Конспект интегрированного урока (окружающий мир, математика) на тему История Московского Кремля (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 имени Васьлея Митты
с углублённым изучением отдельных предметов»
Интегрированный урок
(окружающий мир – математика)
на тему: «История Московского Кремля»
Провела во 2 классе учитель начальных классов высшей категории Чернова Регина Борисовна.
Новочебоксарск, 2017
Конспект урока
Предмет: окружающий мир, математика, изучение нового материала.
Тема: «История Московского Кремля».
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 2.
Технологии: мультимедийная презентация.
Аннотация: УМК «Перспективная начальная школа». Урок проводится в виде заочной экскурсии. Совершая «экскурсию» учащиеся знакомятся с достопримечательностями Московского Кремля и выполняют математические задания: решение задач, нахождение значений выражений, задания на смекалку, соотношения между величинами. Активно используются на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные универсальные учебные действия. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация, экспресс-тестирование.
Цель: обобщить и систематизировать знания об истории возникновения, развития и становления города Москвы; познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины, развивать желание больше узнать о Москве; учить объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- обобщать и систематизировать знания о столице нашей родины – Москве, достопримечательностях Москвы (Красная площадь, Кремль).
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к новому учебному материалу;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
Личностные УУД:
формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины.
Регулятивные УУД:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
различение государственной символики (герб Москвы). Умение работать с картой.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, фотографии, рисунки о Москве с изображением башен и соборов Кремля.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка темы урока.
Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки.
Учитель:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
О каком городе говорится в стихотворении? Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Москве? ( На семи холмах, град срединный, город древний, сколько храмов, сколько башен…) На семи холмах:
Боровицкий,
Сретенский,
Тверской,
Трёхгорье на Пресне,
Воробьёвы горы,
Таганка,
Лефортово.
Сегодня мы поговорим о Москве. О том, как она создавалась, о её главной достопримечательности. Что является главной достопримечательностью Москвы? (Кремль.)
Сегодня я не просто учитель, но и экскурсовод. И я хочу пригласить вас на заочную экскурсию в Москву. С чего мы начнём наше путешествие? Начинается земля, как известно, от Кремля... Итак, тема нашего урока «История Московского Кремля». Заполним лист самооценки.
Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний учащихся.
Как вы понимаете смысл пословицы «Москва – всем городам мать»?
Ученик: Москва – древнейший город нашей Родины. С XIV–XV веков она стала играть руководящую роль, за что её и прозвали матерью русских городов.
– Как город получил своё название?
б) Словарная работа.
Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй, – город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. «Москва» переводится «река-кормилица», «река-медведица», «коровья-река». Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности. «Мо» – мокрость, «ва» – вода, «моска» – болото.
Слово «кремль» происходит от древнерусского «кром» – так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно – на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.
в) История московского Кремля.
Когда была основана Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним математические вычисления:
28 : 4 · 5 – 19 : 2 + 3 = 11
К данному числу справа припишите двузначное число, сумма цифр которого равна полученному числу, а цифра единиц на три больше цифры десятков.
(1147 год)
Сколько лет исполнится Москве, в этом году? (2017 – 1147 = 870 лет)
Кто считается основателем Москвы? (Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий.) 12 век
Каждый город имеет свою символику. Что относится к символам государства? (Гимн, флаг, герб.)
У Москвы тоже есть герб. Что изображено на гербе Москвы? (На гербе города Москвы изображён всадник, поражающий копьем змея. Это Георгий Победоносец.)Голос Москвы-матушки за тридевять земель слышен.
Есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.
Задача 1. Ров первого деревянного Кремля имел глубину 50 дм, а ширину в 3 раза больше, чем глубину. Вычислите ширину рва. Выразите в метрах.
50 ∙ 3 = 150 дм = 15 м
Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь.)
И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее. Зачем каждый раз при строительстве кремля возводились высокие стены?
Князь московский Иван Данилович Калита (14 век) был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей войнами 40 лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширялись. В конце своей жизни Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены «во едином дубу» (это значит из прочного дуба).
Спустя несколько лет князем Москвы стал внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской (14 век). Он заменил дубовые стены белокаменными. Москва упрочила свои позиции на Руси, стала «всем городам матерью», а значит, необходимо было обеспечить такому городу прочную оборону. Дмитрий Донской сыграл в истории России величайшую роль – он освободил Русь от золотоордынского ига, объединив всех князей с их войсками против татаро-монгол.
Как первоначально выглядел Кремль?
На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снует:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.
Н. Кончаловская И был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной.
Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван III (15 – 16 века). Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Добро пожаловать!
Физкультминутка.
В плане стены образуют собой неправильный треугольник.
Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры.
Над стенами возвышались башни. По кремлевским стенам можно ходить. Ширина доходит до 4 метров. ( Измерить ширину класса).
В стенах бойницы для стрельбы из ручного оружия. Они имели форм прямоугольника.
Задача 2. Длина бойницы 9 см, ширина 7 см. Найдите периметр.
Р = (а + в) ∙ 2 = (9 + 7) ∙ 2 = 32 см
Москва – центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва – красивый город. Много замечательных исторических памятников находится в нём. Они делают Москву одним из красивейших городов мира. Продолжим знакомство с Москвой.
