Алгоритм работы учителей общественных дисциплин над «трудными вопросами истории России» в рамках историко-культурного стандарта».
Алгоритм работы учителей общественных дисциплин над «трудными вопросами истории России» в рамках историко-культурного стандарта».
В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла.
Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:
Во-первых, системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).
В – третьих, развитие универсальных учебных действий личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Какие УУД можно формировать на уроках истории, работая над «трудными темами»? Важно понимать провозглашения принципа приоритета формирование УУД над формированием системы знаний и предметных умений. Хочу подчеркнуть история наука прежде всего знаниевая ,а не деятельностная. Необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения?
Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
анализ исторического источника;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление простого и сложного плана;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
составление кластера;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки; и другие.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность,но и на формирование ключевых компетенций.
В рамках историко-культурного стандарта для изучения был предложен перечень трудных тем. При изучении «трудных» тем истории каждый учитель занят отбором тех методов и приёмов преподавания, которые бы позволяли учащимся самостоятельно усваивать знания и умения. Главной проблемой исторического образования в условиях перехода на ФГОС остается сохранение достаточно большого объема обязательного для усвоения содержания при неразработанности педагогического инструментария. Это создаёт затруднения при реализации предметных целей и задач и одновременного освоения УУД.
Учителя нашего объединения пошли по пути практической работы на МО. Мы обсуждаем, сами работаем в творческих группах по обозначенным трудным темам.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложен один из таких приёмов- применение алгоритмов на уроках истории.
Алгоритм является универсальным средством обучения, который позволяет учителю, научить учащегося учиться.
Необходимо использовать принципиальные основы алгоритма в изучении «трудных» вопросов истории. В истории алгоритмы можно разделить на две группы: первая часть – это алгоритмы приобретения УУД(составление простого плана, сложного плана, и т.д.) и вторая группа – это алгоритм достижений предметных результатов по истории(алгоритм изучения революций, войн и т.д.).
Работа по алгоритму, является одним из ключевых навыков который, необходимо развивать. Необходимо также помнить, что существуют две стороны алгоритма: одной стороной пользуется учитель для обучения учащихся, второй стороной алгоритма пользуются дети при изучении новой темы (например, алгоритм изучение исторической личности учитель может использовать как план урока, а ученик как план рассказа о личности).
Любой прием или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный характер, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя. Для этого необходимо переработать тематическое планирование с целью выделения тех уроков для изучения трудных тем, которые вы будете преподавать с использованием алгоритма. Не нужно перенасыщать, но и нельзя делать их использование редким. Если отталкиваться от принятых в работе алгоритмов на уроках истории, которые на вооружении у моих коллег. то можно выйти на системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта в преподавании истории. Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных Вот вашему вниманию предложенные виды алгоритмов:
Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
2.3адачи, которые стремится решить исторический деятель?
З.Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
4.3начение его личных качеств.
5.Оценка результатов деятельности исторической личности.
Алгоритм изучения цивилизации
1.Природно - географические условия существования.
2.Особенности социально-экономического развития.
З.Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).
4. Нравственные ценности, нормы поведения.
5.Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).
Алгоритм изучения войн.
1.Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне: подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.
2.Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало: основные этапы и главные сражения: окончание войны, условия мира, итоги.
З.Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны
Алгоритм изучения революций.
I. Причины и задачи революции.
2.Поводреволюции (ест есть).
З. Движущие силы революции.
4.Ход революции, ее этапы.
5.Характер революции.
6.Итоги и значение революции.
Алгоритм изучения крестьянских восстаний.
1. Причины восстания.
2.Движущие силы восстания.
З.Цели и требования восставших,
4.Районы восстания.
5.Ход восстания, его основные этапы.
6.Причины поражения.
7. Итоги восстания и его значение.
Алгоритм написания сочинения.
Алгоритм характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика или
в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
в социальной сфере
в политической сфере
- в культуре
4. Результаты деятельности
чего добился
- как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых
Как задействовать при изучении трудных тем предложенный алгоритм? Можно его видоизменить, можно отдельные предложения объединить. Но в любом случае работа по каждому из них будет ступенькой к продвижению изучения трудной темы.
Важно самоопределиться и высказать свое мнение по предложенному «трудному» вопросу.
.
Средством обучения, позволяющим организовать изучение дискуссионных вопросов истории в школе, выступают историографические материалы:
-суждения – цитаты, в сжатой и метафоричной форме предъявляющие позицию исследователя;
-комплексы фрагментов работ историков, отражающие основные позиции исследователей по обсуждаемому вопросу;
-историографические очерки, раскрывающие основные этапы обсуждения историками того или иного вопроса истории.
Разноречивые мнения историков должны предлагаться ученикам действительно по ключевым проблемам курса истории.
Можно продемонстрировать практическое применение предложенной системы изучения «трудных тем истории».
На основе предложенного фрагмента исторического исследования ученикам можно предложить выполнить следующие задания:
Заполнить схему «Историографическая версия» (Слайд №)
-выявить проблему, допустим начальной истории Руси, обсуждаемую автором;
-сформулируйте доказываемое историческое положение (суждение)
-выпишите приводимые им аргументы;
-укажите круг источников исторической информации, из которых историк черпает доводы в пользу своей версии.
