Урок литературного чтения в 1 классе «Чтение слов и предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»
Тема: Урок литературного чтения в 1 классе «Чтение слов и предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний ЖИ, ШИ».
Цель: Формировать навыки орфоэпически правильного, беглого чтения.
Обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания ЖИ, ШИ.
Работать над развитием связной, литературно грамотной речи, способствовать развитию фонематического слуха.
Развивать наблюдательность, расширять кругозор учащихся.
Ход урока:
I . Орг.момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
- Сегодня у нас необычный урок, много гостей. Поэтому постарайтесь действительно не лениться, чтобы урок прошёл интересно, понравился гостям и с пользой для вас.
Актуализация знаний.
- Жили – были обычные дети. (Слайд)
Давайте с ними познакомимся. (Витя и Маша). Как и все маленькие дети, они верили в сказки. Но однажды случилось несчастье в сказочной стране. И ребята решили всё исправить. Мы вместе с ними будем совершать великие дела. Встретимся с героями из разных сказок. В этой невиданной сказочной стране всё подчинено законам «Азбуки», поэтому на этом уроке мы должны не только закрепить свои знания, но и заучить одно очень важное правило. Будьте внимательны! Прежде чем отправиться туда, надо Вите и Маше навести порядок в своей комнате, убрать игрушки. Поможем детям? (Слайды) (Делят слова на слоги и выделяют ударный слог)
Работа по теме.
1) Работа по ленте букв. - Закройте глаза вместе с Витей и Машей.
- Открываем глаза. Оказались в сказочном лесу. И тут же появился лесной сказочник.(Слайд) Он попросил рассказать о том, какие буквы вы уже изучили. Давайте обратимся к нашему домику для изученных букв.
- На какие две группы мы делим эти буквы? (гласные и согласные)
- Назовите гласные буквы. Как мы определяем, что это гласный звук? Докажите.
- Назовите согласные буквы. Как мы определяем, что это согласный звук? Докажите.
- А это, что за буква, которая стоит на белом фоне и почему? (ь)
- Для чего он нужен?
- На какие две группы можно разделить согласные звуки? (звонкие и глухие)
- Где расположены звонкие? Глухие?
- Давайте ещё раз убедимся в этом.. Читаем эти буквы, закрыв уши.
- А почему над некоторыми буквами зажглись фонарики?
2) Звуко-буквеннный разбор слов.
- Лесной сказочник доволен вашими ответами, но пропустит Витю с Машей дальше в лес, если они разгадают ребусы. В его лесной библиотеке много разных книг и заданий. Поможем? ( Слайды) -В лесу растёт сладкая ягода….
малина (машина)
- Какую букву надо вставить после Ш? Почему?
Ужин (ужи)
- Сколько слогов? 2. Какой первый? Второй?
- Сколько звуков в первом слоге? 1
- Сколько звуков во втором слоге? 2
Берём первый слог У. Какой звук слышим? (У) Даём ему характеристику.(гласн.)
- Каким цветом закрашиваем?
- Какой буквой обозначаем звук У ?- Берём второй слог ЖИ. Какой звук слышим первым? Даём ему характеристику.(согл., звонк.,парный, всегда твёрдый)
- Каким цветом закрашиваем?
- Какой буквой обозначаем звук Ж ?- Какой следующий звук слышим? Ы. Даём ему характеристику. (гласный)
- А какую букву напишем после Ж ? Почему?
- Куда ставим ударение? ( На слог ЖИ на гласную И)
повторяем правило ЖИ пиши с буквой И- Какие два правила мы использовали при написании слов «машина» и «ужи»? ( слайд-правило)
- Читаем хором и заучиваем: ЖИ , ШИ только с И всегда пиши!
Это правило на сегодняшнем уроке будет как волшебное заклинание. Оно нам не раз ещё пригодится.
3) Беседа по прочитанным произведениям.
Лесной сказочник разрешил прогуляться Вите и Маше по сказочному лесу. .(Слайд)
Вдруг, откуда ни возьмись, выскочил гномик и произнёс: (читаем хором) - Помогите!
- Оказывается, злой Кощей похитил одну добрую сказочную героиню. Надо её спасать!
Сказочных героинь очень много. .(Слайд) - Какие из них вам знакомы?
Крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка» русская народная сказка)
Дюймовочка ( «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)
Мальвина ( «Золотой ключик или приключения Буратино» - повесть-сказка А.Н.Толстого)
Русалочка ( «Русалочка» Г.Х.Андерсен) Уолд Дисней снял свою русалочку Ариэль.
Белоснежка ( «Белоснежка и 7 гномов» - братья Гримм).
Золушка ( «Золушка» Ш. Перро)
-Если кто-то из вас не знает некоторых героинь, возьмите в библиотеке книги и вместе с родителями прочитайте.
- Кого же из них украл Кощей? Почему вы так решили? .(Слайд)
4) Самостоятельная работа в карточках.
- Пошли Витя с Машей выручать Белоснежку. Перед ними молочная речка с кисельными берегами. (Слайд) Как же через неё перебраться? Можно перебраться по камешкам. Но не все камешки можно брать. Чтобы узнать какие из них подойдут для переправы и в какой последовательности их надо выложить, необходимо выполнить задание «Кто где живёт?» В лесу много разных животных водится. Сейчас и узнаем : кто и в каком месте живёт. Сначала прочитайте КТО. Теперь – ГДЕ. Строим переправу. Прочитаем полученные предложения.
- У кого такие ответы? Назовите цепочку из цифр. 1, 3, 9, 2, 5.
5) Чтение текста из учебника.
