Методическая разработка урока по русскому языку на тему Какие слова отвечают на вопрос кто? что?
Тема урока: Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Задачи урока:
познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?;
формировать умение ставить вопросы к словам-предметам (именам существительным)
Оборудование: рисунок волшебника Имя Существительное, слова (погода, человек, девочка, собака, однажды, тогда, Москва, кто? что? дорога) на карточках).
Структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
– Пусть хорошее настроение поможет вам.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
(На доске слова, написанные на карточках)
Прочитайте слова, записанные на доске:
Погода, девочка, собака, однажды, тогда, дорога, человек, Москва, кто?, что?
- Что вы можете сказать про эти слова?
(- Есть словарные слова с непроверяемой безударной гласной о – погода, девочка, собака, однажды, тогда, дорога.
- Есть новые незнакомые нам словарные слова – человек и Москва.)
-Запишите эти словарные слова в тетрадь: человек, Москва.
- Поставьте ударение, обозначьте непроверяемую безударную гласную.
- Нахождение здесь, каких слов вы не можете объяснить? Почему?
- Когда мы используем в речи эти слова?
А почему слово Москва написано с заглавной буквы?
Ребята, а как называют жителей Москвы? (Москвичами)
А нас как называют? (Пермяками)
А в большой стране под названием русский язык, есть город название которого Речь, и жителей этого города называют части речи: один из этих жителей волшебник под именем Имя Существительное.
А зовут его так, потому что он любит превращаться в разные существующие вокруг нас предметы и задавать вопросы кто? и что?
И он приготовил для нас задание
(По ходу работы на доске появляется запись)
кто? что?
девочка погода
человек дорога
собака Москва
- Все ли слова мы записали? Какие не записали? Почему?
- К каким словам-предметам мы поставили вопрос кто?
( О людях и животных спрашиваем кто?)
- К каким словам-предметам поставили вопрос что?
(К другим словам-предметам ставим вопрос что?)
Слова-предметы в русском языке называют именами существительными, по имени волшебника Имя Существительное.
IV. Применение новых знаний
1. Упражнение 49 выполняется коллективно, дети выходят к доске и записывают слова-предметы с вопросами.
V. Физкультминутка
А сейчас мы поиграем с волшебником Имя Существительное, я вам буду говорить название предмета, а вы будете мне говорить вопрос, на который отвечает этот предмет
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Готовы ли вы самостоятельно применить знания о словах-предметах (именах существительных)?
Упр. 50.
- Запишите слова в два столбика, в первый, которые отвечают на вопрос кто? во второй – на вопрос что?
- Для самопроверки обращайтесь к волшебнику Имя Существительное.
VII. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Какие слова-предметы (имена существительные) отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
- Где можно применить эти знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Кто помогал открывать новые знания?
-Как работал ты? (Каждый ребенок оценивает свою работу на уроке. Если отлично, я молодец, все понятно, то поставьте крестик на самом верху шкалы. По середине - получалось, но не все. Внизу – допускал ошибки, многое не получалось)
VIII. Домашнее задание
Упр. 51, запомнить написание словарных слов человек, Москва.
- Спасибо, за работу на уроке.
о людях и животных –
кто?
к другим предметам –
что?