Выступление на ШМО Совершенствование навыков чтения у младших школьников- основа успешного обучения
2170430-2857500
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Выступление на школьном методическом объединении
«Совершенствование навыков чтения у младших школьников - основа успешного обучения»
Подготовила
учитель начальных классов
I категории
Телегина Светлана Александровна
2017год
Развитие – вот та основная цель, которую ставили и ставят во главу угла передовые педагоги разных времен. Сегодня, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития.
Главная из таких ценностей – дети. Следовательно, проблемы чтения детей всегда актуальны.
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него.
В.А. Сухомлинский отмечал, что уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.
Как показали исследования многих учёных, из множества факторов влияния успеваемости школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема становления навыка чтения, обучению восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.
Почему некоторые школьники не понимают смысла текста, читают медленно, с трудом понимают и запоминают условие арифметических задач, грамматические правила и задания при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно-познавательной статье, учебном тесте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальные, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т. д.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Пути совершенствования навыков чтения
Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения?
1. Ежеурочные пятиминутки чтения
Чтецкие пятиминутки – это включённые в урок специальные упражнения для выработки полноценного навыка чтения. Их цель – совершенствовать основной способ чтения и качества навыка: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Упражнения развивают также те качества личности ученика, от которых навык зависит.
В пятиминутки чтения можно включить следующие упражнения: а) разминка (артикуляционная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития чёткости произношения:
самолёты взлетают у-у-у
машины едут ж-ж-ж
лошадки поскакали цок-цок-цок
ползёт змея ш-ш-ш
муха бьётся в стекло з-з-з
в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умеренно:
арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча –аржад) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
е) упражнения, направленные на совершенствование произношения. Для заданий используется классная лента букв.
Прочитайте:
гласные первого ряда;
гласные второго ряда;
парные звонкие и глухие согласные;
непарные согласные.
ж) Чтение чистоговорок и скороговорок.
Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
з) Чтение в темпе разговорной речи.
Прочитайте “про себя” предложение с доски. Прочитайте вслух с такой скоростью, с какой говорите.
и) Упражнения на интонирование.
Правильно прочти вопросы и ответы.
- Курочка – рябушечка,Куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка,Зачем ты пошла?
- За водичкой.
й) упражнения на совершенствование восприятия. Чтение слов по подобию. Цель данных упражнений – читать быстро.
Цвет крыло
Цветок крылья
Цветочек крылышко
Соревновательное чтение: ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение и поднимают руки, чтобы перечитать правильно и продолжить чтение до следующей ошибки.
к) Зрительный диктант: прочитай и запомни!
Расскажи по памяти отрывок (2 строки, 4 строки)
Жил человек рассеянный На улице Бассейной.С.МаршакЗима недаром злится,Прошла её пора –И гонит со двора.Весна в окно стучится
С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился ; сельское хозяйство –хозяйственный – сельскохозяйственный.
Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЗЖЦС
КМВСР/ПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
Для упражнений в антиципации можно предложить связный текст, в котором пропущены слова.
Перед восходом солнца в лесу над деревьями дует … . В прохладной … отражаются звезды и тонкий месяц. Под пение … поднимается над землёй … . Над рекой расходится лёгкий … По И. Соколову-Микитову.
Слабо читающему ученику помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Профессор И. П. Федоренко утверждает, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что мелькает : то есть, то нет.
Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну, две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Родителям, дети которых читают неохотно можно рекомендовать просмотр диафильмов с чтением текста под картинкой. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.