Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена для обучающихся 3-4 классов В стране героев Андерсена


3620770-125095В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА
Литературная викторина
по сказкам Г. Х. Андерсена
(для обучающихся 3 – 4 классов)
Цели:
-повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- эстетическое, нравственное воспитание;
- познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению, пробуждать у обучающихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, развивать творческие способности учащихся,память, внимание, мышление.
Оформление: портрет Г. Х. Андерсена;
книжная выставка «В мире сказок Андерсена».
Разве найдется на свете такой город, где бы не было книжек чудесного сказочника – Ганса Христиана Андерсена. Разве найдется в культурном мире такое человеческое сердце, где в сокровенной глубине его не было бы места для любви к этому удивительному писателю!
2 апреля 1805 года в маленьком датском городе Оденсе, на острове Фюн. где почти всегда туман, а на вершинах холмов цветет вереск и уныло шумят сосны, родился будущий писатель. Он был сыном сапожника и прачки. Из –за отсутствия денег он не мог попасть в школу и стал учиться в школе для бедных, где обучали только письму, арифметике и закону Божьему. После смерти отца в 1862году пришлось зарабатывать на жизнь уроками. Андерсен никогда не отрекался от своего «низкого» происхождения, а наоборот гордился.
Наследие писателя составляет 170 сказок и историй и давно уже стало фундаментом золотого фонда мировой детской литературы. Он был награжден дипломами многих академий и научных обществ, а в день, когда его хоронили, в стране был объявлен национальный траур.
В1958 году была учреждена золотая медаль Андерсена, которая получила название Малой Нобелевской премии. Один раз в 2года она присуждается лучшему детскому писателю и художнику – иллюстратору детских книг. День рождения Андерсена – 2 апреля – объявлен Международным днем детских книг.
У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Библиотекарь показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.
ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:
1.Узнай сказку. Самые – самые сказки и герои.
Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самый красивый наряд короля. (Воображаемый)
Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья?
( «Гадкий утенок»), Допускается «Стойкий оловянный солдатик») Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик») Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).
2. Узнай героя сказки.
1.Кто эта прекрасная девушка, которая в сказочной истории о принце оказалась настоящей принцессой. (Принцесса на горошине)
2.Кто любитель платьев и пышных нарядов? (Король, которому два обманщика сшили невидимое платье, и который по своей глупости оказался голым. «Новое платье короля»
3.Кто та перелетная птичка, спасенная Дюймовочкой? (ласточка)
4.Кто из героев сказок Андерсена вынужден был жить на чужбине и лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего 11 дней? Кто освободился от злого заклятия с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения? (Братья Элизы. «Дикие лебеди»)5.Кто она? Та, что живет на дне морском, среди подводных чудес? (Русалочка)
6.Кто же этот безобразный, неуклюжий, гадкий
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Гадкий утенок из сказки Андерсена «Гадкий утенок»)
Кем же стал гадкий утенок? (Лебедем)
7.Кто был изготовлен из металла, который называется олово? (Оловянный солдатик)
3. «Узнай сказку по ее началу»
1. «Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою - в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги...» («Красные башмачки».)
2. «Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять...» («Дюймовочка».)
3. «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку - шел он домой с войны...» («Огниво».)
4. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую...» («Принцесса на горошине».)
5. «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там...» («Русалочка».)
6. «Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться...» («Новое платье короля».)
4.Угадай героя по описанию:
1.Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
( Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
2.Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
( Снежная королева)
3.На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
( Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
4.Он был очень похож на - настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
( Искусственный соловей из сказки «Соловей»)
5.Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
( Оле-Лукойе)
6.Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
( Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»)
5. «Музей сказочных предметов. Предмет из сказки Г.Х. Андерсена (можно использовать как предметы, так и рисунки, подготовленные к конкурсу), а дети отгадывают, из какой они сказки.
1. Горошина («Принцесса на горошине»).
2. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).
3. Зонтик («Оле-Лукойе»).
4. Санки («Снежная королева»).
5. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»),
6. Крапива («Дикие лебеди»),
7. Сундук («Сундук-самолет»).
6. «Блиц – конкурс».
Короткий вопрос – короткий ответ.
Сколько принцесс было в подводном царстве в сказке «Русалочка» (6)
Какого роста была Дюймовочка?. (Дюйм)
Какой документ потребовала крыса у стойкого оловянного солдатика? (Паспорт)
Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25)
Какую птицу подарил принц принцессе в сказке «Свинопас» (Соловья)На чем героиня сказки «Снежная королева» - лапландка – написала своей знакомой – финке – письмо. (На сушеной треске)
7. «Ключевые слова» По подборкам слов определить к какой сказке они относятся.
Карета, ливень принцесса. (« Принцесса на горошине»).
Нора, крыло, жаба, жук. («Дюймовочка»)
Снег, лампа, зеркало, ворона. («Снежная королева»)
Ткань, станки, одежда. («Новое платье короля»)
Ручей, крыса, танцовщица, мальчик. («Стойкий оловянный солдатик»)
Индюк, кот, курица. («Гадкий утенок»)
Нора, крыло, жаба, жук. («Дюймовочка»)
Снег, лампа, зеркало, ворона. («Снежная королева»)
Ткань, станки, одежда. («Новое платье короля»)
Молодцы ребята! Хорошо знаете сказки Ганса – Христиана Андерсена. Сейчас жюри подведет подсчет жетонов и наградит тех, кто получил их больше.
Дорогие ребята, никогда не расставайтесь со сказками Г.Х.Андерсена. В его сказках
есть всё, что должно всегда жить в человеке:
• Уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие всем, кому плохо;
• любовь к людям;
• презрение к чванливым и бессердечным.