Литературная игра-викторина по творчеству Г-Х Андерсена

Литературное лото
«Добрый волшебник из Дании»
для учащихся 2-х классов
Цель: формирование интереса к творчеству и сказкам Г-Х Андерсена
Задачи:
1) Активизировать знания о жизни и творчестве Г-Х Андерсена
2) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.
3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.
4) Формировать способность умения сочувствовать литературным героям.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, книжная выставка «Волшебник из Дании»
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день! Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям. Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки... С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие
Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьёвщики. О, вы еще у меня поплачете, верзила вы эдакий! Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже стукнуло 17, и среди гимназистов – второклашек он выглядел нелепо. И все же его учитель ошибался. Как звали учителя, никто и теперь не помнит. А «непутёвого ученика» знают и любят дети всего мира.
Вы, конечно, догадались, что я говорю вам о великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене, который родился 2 апреля 1805 года, без малого 208 лет тому назад в маленьком городке Оденсе в Дании.
Отец Ганса Христиана был бедным башмачником - он шил обувь, а мать – прачкой- стирала людям белье. В их домике не было ни богатой мебели, ни картин и украшений. Единственной гордостью матери Ганса Христиана была безукоризненная чистота в доме и вазы с прекрасными тюльпанами, которые стояли на окнах. Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывали старухи-соседки. Но самые интересные сказки рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли.
Андерсен ушёл из дома, когда ему было четырнадцать лет. О, как плакала его мама! Она была прачкой, она знала, что вода в реке Оденсе очень холодная и зарабатывать на жизнь трудно. Она знала, как плохо быть бедным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал, наконец, зарабатывать Он тоже плакал, но крепко держал в руке узелок с несколькими монетами и праздничным платьем. Она говорила: «Зачем?!» Он отвечал ей: «Чтобы стать знаменитым!» Андерсен уехал в Копенгаген, столицу Дании. Он много работал и учился, и в конце концов его пьесы начали ставить в театрах, стихи и рассказы печатать в журналах. А как же сказки? - спросите вы.
Нет, Андерсен не мог позабыть сказки своего детства, и даже писал новые, но считал это не очень серьезным делом. И только тогда, когда вышла его книга «Сказки, рассказанные детям», и сам Андерсен, и его читатели поняли, что это очень серьезное дело! Андерсену тогда было уже тридцать шесть лет. С тех пор Ганс Христиан Андерсен писал и печатал свои чудесные сказочные истории. Он написал их целых 400 (наверное, это толстенная книга!).
Библиотекарь: Наше мероприятие называется Литературное лото «Добрый волшебник из Дании», сегодня мы будем говорить о творчестве Г-Х Андерсена. Сказки этого замечательного сказочника знакомы нам всем: и взрослым и детям.
Оценивать работу самых классных команд будет жюри
конкурс:Давайте вместе вспомним название сказок. Я называю первое слово, а вы продолжите - каждому классу по 2 названия
Снежная..королева
Гадкий.утенок
Стойкий оловянный .солдатик
Дюй.мовочка
Дикие лебеди
Руса..лочка,
Библиотекарь: Молодцы! Волшебные, фантастические и в то же время абсолютно реалистичные, сказки вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений А теперь, займемся строительством

