 день
«День трудоголиков»
Работа по созданию экспозиции «История моей школы».
Минутка здоровья «Осторожно клещи!»
Поисковая работа:
Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет ,очевидцев событий, ветеранов педагогического труда.
Поиск материалов и документов об учителях и директорах.
Спортивные игры.
15 день
«День героев Великой Отечественной войны»»
Митинг: «22 июня- День памяти скорби»
Возложение цветов к памятнику погибших воинов.
Встреча с ветераном ВОВ Кучукбаевым Самиком
Викторина «Земляки в годы войны»
Оформление книги памяти «Никто не забыт , ничто не забыто».
Спортивные игры.
16 день
«В объективе – МЫ!»»
Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Создание презентаций о жизни агентств.
Минутка здоровья « О здоровом питании»
Конкурс «Лучшая фотография» «Лучший фотограф».
Флэш-моб «Поколение пепси и кириешек выбирает Здоровье!».
Спортивные игры.
17 день
День Бардымского района
Экскурсия в музей газеты «Рассвет», Бардымский краеведческий музей-2 агентство.
Встреча с корреспондентами газеты «Рассвет».
Беседа «Почетные граждане Бардымского района».
Подготовка к закрытию лагеря
Работа на школьном цветнике.
Подвижные игры на свежем воздухе.
18 день
Закрытие лагерной смены
Чему мы научились: анкетирование «Допиши предложение».
Диагностика на выходе.
Праздничный концерт «Ты меня не забывай!..»
Торжественное закрытие лагеря.
Материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение программы.
Применение
Источник финансирования и материальная база
Ответственные
1
2
3
4
Кабинеты
Классные кабинеты
Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел.
Начальник лагеря-
Садыева И.А
Воспитатели:
Тагирова Л.М,
Кильдибаева А.Г,
Минкин С.В,
технический персонал-
Минкина Г.Г
Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания, линейка
( в случае плохой погоды)
Материальная база
школы
Минкин С.В
Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Материальная база
школы
Минкин С.В
Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Материальная база
школы
воспитатели
Актовый
зал
Праздничные мероприятия и концерты,
Материальная база
школы
Воспитатели, начальник лагеря
Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Материальная база
школы
Библиотекарь-Садыева Г.А
Школьная столовая
Завтрак, обед.
Краевой бюджет, местный бюджет
Хакимова Ф.С-ст.повар
Кабинет информатики,
мастерская
творческая мастерская воспитателей, рук. кружков
Материальная база школы
Воспитатели
Комнаты гигиены
Туалет, раздевалка
Материальная база школы
Начальник лагеря, тех. персонал
Ожидаемые результаты и способы их фиксации:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Формирование у обучающихся уважения к своей Большой и Малой родине.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Реализация творческих способностей каждого ребенка, формирование позитивных установок, приобретение новых знаний по истории своей страны, города, школы и семьи.
Создание школьно музея, пополнение фонда новыми материалами, создание летописи истории школы
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
10.Отсутствие случаев травматизма среди детей.
Критерии оценки эффективности программы:
.Качество организации отдыха детей.
Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.
Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей.
Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса.
Использование различных форм организации детского самоуправления.
Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
Механизм определения результативности программы:
Участие обучающихся в мероприятиях.
Отзывы обучающихся, их родителей
Анализ работы по реализации программы
Оформление лагеря, методические разработки
Подведение итогов работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на совещании при директоре
Проведение анкетирования с обучающимися и родителей
Уровень состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Мониторинг
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
Входная диагностика. На начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
Текущая диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат.
Итоговая диагностика.
Возможные риски и пути их преодоления:
Фактор риска
Меры профилактики
низкая активность детей в реализации программы
Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)
неблагоприятные погодные условия
Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)
недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива
Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.
КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Этапы
Обследуемые параметры личности
Методики
Входная диагностика (диагностика оргпериода)
Общие сведения о ребенке;
ожидания ребенка;
интересы и склонности;
творческая направленность.
Социально-психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость.
Нравственная воспитанность: нравственный опыт, нравственные представления.
Самооценка:
идеальное Я, реальное Я
анкета для ребенка;
краткая карта интересов;
круги Торренса
игра «Мишень»;
игра «Ролевые ожидания»;
опросник «Психологическая характеристика темперамента»
сочинение «Что такое хорошо»;
«Незаконченные предложения»;
тесты «Круг»,
«Лесенка»
Текущая диагностика (основной период)
Эмоционально-психологический климат в отряде
Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка
Характер межличностных отношений
Уровень развития отрядного коллектива
опросник ЭПК,
цветометодика,
социометрия,
самоаттестация,
игры
Проект сметы расходов комплексной программы летнего лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа».