Мы с детства запомнили эти слова,
Ведь нет прекрасней и краше
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
Мы оказались на Красной площади. Как вы думаете, почему площадь названа Красной?
Давайте прочитаем, что об этом говорится в учебнике.
Работа по хрестоматии. С. 131- 132.
Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, старейшая?».
Ученики читают диалог башен Кремля.
«– Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...
– А самая молодая?
– Конечно же, я – Царская башня, мне ещё и 400 лет нет.
– А самая высокая?
– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.
– А самая маленькая?
– Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я – сторожевая башня.
– Сколько же всего вас, башен? Узнаем, решив задачу.
Задача 3. Три башни Московского Кремля имеют круглое сечение, что на 14 меньше, чем башен квадратного сечения. Сколько всего башен в московском Кремле?
Башни круглого сечения: Беклемишевская (москворецкая), Водовзводная (Свиблова), Угловая Арсенальная (Собакина).
3 + 14 = 17 (б.) – квадратного сечения.
17 + 3 = 20 (б.)- всего.
Ответ: 20 башен.
Как называется эта башня? Чем она отличается от других башен? (На ней находятся часы.)
Это главные часы государства – Кремлевские куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой – 2 метра 97 сантиметров. Самая красивая и стройная башня Кремля – Спасская. Она олицетворение Кремля да и всей Москвы. Бой курантов разносится по всей планете.
Задача 4. Переведя римские цифры на арабские, узнаете, когда она была построена: МCDXCI. (1491 год).
Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75 метров.
Работа в группах. Решение задач.
Высота трёх башен Кремля 163 м. Высота Набатной и Боровицкой башен – 92 м, высота Спасской и Боровицкой и башен – 125 м. Какова высота каждой из башен?
1) 163 – 92 = 71 (м) – высота Спасской башни.
2) 163 – 125 = 38 (м) – высота Набатной башни.
3) 92 – 38 = 54 (м) – высота Боровицкой башни.
Высота трёх башен Кремля 205 м. Высота Боровицкой и Троицкой башен – 134 м, высота Спасской и Троицкой башен – 151 м. Какова высота каждой из башен?
1) 205 – 134 = 71 (м) – высота Спасской башни.
2) 205 – 151 = 54 (м) – высота Боровицкой башни.
3) 151 – 71 = 80 (м) – высота Троицкой башни.
Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля! Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля. На территории Кремля находятся много соборов. Кто знает, что такое собор? (Храм, церковь.)
Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.
У каждого собора – свой облик и назначение. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.
По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя.
В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает сказочный дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.
Усыпальница – это место захоронения или могила.
Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Иван Великий. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели её за 10 км от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом, наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня Иван Великий спасала от врагов не только Кремль, но и всю Москву.
А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки.
Дети, закрывайте ушки,
Сейчас будет выстрел ... (пушки).
Эта пушка никогда не стреляла. (Царь-пушка.)
Отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым. Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Длина ствола – 5 м 34 см. Вес 40 тонн.
Посмотри, подружка!
Рядом с Царь-пушкой
Недалеко, ну около,
Другой Царь, но... (колокол).
Колокол был отлит русскими мастерами: Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 гг. Вес 202 тонны. Высота колокола 6 м 24 см, диаметр – 6 м 60 см.
Работа в парах.
Запишем величины, переведём в другие единицы измерения.
5 м 34 см = 534 см = 5 м 3 дм 4 см = 53 дм 4 см
40 т = 40000 кг = 400 ц
202 т = 202000 кг = 2020 ц
6 м 24 см = 624 см = 6 м 2 дм 4 см = 62 дм 4 см
6 м 60 см = 660 см = 6 м 6 дм = 66 дм
У стен Кремля в Александровском саду находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы.
На надгробной плите написаны слова: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пощадил,
А Родину сберёг.
М. Исаковский
8. Рефлексия. Тест «Московский Кремль»
1.Каков приблизительно возраст Москвы?
более 850 лет
более 1200 лет
более 2000 лет
2. Зачем был построен Московский Кремль?
для красоты
для защиты от врагов
чтобы поселить в нём князя
3.Какой Кремль построил Дмитрий Донской?
белокаменный
деревянный (дубовый)
из красного кирпича
4. Кто является основателем Москвы?
Юрий Долгорукий
Дмитрий Донской
Иван III
5. Что является самым высоким строением Кремля?
Успенский собор
Колокольня Ивана Великого
Большой Кремлёвский дворец
6. Какое звено пропущено в цепочке: Кремль деревянный – Кремль … - Кремль кирпичный?
мраморный
гранитный
белокаменный
7. Сколько всего башен окружают Кремль?
13 башен
20 башен
23 башни
8. На какой башне находятся Куранты?
на Троицкой башне
на Боровицкой башне
на Спасской башне
9. Укажи второе название Храма Василия Блаженного.
Успенский собор
Покровский собор
Архангельский собор
10. Какая площадь Москвы считается самой главной?
Соборная площадь
Театральная площадь
Красная площадь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Итог урока.
Что нового о Москве вы узнали?
Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и Красной площади.
10. Домашнее задание: с. 98–101, придумать составную задачу о достопримечательностях Московского Кремля.