Строим мир сказок Андерсена. Задание: узнать, из какой сказки этот герой или предмет, который я назову. Вопросы задавать по очереди каждой команде *Свинарник – «Свинопас». *Птичий дом – «Гадкий утёнок». *Дворец – «Дикие лебеди» и «Русалочка» (морской дворец). *Кораблик – «Стойкий оловянный кораблик». *Море – из «Русалочки». *Город – из сказки «Огниво».
Библиотекарь: С заданием справились. Не устали? Тогда продолжим, следующий конкурс .
«Портреты героев» Команды должны узнать, о каких персонажах идёт речь. Задания по 2 вопроса 1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. Н голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки » (Дюймовочка) 2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты » (Снежная королева) 3. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля, писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать хоть по книжке, хоть наизусть всё равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы. У них была сестрица!» (Одиннадцать братьев-принцев «Дикие лебеди»). 4. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо на носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая..» («Принцесса на горошине») 5. «Шёл солдат по дороге: раз – два! Раз- два! Ранец за спиной, сабля сбоку: он шёл домой» (Солдат «Огниво») 6. «Было когда – то 25 солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир, ну прелесть что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватил олова, и он был одноногим» (Солдатик «Стойкий оловянный солдатик»). Библиотекарь: В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было в школе, у нас кто-то побывал. Мы нашли забытые вещи и сдали в «Бюро находок». Кому же принадлежат эти предметы? Давайте, узнаем, чьи они и вернём их владельцам! «Бюро находок» 1. Зонтик (Оле-Лукойе) 2. Горошина (Принцесса «Принцесса на горошине») 3. Санки (Каю, «Снежная королева») 4. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке) 5.Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик») 6. Крапива (Элизе, «Дикие лебеди») 7. Белая и красная роза (Герде и Каю, «Снежная королева») 8. Музыкальный горшочек (Принцу «Свинопас») Библиотекарь: Молодцы с заданием справились. Сказки Г-Х Андерсена так полюбили и взрослые и дети, что после смерти сказочника ему поставили настоящий памятник!... И не один во многих городах мира есть памятники Г-Х Андерсену. На улицах города Оденса стоят два памятника великому сказочнику, а еще и памятники героям его сказок, а в парке по речушке плавает бумажный кораблик. В Копенгагене столице Дании поставили памятник знаменитой героине Андерсена, его преданной и верной Русалочке.
Библиотекарь: Наше литературное лото продолжается. Для вас еще один
Конкурс «Вопросы посложней»
1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? (Снежная королева).
2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного Очень уж он велик, да чудной какой-то Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? (Гадкий утёнок).
3. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.
4. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.
5. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос/.
6. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /
Библиотекарь: Сегодня мы вспомнили не только биографию Андерсена но и многие любимые вами сказки. А, какая Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют) Зная и любя сказки Андерсена, вы легко справитесь с вопросами Конкурса «Самые, самые .» отвечать нужно быстро и правильно каждой команде по 4 блиц-вопроса
Конкурса «Самые, самые - сказки и герои» ( задавать вопросы по очереди каждой команде)
3-я команда Самая грустная сказка. («Русалочка») Самая зимняя сказка. («Снежная королева») Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
1-я команда Самый богатый жених. (Крот) Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
2-я команда Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Библиотекарь: В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству; доброта и сочувствие; любовь к людям; презрение к высокомерным и бессердечным людям.
В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в апреле. С 1967 года день рождения Андерсена ( 2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.
Библиотекарь: А, сейчас я с удовольствием предоставлю слово жюри. Разрешите вручить Вам, «Письма благодарности»
Библиотекарь: Ребята, вам понравилась встреча с удивительным и волшебным миром сказок Г-Х Андерсена? Читайте сказки Андерсена, они учат добру! Наше литературное лото завершает свою работу! Спасибо за участие, в нашей игре нет победителей и нет проигравших.

Дополнительный материал
Узнай сказку.
Растения ( задавать вопросы по очереди каждой команде) *крапива («Дикие лебеди»), *роза («Дикие лебеди», «Свинопас», «Снежная королева»), *старое дерево, внутри пустое, с дуплом («Огниво»), *большой вишневый сад («Снежная королева»).
Звери и птицы: *кот и курица («Гадкий утенок»), *жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»), *старая знатная утка испанской породы («Гадкий утенок»), *индейский петух («Гадкий утенок»), *большая рыба («Стойкий оловянный солдатик»), *три собаки с большущими глазами («Огниво»), *полевая мышь, ласточка, крот («Дюймовочка»), *лебеди («Гадкий утенок» и «Дикие лебеди»), *олень («Снежная королева»), *соловей («Свинопас»).
Волшебные предметы. *горшочек и трещотка («Свинопас»), *огниво («Огниво»), *волшебный напиток («Русалочка»), *ячменное зерно («Дюймовочка»), *волшебное зеркало («Снежная королева»), *золотой гребешок («Снежная королева»). Объясните, в чем состояло волшебство этих предметов и напитков.
Сказочные герои: *царь морской («Русалочка»), *снежная королева («Снежная королева»), *ведьма («Огниво»), *колдунья («Дюймовочка» и «Снежная королева»), *эльф («Дюймовочка»), *тролль ( «Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»),