название статьи
код
запраши
ваемая
сумма
имеющиеся
средства
всего
источник
финанси
рования
Оплата труда
1.Оплата труда штатных сотрудников.
211
бюджет
Начисления на оплату труда штатным сотрудникам(26.2%)
213
бюджет
2.Оплата труда внештатных сотрудников(эксперты и др) за предоставленные услуги
226
бюджет
Начисления на оплату труда внештатным сотрудникам(26,2%).
226
бюджет
3.Волонтерский труд
х
1000,0
1000,0
Прямые расходы
Оплата коммунальных услуг(аренда и содержание помещения)
223
бюджет
Приобретение расходных материалов
10000,0
грант
Расходы на служебные командировки
212,
222,
226
Оплата транспортных услуг
222
1500,0
1500,0
грант
Оплата услуг связи
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования
310
3000,0
3000,0
грант
Прочие расходы
290
1000,0
1000,0
грант
Всего прямых расходов
13700,0
Непрямые расходы
1000,0
1000,0
грант
Всего расходов по программе
17500
Комментарии к бюджету:
1.Приобретение расходных материалов :
- плита вспененная ПВХ 300х15000х3 мм- 4900 рублей
-ПВХ прозрачная 0.3-0.5мм 1700рублей
- пленка оракал 1х1.26 м 300 рублей
- цветной пластик-
-сотовый поликарбонат безцветный 2.1х6 м х4 мм 1650 рублей
-двусторонний скотч 0.5 мм- 340 рублей
- формат А3 10шт- 210 рублей
- цветная бумага формата А4 1 пачка- 300 рублей
-бумага офисная формата А4-1 пачка- 500 рублей
-саморезы рез.№2, №3 100 рублей
Итого: 10000,0 рублей
2.Оплата транспортных услуг(ГСМ) по плану 2 поездки в с.Барда(музеи)-1500 рублей.
Итого 1500 рублей.
3.Приобретение оборудования и предметов длительного пользования:
Аккумуляторная дрель-шуруповерт -3000 рублей
Итого 3000 рублей.
4. Прочие расходы:
Фотоуслуги- 1000 рублей .
Итого 1000 рублей.
5.Непрямые расходы- 1000 рублей.
Итого 1000 рублей.
Всего: 16500 рублей.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1
АНКЕТА НА ВХОДЕ.
Мы снова вместе! Для того, чтобы сделать жизнь в «Нашем Доме» более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы :
1.Твои первые впечатления от лагеря?
2.Что ты ждешь от лагеря?
3.Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в «Нашем доме» интересной и радостной для всех?
4.В каких делах здесь ты бы хотел поучаствовать?
5.Что тебе нравиться делать (одному и с кем-нибудь)?
6.Хочешь ли чему-нибудь научиться в лагере или научить других?
7.Хочешь ли что-нибудь организовать для других?
8.Как ( каким образом, от кого) ты впервые услышал(а) о лагере ?
9.Был(а) ли ты в «Нашем Доме» (лагере) раньше? Если да, то в каком году? Какой из прежних лагерей запомнился более других? Чем?
10.Что для тебя самое важное (ценное) в этом лагере?
11.Пожалуйста, закончи следующие предложения (фразы):
Я приехал в лагерь, потому что ________________________
Я не хочу, чтобы здесь _______________________________________
Я хочу, чтобы _______________________________________________
Я боюсь, что________________________________________________
12.Пожалуйста, напиши также:
Имя
Фамилия
Твоя «семья» в лагере______________________________________________
Приложение 2
Дорогой друг !
Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
I. Чего больше ты ждешь от пребывания в школьном оздоровительном лагере ? ( выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера ) :
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Поделиться опытом деятельности своей детской организации, узнать о других.
7. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны для людей (не более 6). :
1. Любознательность
2. Честность
3. Предприимчивость
4. Доброта
5. Смелость
6. Дисциплинированность
7. Трудолюбие
8. Инициативность
9. Справедливость
10. Честолюбие
11. Милосердие
12. Требовательность к себе
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)
2. Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)
3. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик
4. Спорт меня не увлекает
IV. Как ты относишься к искусству (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок, впиши что
2. Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства
3. Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя
4. Искусство меня мало интересует
V. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи цифру соответствующую ответу)
1. Чувствую себя совершенно здоровым
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
3. Здоровье иногда “хромает”, хотя болезненным себя не ощущаю
4. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто
VI. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружком соответствующую цифру, возможно несколько ответов)
Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
Найти интересное для себя дело без помощи других
Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия
Справится с возникающими в жизни сложностями
Довести задуманное дело до конца
Прийти другим на помощь в случае необходимости
Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких
Выступить с каким-либо предложением
Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации
VII. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных областях:
А. В работе детской организации
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Б. В трудовой деятельности
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
В. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, инвалидам, престарелым
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Г. В занятиях по интересам
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Д. В отношениях с родителями, в семье
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
VIII. Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак Зодиака
IX. Место, в котором ты живешь (адрес)
X. Фамилия, имя
Приложение 3
АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
Самое яркое впечатление за эти дни у меня _____
Из проведенных дел мне больше всего понравилось потому что
Больше всего меня радует
Больше всего я разочаровался в
О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать
Я буду протестовать и возмущаться, если
Я буду рад, если
Для своего отряда я хочу предложить
9. Если бы я был вожатым, то я
ну, а если начальником смены, то
Приложение 4
Диагностика эмоционального самочувствия
Различные формы цветовой диагностики помогают наглядно представить настроение отряда на протяжении смены.
«Сороконожка» (диагностика для детей любого возраста). Над каждым сегментом тела сороконожки надписывается имя ребенка. Сегмент расчерчивается на клеточки соответственно количеству дней смены. Каждая клеточка раскрашивается цветом, соответствующим настроению дня. Если настроение было изменчивым, переменным, то в клеточке может присутствовать несколько цветов.
«Мишень». Каждый ребенок определенным значком отмечает свое настроение на «мишени» - в том или ином кругу. Значком может служить написанное имя, лично придуманный символ, наклеенная геометрическая фигурка.
«Роза настроения». Внутри маленького круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, соответствующие количеству детей в отряде. Чем ярче цвета лепестков - тем лучше эмоциональный настрой ребят отряда.
Эмоционально-психологический климат (ЭПК).
Процедура:
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
Бланк опроса
В нашем отряде всегда весело
Все ребята в общем-то добрые
Мы никогда не ссоримся
Ребята в отряде вежливые, воспитанные
Мне в нашем отряде хорошо, спокойно
У нас все равны
Мы все сплоченные, все дела делаем вместе
43210
43210
43210
43210
43210
43210
43210
В нашем отряде всегда скучно
В отряде много злых, равнодушных
Мы часто ссоримся, конфликтуем
Ребята часто грубят, ругаются
Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно
Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе
Обработка результатов:
Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 28 баллов (7 утверждений отмечены по максимуму баллов - 4). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК каждого ребенка, для чего суммируем отмеченные ребенком цифры по каждому из семи показателей). Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).
Оценочная шкала:
23 - 28 баллов - очень высокий
19 - 22 балла - высокий
12 - 18 баллов - средний
0 - 11 баллов - низкий
Изучение эмоционально-психологического климата отряда (ЭПК) проводится в середине и в конце смены.
Методика "Недописанный тезис"
Эта методика заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он выражает свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п. Например:
Хороший детский лагерь - это ...
Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно ...
Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то ...
Самое главное в жизни нашего отряда - это ...
В нашем детском лагере больше всего ценится ...
Больше всего меня радует (огорчает) ...
Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она всегда вызывает интерес у ребят и позволяет получить качественную информацию, так как рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса иногда звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).
При обработке результатов ответы группируются по трем характеристикам: "положительная", "отрицательная", "неясная". Сопоставление взглядов подростков по этим трем характеристикам дает интересную картину.
Интересен также противоположный вариант использования методики - «не начатый тезис», когда подросткам предлагается придумать начало фраз, например:
- ................. и тогда всем стало хорошо!
- . и я почувствовал себя счастливым.
- ...потому что это - наше дело.
«Игра в слова»
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это________ и ________ ребята. Они собрались для того, чтобы_________ и ________, провести время и научиться _________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что_________ и ________. Наш отряд объединяет________ мальчишек и _________ девчонок, а также_________ вожатых, которые________ здесь в детском лагере «Орленок». Наши вожатые помогают нам в _______ и нам вместе с ними _________ и _________.
Обработка результатов данной методики аналогична предыдущей, однако вожатому необходимо помнить, что групповое заполнение карточки, как правило, сопровождается общим весельем и не всегда отражает объективный портрет, а, напротив, желаемый.
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: определение направленности потребностей, устремлений младшего подростка по его заветным желаниям.
