Конспект урока по русскому языку на тему Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы(2 класс)


Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательная программа «Школа 2100».
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык». 2 класс. М.: Баласс, 2012.
Цель: выявить способ конструирования предложения из слов, опираясь на вопросы.
Оборудование.
Для учителя: проектор, экран, толковый словарь
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, листы для групповой работы, карточки «мое настроение».

Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
- развивать интерес к учению;
- оценивать точку зрения свою и товарища;
- развивать умение дискуссировать при работе в команде
Самостоятельно читать, объяснять и работать с информацией
Отличать новое от уже известного Работать в команде разного наполнения (пара)
Вносить свои вклад для достижения общей цели
Активно участвовать в обсуждении Организовать своё рабочее место
Определять цель, план урока
Выполнять работу в соответствии с выделенными алгоритмами
Осознанно использовать полученную информацию на практике
Участвовать в обсуждении полученного результата
 
 
Зад
Этапы урока Ход урока
Содержание Задачи урока
I. Организационный момент
а ) Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
б) - Эта неделя в нашей школе посвящена русскому языку. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах. К. Г. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
- Ребята, а чем мы занимаемся на уроках русского языка? Для чего всё это надо?(для того, чтобы быть грамотными людьми). И как Паустовский сказал, наша речь должна быть поэтичной, мелодичной, красивой и богатой. Эмоционально положительный настрой на урок
II.Чистописание Записываем число – 26 ноября
Классная работа - Ребята, послушайте загадку:
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идёт апрель, в лесу у нас весна.
звенит (капель)
- На какую букву начинается слово капель ( на букву ка)
-А звук? (к-к-к)
-Какой он? Звонкий или глухой? (глухой)
-А парный он? (Да)
-А теперь давайте запишем букву К
- Сели правильно, тетрадь лежит под углом.
- Взяли ручки, пишем в воздухе.
- Начинаем сверху, опускаем вниз чуть под наклоном, делаем петлю. А теперь вторую половинку.
- Попробуем ещё раз.(раз и, два и, три и)
- Записываем букву К пять раз.
III. Словарная работа - А что это за слово капель? Что оно означает? Оно мелодично, красиво?
- Где мы можем посмотреть значение этого слова?
- В каком словаре?
- Объяснение из толкового словаря написано в ваших учебниках?
- Откройте учебники на стр. 63
КАПЕЛЬ - капли тающего снега, которые падают с крыш, с деревьев.
- Посмотрите на картину И. И. Левитана и подумайте, как художник изобразил капель. Что это такое? Когда она появляется? Как появляется?
- Ребята, давайте запишем слово капель и подберём к нему однокоренные слова.(Запись на доске)
Капель, капля, капелька, капает.
(Запись в тетрадях) IV. Актуализация знаний На 1. На доске вывешивается картинка, на которой зверята играют.
- Собрались однажды звери и составили предложение о капели, да подул ветерок и спутал все слова. Давайте поможем зверятам вновь составить предложение. Но сначала нужно вспомнить правила написания предложений. И так, какие есть правила написания предложения?
- Все слова в предложении связаны между собой.
- В предложении есть законченная мысль.
-От слова к слову можно поставить вопрос.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- В конце предложения ставится . ? !
-И так, ребята, какое предложение у нас получилось?
Закружились первые снежинки.
- Назовите слово – предмет, слово – действие, слово – признак
-Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
- Подчеркните их.
2. Работа в группах. (на экране правила работы в группах)
Составление предложений по схеме.

1. что делает? какая? что?
2. кто? что делают? куда?
3. какая? кто? что делает?
- Какие предложения у вас получились?
Повторение изученного материала
V. Сообщение темы и цели урока - Прочитайте слова на экране: жила, Вовы, ручная, у , белка
- Это предложение?
- Составьте из них предложение?
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение?
( поставили слова в нужном по смыслу порядке)
- Ребята, чем мы сейчас занимались?
- Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (Будем составлять предложения)
- Сегодня на уроке будем составлять предложения, т.е конструировать предложения. Тема нашего урока так и называется «Конструирование предложений»
-Кто такие конструкторы? Чем они занимаются?
- Мы будем конструкторами речи. Создание проблемной ситуации
Сообщение цели урока
VI. Физкультминутка
Мы конструкторы сегодня
Будем складывать слова.
Шаг налево, шаг направо,
Руки выше, голова.
А сейчас потянемся.
Нам работать нравится.
Тихо сядем мы опять.
Будем думать и писать,
Предложенья составлять.
V.
Работа по новому материалу.Упражнения в составлении предложений 1. Работа по учебнику.
- Открывем учебники на стр. 62.
а) Упр. 98. с.62
Прочитайте задание про себя. Как вы поняли его?
Прочитайте слова в первой строке.камыш, чуткий, дремлет.
-Поставьте вопрос к каждому слову.
-О чем будет говориться в предложении(О камыше. Что? Камыш).
-Что именно о нем говорится?(камыш (что делает?) дремлет.
-От какого слова нужно задать вопрос к слову «чуткий»? (Камыш (какой?) чуткий)
-Какое получилось предложение? (Дремлет чуткий камыш)
-Как вы понимаете значение слова «чуткий»?
(Ученик читает по словарю толкование этого слова)
Это строчка из стихотворения И.Никитина «Утро». У него такой порядок слов: Дремлет чуткий камыш,
Тишь, безлюдье вокруг...
-Запишите это предложение в тетрадь.
Прочитайте слова второй строки.река, сонная, течет, медленно.
-Поставьте вопрос к каждому слову.
(вопросы помощники на экране)
Как? Что делает? Какая? Что?
Вопросы - помощники этого предложения останутся на доске, а вы запишите его самостоятельно в тетрадь.
- Можно ли изменить порядок слов в этом предложении?
б) Упр. 99 стр. 63.
- Сейчас вы будете работать в парах по рядам. Возьмите полоски бумаги (у каждого ряда свой цвет).
- Прочитайте на них слова и составьте предложения.
-А можно поставить слова в предложениях в другомпорядке?
-Можно сказать, что у вас получился текст? Почему? Докажите.
(Предложения связаны между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно определить тему, основную мысль текста заголовком «Весенняя капель»
Ученик читает лексическое значение слова «чуткий» по толковому словарю.
Запись учеником на доске, остальные - в тетради,
Проверка предложения на доске и в тетрадях.
Запись предложения в тетрадях. Посадка.
Работа с толковым словарем
Работа в парах по алгоритму.
VII. Итог урока. - Чему научились на уроке?
- Как доказать, что предложение составлено правильно?
(Выражает законченную мысль, слова связаны по смыслу
Кому понравилось быть конструктором? Покажите свое настроение по полученным знаниям.
- Молодцы! Все хорошо работали.
Положительная оценка. Похвала.
VIII. Задание на дом. Упр. 100, стр. 75 капель звенит весенняя
большие чернеют сугробы и оседают
пришла весна ранняя
что делает? какая? что?
кто? что делают? куда?
какая? кто? что делает?