- Ребята с нашей помощью перебрались через речку. А за ней – опять лес, но более дремучий. Лесная тропинка привела Витю и Машу к избушке на курьих ножках. .(Слайд)
Сидит на лавке возле окошка Баба Яга с «Азбукой»в руках. Увидела ребят и говорит:
«Знаю, зачем пожаловали. Но сначала помогите мне прочитать рассказ, а то я что-то буквы подзабыла, совсем старая стала».
- Поможем ребятам?
Надо прочитать рассказ «Чиж» Льва Толстого. (Портрет).
- Судя по названию рассказа, о ком пойдёт речь? (о чиже, о птице)
- Лев Толстой написал очень много разных произведений о животных, в которых он учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет их человеческими чертами характера. Толстой стремился дать детям доступные сведения о законах природы. Произведения Л.Толстого – это источник народной мудрости, это настоящая азбука жизни. В его рассказах заключены намёки, из которых надо уметь извлечь добрые и полезные уроки. Что мы с вами сейчас и сделаем.
- О каком чиже будем читать: который слева или справа? .(Слайд)
Читают рассказ «Чиж» сначала шёпотом, потом вслух по очереди по предложению.
( Отвечают на вопрос) - Докажите.
- Как вы думаете, почему чиж не пел?
- КАКОЙ УРОК НАМ ПРЕПОДАЛ АВТОР ?ВЫВОД: в неволе жить очень тяжело. Птицы любят свободу, они хотят летать и петь на свободе.
- Давайте попробуем прочитать этот рассказ по ролям. (Распределяем роли и читают).
Творческая работа « Сочини сказку».
« Вот теперь, - говорит Баба Яга,- Могу дать вам волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею».
- Нет, говорит Маша,- нам надо скорее. Дайте нам лучше ступу.
« Что же , берите. .(Слайд) Да только , чтобы ступа смогла взлететь, надо нажать на кнопку. Но я вам её не покажу, пока не расскажите мне ещё сказочку. Давайте, сочиняйте, я слушаю!»
Сочиняем сказку:( т.к. мы ещё изучаем букву Ж, то все слова, которые будете вставлять, должны начинаться на Ж или иметь эту букву в середине или в конце.)
- У девочки по имени… ( Жанна) есть собачка по кличке …(Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Жанна собирала под дубом…(жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким …(жуком). Вдруг Жанна услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего …(ежа) с маленькими… (ежатами). Жанна отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.
- Правильно поступила Жанна? Почему?
Вывод: Животных надо оберегать, по возможности помогать им!
- Понравилась Бабе Яге ваша сказочка . Показала она кнопку, чтобы ступу завести. Нажали ребята на кнопку и улетели. .(Слайд) Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым. .(Слайд)
Физминутка.
- Перед тем как войти, решили Витя с Машей разминку сделать, чтобы легко справиться с Кощеем. Давайте и мы сделаем это вместе с лесными жителями. .(Слайд)
Работа в парах.
- Перед входом в подземелье написана загадка. Витя с Машей должны прочитать её друг другу и отгадать вместе. Вы тоже друг дружке её прочитайте и отгадайте.(читают в учебнике)
- Теперь давайте дружно хором загадаем её нашим гостям. (читают хором)
- Кто это?
8) Работа над смысловым значением предложений.
- Пробрались ребята в подземелье, а там темень непроглядная. Невозможно и шагу сделать . Надо бы фонарики зажечь, чтобы путь в подземелье разглядеть. Их Кощей специально заколдовал. Если исправить смысл предложений, которые Кощей написал, то зажгутся фонарики. .(Слайд)
Полка лежит на журналах. Дом сторожит дружка. Каша ела Машу.
Самостоятельная работа по вариантам.
Зажглись фонари и дошли Витя с Машей до Кощея. .(Слайд) А тот решил добреньким притвориться. И говорит ребятам : « За Белоснежкой пришли? Давайте мирно договоримся. Задам я вам всего одно задание. Справитесь – забирайте Белоснежку, а нет – навеки-вечные в подземелье моём останетесь».
Делать нечего. Согласились ребята. Давайте им поможем. (Карточки )- Вставьте нужную букву, чтобы получилось слово.
1 вариант (для Вити) 2 вариант (для Маши)
ж…раф ш…шка ж…дкость кувш…н
ош…бка пруж…на пуш…стый рыж…к
Проверка: - Есть у Кощея волшебная труба, через которую он всё видит и вашу работу тоже проверит. .(Слайды)
- Какое правило помогло вам вставить нужную букву?
Словарная работа.
- Но обманул их Кощей. Кинулся на ребят, но они ловкими оказались, увернулись от старика Кощея. Недаром по утрам зарядку делали. А вы, ребята, не забываете делать зарядку?
- Подбежали они к трону, схватили яйцо, в котором смерть Кощеева спрятана.( Слайд)
Но чтобы разбилось оно, надо выполнить последнее задание. А времени мало, Кощей всё ближе. Давайте быстрее поможем Вите с Машей. Надо назвать слова – антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Все Кощеевы слова носят отрицательные черты. А мы назовём положительные.(Читают по рядам : каждому ряду -2 слова)
враг (друг) чёрное (белое) слабый (сильный)
ложь (правда) злой (добрый) грязный (чистый)
-Кощея победили! И вот Витя с Машей у заветных дверей. .( Слайд) Давайте произнесём наше заклинание- правило и они откроются.(хором). Белоснежку освободили!
Итог урока.
- Над каким важным правилом мы работали на уроке? - Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
Рефлексия.
- Кто может сказать про себя, что теперь он навсегда запомнил написание ЖИ и ШИ ?- Что было легко?
- А когда возникли трудности?
- Что помогло вам справиться со всеми заданиями, чтобы помочь ребятам спасти Белоснежку? (Знания, дружба и взаимопомощь.)
-За это лесной сказочник награждает вас грамотой. .( Слайд)
-Дарите людям добро!
-Урок окончен.