Игра - тест
« Русалочка» Царь (лесной, морской, старый) давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина (умная, глупая, сварливая), только больно уж гордившаяся своей (внешностью, родовитостью, умом): на хвосте она носила целых (двенадцать, тринадцать, пятнадцать) устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только (пять, шесть, семь). В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких (дочерях, внучках, сестрах) принцессах. Их было (трое, шестеро, семеро) все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток (лилии, розы, ромашки) с глазами синими и глубокими, как (небо, озеро? море). Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был (хвост, плавник, чешуя) как у рыб... Ответ: морской, умная, родовитостью, двенадцать, шесть, внуч¬ках, шестеро, розы, море, хвост.
Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои.
Сказка «Дюймовочка» ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф
Сказка «Гадкий утёнок» КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.

«Найди меня».
Нам с вами, ребята, необходимо помочь заблудившимся словам попасть в свою сказку.
1. Собака, ведьма, солдат, принцесса, дупло. («Огниво»)
2. Красная и белая роза, олень, осколки зеркала, мальчик и девочка. («Снежная королева»).
3. Нитки, ткань, ткацкие станки, ложь. («Новый наряд короля»)
4. Утка, яйцо, лебедь, мечта. («Гадкий утенок»)
Люди император («Свинопас»), король («Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди»), королева («Принцесса на горошине», «Дикие лебеди»), принц («Свинопас», «Дикие лебеди»), принцессы («Принцесса на горошине», «Огниво», «Русалочка»), придворные ((«Новое платье короля») солдат («Огниво»), девочка Герда и мальчик Кай ( «Снежная Королева»), бабушка ( «Снежная Королева»), мама («Дюймовочка»).
. Сказочные вопросы Г-Х Андерсена
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...(Оловянный.)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.)

Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка.)
Блиц - опрос 1.В какой стране жил великий сказочник Андерсен? А )Швеция Б) Германия В) Дания 2.Из трех произведений одно не принадлежит перу Андерсена. Назовите его А) «Гадкий утенок» Б) «Дикие лебеди» В) «Золотой гусь» (Братья Гримм) 3.Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет. А) Монеты Б) Сабля В) Цветочное семечко (Дюймовочка) 4.Из какой сказки эта песенка «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё»! А) «Русалочка» Б) «Свинопас» В) «Оле - Лукойе» 5.Кто из этих героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным». А) Кай Б) Герда В) Солдат 6.Выбер ответ главного героя сказки «Золотой мальчик» зовут: А) Петер Б) Иоганнес В) Кай 7.В кого превратился утёнок? А) Павлина (Утку) Б)Селезня (Журавля) В) Лебедя
Конкурс «Кто это?» «Пятеро из одного стручка» (Горошины) «Гадкий утёнок» (Птенец лебедя)
«Старая оловянная ложка» (мать оловянного солдатика) Какая сказка начинается следующими строчками? «Жила – была девочка, премиленькая, прехорошенькая, но очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою в грубых деревянных башмаках» («Красные башмаки») Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и думаю, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето?» («Снежная королева») Какую страну Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Данию)
Конкурс «Угадай сказку» Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанное подборки слов. 1.Солнце, свет, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба («Снежная королева») 2.Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение («Дикие лебеди») 3.Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода («Гадкий утёнок») 4.Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине») 5.Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка») 6Юра, мышь, крыло, солнце, ласточка («Дюймовочка») 7Дупло, ведьма, собака, колыбель, крешень, трубка, принцесса («Огниво») 8.Роза, соловей, горшок, трещотка, принцесса («Свинопас»)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




 
·