Ребятам читается (или напоминается) известная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Возможен просмотр мультфильма или диафильма).
Каждому из подростков предлагается сделанный из бумаги цветик-семицветик и дается возможность поставить себя на место девочки из сказки и задумать желания. Желания пишутся на лепестках или проговариваются вслух в момент отрывания лепестка по данному в сказке стихотворному образцу: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы »
Наши советы: проводящему игру надо фиксировать желания ребят в заранее подготовленной таблице:
Фамилия, имя
Желания
1
2
3
4
5
6
7
По итогам игры хорошо бы определить не только направленность желаний каждого подростка (на себя, на людей вообще, на свой коллектив, на близких людей), но и степень ценностного единства всех ребят по схожести желаний.
Данные таблицы можно проанализировать и по вертикальным столбцам. Если в детском объединении существуют сложившиеся микрогруппы, то можно провести также вариант игры, составляя цветочки коллективно. При этом каждый ребенок получает лепесток определенного цвета, записывает на нем свое желание одновременно с другими ребятами своей микрогруппы (звена, группы тесного дружеского общения), - в итоге получается «семицветик» (или «пятицветик», или «четырехцветик»), отражающий групповые ценности, групповое ценностное единство или разобщенность.
Методика «Радости и огорчения»
Цель: 1. Выявление ценностных ориентаций подростков.
2. Определение роли детского объединения в жизни подростка
Работа с данной методикой может быть организована несколькими способами:
а) каждому подростку предлагается дописать два предложения:
Больше всего меня радует
Больше всего меня огорчает
б) работу организуется по микрогруппам. Лист ватмана в зависимости от количества членов микрогруппы делится на сектора. Каждый подросток в своем секторе с помощью рисунков или словосочетаний выражает свои радости и огорчения.
Наши советы: При анализе можно выделить следующие группы ответов:
радости и огорчения, связанные с собственной жизнью;
радости и огорчения, связанные со своим коллективом, его деятельностью, взаимоотношениями, успехами и неудачами;
радости и огорчения, связанные с различными социально-политическими явлениями.
Сравнение группы ответов позволит сделать вывод, играет ли в жизни подростка коллектив какую-то заметную роль.
Если работа организована по микрогруппам, то дополнительно можно проанализировать взаимоотношения между подростками.
Методика «Забор мнений»
Цель: выявление авторитета выбранных органов самоуправления и определение перспектив совершенствования его работы.
На доске, стене, в отрядном уголке и т.п. вывешиваются узкие вертикальные листы, озаглавленные «Если бы я стал лидером, я бы предложил, организовал, изменил», «Я хочу посоветовать нашему лидеру», «Для того, чтобы ребята уважали лидера, надо ». Каждый подросток получает возможность записать на каждом листке свое мнение.
Наши советы:
1. Важно создать положительный эмоциональный настрой детского объединения на работу с этой методикой.
2. Если отряд испытывает трудности в определении содержания деятельности, есть конфликты во взаимоотношениях и т.п. - можно использовать принцип «Забора мнений» и по многим вопросам организации деятельности и общения в детском объединении.
Методика «Цветопись»
Цель: использование наглядных средств в оценке проведенных дел, выявлении эмоционального состояния человека в процессе жизнедеятельности организации. С помощью цветописи может быть определено общее эмоциональное состояние коллектива.
1. Перед проведением дела ребят предупреждают, что по его окончании необходимо будет цветом оценить прошедшее дело, называют параметры оценки. Они могут быть различными:
а) с точки зрения качества дел, например:
- дело получилось качественно;
- было хорошо, но были и неудачные моменты;
- получилось «ничего», было немало недостатков;
- в основном дело не удалось, хотя были и отдельные удачные моменты;
- дело полностью не удалось
б) с точки зрения произведенного делом впечатления:
- дело очень понравилось,
- понравилось, но не все,
- не очень понравилось,
- не понравилось вовсе.
Каждый параметр оценки знаменуется своим цветом. После завершения дела все ребята, выходя из зала, проходят у плаката с разъяснением критериев оценки, берут один квадратик бумаги того цвета, который соответствует их оценке дела и опускают в специальный ящик. После этого подсчитываются результаты, создается графическое изображение - радуга, салют, букет цветов, по которому наглядно видно, как оценено дело.
Наши советы:
Определитесь, какой аспект оценки вам важнее (по качеству или по эмоциональному восприятию). Оба аспекта лучше не закладывать в условия вместе - ребята могут ошибиться.