Если историк обсуждает несколько проблем, проанализируйте мнение автора по каждому вопросу.
2. выявите принадлежность автора текста к одному из историографических направлений (Дискуссия о происхождении Древнерусского государства «норманнист»-«антинорманнист»-«средняя позиция»).
3. Промаркируйте текст работы историка: выделите разными цветами предложенные автором оценочные характеристики варягов и славян (кто они? Какие они? Какие дела и поступки совершили?)
4. Выскажите суждение о том, как вывод по вопросу о происхождение государственности на Руси, сделанный историком в изученной вами работе, может влиять на современное восприятие России ее гражданами и мировым сообществом.
Историографическая версия позволяет выявить проблему, сформулировать суждение, привести аргументы, указать круг источников исторической информации. Итогом работы выступает обобщение суждений и аргументов историков. На основе полученных данных ученики делают вывод об оценочной составляющей историографических версий. Можно учителям коллегам посоветовать в практической работе попробовать такой приём и потом обсудить его эффективность.
В 10 - 11 классах на основе алгоритма можно проводить лабораторные работы.
Оно предполагает организацию самостоятельного изучения школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.
Можно использовать следующую структуру лабораторного занятия по учебнику:
1- й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно, называет средства и формы обучения.
2 – й этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 – й этап – коллективное обсуждение результатов работы учащихся.
4 – й этап – подведение итогов лабораторной работы, формулирование общего вывода, оценивание школьников.
Являясь руководителем городского методического объединения учителей истории, мною был организован практикум среди учителей общественных дисциплин по изучению одной из «трудных» тем. Тема была предложена учителями из перечня «Присоединение Украины к России (причины и последствия);На августовской конференции учителя выбрали разные теоретические аспекты предложенной темы. Первый этап - подготовительный :подробно изучить историографию вопроса. Объектом изучения каждого из коллег стала не отдельная оценка прошлого (морально-этическая или оценка исторического значения),а историографическая версия как единица научного исторического знания, выстроенная в русле определенной концепции исторического процесса и методологии исторического познания, рожденная на определенном этапе развития исторической науки и в конкретных условиях, воплощающая систему ценностей автора. На своем личном опыте учителя воспроизвели обучение ключевым приемам историографического анализа в старшей школе: выявление хорошо изученных и спорных вопросов темы, вопросы, которые ещё не были поставлены исследователями. но требуют разрешения с точки зрения внутренней логики развития научного исторического знания.
Фрагментируя тексты работ историков, учителю целесообразно руководствоваться задачами изучения историографических материалов на уроке, в зависимости от которых минимальный фрагмент исторического исследования должен позволять ученику вычленить: историческое описание и/или историческое объяснение (версию историка и ее аргументацию), и/или оценку (оценочное суждение и его основания); исследовательский инструментарий историка (совокупность нескольких ключевых понятий какой-либо концепции исторического процесса и/или указания используемых исторических источников, и/или описание способов изучения источников); систему ценностных представлений исследователя.
На следующем этапе – практикуме учителям была предложена методика бизнес-салфетки, где алгоритм уже заявлен. Коллеги распределились по группам, им была предоставлена возможность представить себя в роли учеников. Каждая группа рассматривала подвопрос трудной темы. Единодушное мнение всех участников практикума, что такая работа эффективная, плодотворная, направлена на развитие универсальных учебных действий личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных ,но она требует от учеников, достаточной « знаниевой» подготовки по теме. В перспективе на следующее занятие была определен выбор темы: Цена Великой победы. Если говорить о практике применения данного подхода в обучении старшеклассников, то учителю необходимо использовать потенциал нескольких уроков или дополнительных занятий.
Трудности в работе с алгоритмами.
Обучая детей истории при помощи алгоритмов, я столкнулась с такой трудностью как несоответствие текста учебника и алгоритма. Не на все пункты алгоритмов можно было найти ответы в тексте учебника, приходилось рассказывать этот пункт самой и под диктовку записывать в тетрадь. Там где материала не достаточно можно использовать другие учебники истории или печатать раздаточный материал.
Уроки с использованием алгоритмов не зрелищны, их очень сложно давать открытым уроком, но с точки зрения практической, на мой взгляд, это самые результативные уроки, они учат не бояться больших текстов, ориентироваться в море информации и находить главное. А в наш информационный век это один из самых главных навыков. Ещё одна особенность работы с алгоритмами заключается в том, что не все алгоритмы можно использовать при изучении нового материала.
Хочется уберечь коллег от перегрузки курса истории алгоритмами (достаточно 6-10 уроков в год при часовой нагрузке 2 часа в неделю), кроме алгоритмов существует много других методов и приёмов подачи учебного материала. Практика показывает, что если учитель ведёт уроки, используя один и тот же приём подачи материала, ученики быстро адаптируются, приспосабливаются и им становиться не интересно, уроки становятся «мертвыми», а процесс развития учащихся прекращается. Для того чтобы этого не происходило необходимо менять методы и приемы преподавания. Чем в больших методиках и технологиях поучился ребенок, тем лучше он будет развит.
В заключении хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».