статья«Активизация познавательной деятельности младших школьников с использованием новых информационных технологий»
«Активизация познавательной деятельности младших школьников с использованием новых информационных технологий»
Карашева Гульнара Кумаргалиевна- учитель начальных классов.
КГУ «Основная школа № 40» г.Караганда
Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.
Абрахам Маслоу «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению» Я.А.Коменский Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Цель современного образования – развитие различных способностей личности, которые нужны ей и обществу для вовлечения её в ценную активность, для обеспечения эффективного самообразования и самовыражения. При современном обучении учащемуся необходимо приобрести знания, умения, навыки, усвоить сложившиеся способы и приемы человеческой деятельности, а также овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить познавательные интересы и мотивы обучения.
Ученые доказали ,что потенциальные возможности младших школьников значительно выше чем предполагалось до сих пор. При соответствующем построении процесса обучения, направленное на поэтапное формирование умственных действий , дети овладевают высокими уровнями познания ,позволяющими выделять существенные признаки предметов и явлений ,их внутренние взаимосвязи и взаимодействия.
В начальных классах главной целью является-пробуждение в детях живого ,познавательного интереса в изучении предметов. При этом важно учитывать тот факт, что основная часть детей уже на втором году обучения теряет желание ходить в школу, не хочет учиться, гаснет интерес к изучаемым предметам. Но что любопытно дети до поступления в 1 класс очень мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому перед учителем стоит вопрос : как же сделать все возможное, чтобы увлечь детей и сделать обучение радостным, а каждый урок интересным и познавательным.
Воспитание у младшего школьника активности во многом зависит от того, как и насколько его заинтересует содержание предлагаемых заданий , а используемые методы обучения вовлекут в активный процесс деятельности. В свою очередь , активное участие в учебном процессе ведет к развитию старательности ,самостоятельности ,целеустремленности нравственно-волевым качествам.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Работа по формированию и развитию познавательного интереса ведется по двум направлениям: учебная и внеурочная.
Школьники , обучающиеся в компьютерной среде , лучше структурируют информацию. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков у учащихся активизируются восприятие, память, мышление. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Влияние на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил»).
Преимущества использования информационных технологий очевидны и велики. Использование их на уроках в начальной школе позволяет учителю:
Развивать умение учащихся ориентироваться в информационном потоке окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией, уметь правильно ее находить и использовать в своих знаниях.
Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивать зрительную память
и образное мышление.
3. Проводить уроки на высоком современном уровне.
4. Использовать индивидуальный подход, применять разноуровневые задания, учитывая способности каждого учащегося.
Нужно отметить, что учителю при использовании компьютера отводится важная роль. Он разрабатывает методические цели урока, составляет его конспект, подбирает дидактический материал, индивидуальные задания. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы на технику, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и использование их на уроках зависит, прежде всего, от изучаемого текущего материала и уровня подготовки обучаемых.
Строгий и обязательный регламент каждого урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда педагог обращается к внеклассным занятиям. Виды и формы внеклассной работы весьма многообразны. Это классные часы ,посвященные какому-либо праздничному мероприятию и практические занятия по ПДД, ППБ, ГО, ОБЖ. и т.д. Наряду с уже установившимися, традиционными формами, современная жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование ИКТ позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным актуальным.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти ,мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях ,когда их просят просто запомнить.
Использование мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов, музыкальное сопровождение дает возможность усилить восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Дидактические игры, проведенные с компьютерной поддержкой, имеют ряд преимуществ:
Игры, проведенные с ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.
Задания дети читают самостоятельно, что активизирует их мыслительную деятельность.
Игра с использованием ИКТ облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени.
Изображение на экране компьютера красивое, яркое, находится в движении, что привлекает живой и пытливый интерес ученика.
Учащиеся имеют возможность , ориентируясь по сигналу увидеть и контролировать количество правильных ответов и может сам оценить свой ответ, что очень важно для учащихся.
Компьютер дает возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствует развитию их интеллекта, расширяет учебную информацию и позволяет изменить качество контроля над деятельностью обучающихся.
Таким образом, труд затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя. Компьютерные технологии способствуют повышению качества знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Литература:
Бездетная Т.Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой / Т.Н. Бездетная // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 1 сент.
Язвенко О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий.
В.С.Мухина «Обучение и воспитание в начальных классах»