Разъясните ребятам, что оценивают они дело индивидуально.
Следите за тем, чтобы каждый брал лишь один цветной квадратик
Не считайте за труд первое время вновь и вновь повторять условия оценки.
Используйте цветовые картинки (радуги), полученные при подведении итогов работы.
2. Каждому ребенку выдается карточка, разграфленная по числу дней жизни коллектива и разъясняется, что каждый вечер он будет приклеивать (закрашивать) в графу прожитого дня цветной квадратик, соответствующий его настроению. Например: бодрое, приподнятое, веселое, радостное, спокойное, тревожное, неудовлетворенное и т.д.
Каждый вечер происходит заполнение карточки, она сдается вожатому, который проводит анализ, сравнивая самооценку ребят со своими наблюдениями, что может помочь ему правильно построить свои взаимоотношения с ребятами завтра.
Кроме того, этот анализ проводимый вместе с анализом проведенных дел, наблюдениями и другими методами исследования позволяет выяснить динамику эмоционального состояния подростка в течение определенного периода жизни коллектива.
Наши советы:
Поместить на карточку (можно на обратную сторону ее) условные обозначения оценок.
Цветовые условные обозначения можно для упрощения заменить иными значками.
Будьте внимательны, если вы дали слово не обнародовать индивидуальные оценки, то они не должны быть на виду.
Можно сделать статистический подсчет эмоционального состояния коллектива за день (по среднему арифметическому или методом Радуги), можно и день за днем.
Такой подсчет по объединению, по договоренности с ребятами можно обнародовать и использовать при подведении итогов.
Игра «Выбор»
Задачи: выявить ребят, обладающих организаторскими способностями и создать из участников игры органы самоуправления смены.
Ход игры: у каждого участника свой номер, под которым он играет, и личная карточка, в которой он по ходу игры отмечает номера понравившихся участников в каждом туре.
Тур 1. Разминка (в карточке не отмечается). Проходит по правилам игры «Снежный ком». Участник называет свое имя с прилагательным, начинающимся с той же буквы, что и имя, характеризующим свое положительное качество.
Тур 2. «Если». Надо продолжить предложение «Если я стану представителем оргкомитета фестиваля, то »
Тур 3. «Ситуация». Надо найти разрешение предложенной ситуации, уже имевшей место в лагере за первые дни смены.
Примерные задания:
«Вы - дежурный по столовой, идете с тарелками горячей каши. Ваш товарищ по группе нечаянно задел Вас, и все содержимое тарелки оказалось на Вашей одежде. Ваши действия»
«В столовой за Вашей группой закреплены определенные столы. Вы идете на обед и видите, что на Вашем месте сидит другая группа. Вожатого рядом нет. Ваши действия»
«Судья не заметил грубых нарушений соперника в спортивной игре, что привело к Вашему проигрышу. Ваши действия»
Тур 4. «Стань равным среди равных». Участники должны высказать свое мнение о том, какое отношение имеет к нашей группе, команде предложенное изречение, цитата кого-либо из великих, например:
«Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (В. Гюго)
«У вас большая власть, если вы владеете собой» (Сенека)
«Чего в другом не любишь, того и сам не делай» (Персидская пословица)
«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н. Островский)
«Будущее светло и прекрасно - любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести» (Н.Г. Чернышевский)
«Люди всегда осуждают, либо сами осуждены» (Гете)
«Счастливый тот, в ком совесть спокойна» (Алишер Навои)
«Самое горькое слово друга полезней, чем похвала врага (пословица)
«Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано» (А.П. Чехов)
«Мудрый никогда не показывает всех секретов своего мастерства, всегда оставляя что-то про запас, который и позволит ему быть Первым, Нужным и сохранять уважение и любовь своих учеников» (Восточная мудрость)
«Жизнь не конторская книга и построена не на расчете, а на милости» (М.М. Пришвин)
«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит» (М. Булгаков)
«Любви бояться - означает бояться жизни, а кто боится жизни, тот уже на три четверти мертв» (Б. Рассел)
Тур 5. «Задай вопрос». Необходимо задать один вопрос любому участнику игры и получить на него ответ.
В конце игры можно провести тест «Я лидер».
Тест «Я лидер» (методика самооценки лидерских качеств)
Цель: изучение особенностей лидерских качеств у подростков.
Инструкция:
Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен - «1», полностью не согласен - «0».
Карточка для ответов теста «Я лидер»
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Вопросы к тесту «Я лидер»
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели
Я знаю, как преодолевать трудности
Люблю искать и пробовать новое
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей
Я знаю как вовлечь моих товарищей в общее дело
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали
Все знакомые относятся ко мне хорошо
Я умею распределять свои силы в учебе и труде
Я могут четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни
Я хорошо планирую свое время и работу
Я легко увлекаюсь новым делом
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их
Ни один человек не является для меня загадкой
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим.
Для меня важно достижение цели
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи
Я готов рисковать, чтобы испытать новое
У меня всегда все получается
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
Хорошо чувствую настроение своих товарищей
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решения, перебираю различные варианты
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Умею правильно подобрать людей для организации какого-то дела
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания
Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки
Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу
Я никогда не поступал так, как другие
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием
При организации дел я учитываю мнение товарищей
Я нахожу выход в сложных ситуациях
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
Никто и никогда не испортит мне настроение
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом
Мои идеи охотно воспринимают мои товарищи
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А - умение определять развитость лидерских качеств;
Б - осознание цели (знаю, что хочу)
В - умение решать проблемы
Г - наличие творческого подхода
Д - влияние на окружающих
Е - знание правил организаторской работы
Ж - организаторские способности
З - умение работать с группой
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ребенок, надо обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 31, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, отвечающий был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.
Игра «Адаптация»
Задача: выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы в группе.
Ход игры. Участники игры делятся на микрогруппы. После выполнения заданий участники обмениваются жетонами трех цветов: красные вручаются тем, кто подает идеи, зеленые - тем, кто их реализует, желтые - тем, кто не участвовал в выполнении заданий (желтых может и не быть)
1 задание - разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись с ним две минуты. Пять самых ярких представителей получают пять красных жетонов.
2 задание. Вокруг пяти лидеров участники игры по желанию формируют пять микрогрупп. Каждой микрогруппе дается задание нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Тем, кто подает идеи, вручаются красные жетоны, тем, кто рисует - зеленые. Участники, получившие красные жетоны, переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
3 задание - придумать творческую подпись к шаржу (предварительно). Ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу. Тем, кто подает идеи, вручаются красные жетоны, тем, кто их реализует - зеленые.
4 задание - «Три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы творческое задание. Участники с красными жетонами вновь меняют группу.
5 задание - ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.
Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего.
Вот я какой!
Эта игра прекрасно подходит для начала смены. Дети могут представить себя небольшому кругу своих сверстников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно быстро, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?»
Материалы: тексты анкеты «Вот я какой!» для каждого
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)
А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анкета «Вот я какой!»
Меня зовут ___________________________________________________
Мне лет______________________________________________________
Улица, на которой я живу, называется_____________________________
Моя любимая еда______________________________________________
Мой любимый цвет____________________________________________
Мое любимое животное_________________________________________
Моя любимая книга_____________________________________________
Моя любимая телевизионная передача ____________________________
Самый прекрасный фильм, который я видел________________________
Я люблю в себе________________________________________________
Моя любимая игра_____________________________________________
Моего лучшего друга зовут______________________________________
Страна, в которую я бы хотел съездить_____________________________
Лучше всего я умею_____________________________________________
Моих братьев и сестер зовут_____________________________________
Самая главная моя цель_________________________________________
Анализ упражнения:
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
Приложение 5
АНКЕТА НА ВЫХОДЕ
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1.Что было самым важным для тебя:
В этом лагере______________________________________________
В твоей «семье» ____________________________________________
В отношениях между людьми_________________________________
2.Какие события; переживания были самыми запоминающимися?
3.Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг __________________________________________________
Потрясение_______________________________________________
Обиду____________________________________________________
Творчество, полет фантазии_________________________________
Одиночество_____________________________________________
Уверенность в себе_______________________________________
Усталость________________________________________________
«Меня не поняли»________________________________________
«Я нужен!» _____________________________________________
Счастье________________________________________________
4.Что изменилось в тебе?
5.Что нового ты узнал (понял) про себя?
6.Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем Доме»? Если «да» - чему?
7.Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:
Завтра________________________________________________
Через месяц (в сентябре)________________________________
Через год_____________________________________________
8.Может ли это лето в «Нашем Доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?
9.Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)
Спасибо! за ______________________________________________________
Спасибо! за _______________________________________________________
Спасибо! за ______________________________________________________
10.Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что ________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________
11.Главное для меня в «Нашем Доме»- это ____________________________
12.Я надеюсь на ____________________________________________________
13.Твой автограф на память ______________________________
(Имя, Фамилия)
13PAGE 15
13PAGE 142215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915