сочинение — рассуждение Я учитель на конкурс Учитель года 2015
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
Эссэ «Я учитель»
Понимаешь, мама. Я'
—
учитель!
Видишь, я вхожу, бледнея в класс,
Это мне решили поручить их
—
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Своё сочинение рассуждение я начну с воспоминаний о детстве.
Поче
му я
выбрала профессию учителя?
Моё село
-
с
таринное нанайское
с
ело Сикачи
-
Алян
, которое
находится среди
символических камней, где в старину над ними камлали нанайские шаманы. В детстве мы
с интересом рассматривали
на камнях
иероглифы, личины и всегда чувствовали
многовековую связь с прошлым.
А иногда в минуты, когда хо
телось
побыть
одной
, я
приходила на берег,
шла к самому большому и величественному камню, на котором по
старинным преданиям оставила следы своих острых когтей русалка.
Я с
идела и
чувствовала, как постепенно сердце наполняетс
я
желанием узнать больше
и после
школы продолжить образование
.
В
детстве
мы
очень
любили
собирать маленькие разноцветные камешки округлой
формы, н
аходили
старинные бусинки, монеты, каменные скребки древнего человека и
передавали всё найденное, то в
школьный музей, то научной экспедиции академика
Окладникова, которая вела раскопки на территории нашего села.
А как хотелось раскрыть завесу тайн далёкой ста
рины и проникнуть в самую суть
,
узнать побольше!
Мы малыши постоянно крутились возле учёных и обо
всём их
расспрашивали и удивлялись, как много они знают.
В моём де
тстве не было компьютеров.
Вся м
олодёжь села собиралась в центре
села
на игровой площадке
, где
дружно пели, играли
в волейбол,
выжигал, лапту,
номера,
городки и т. д.
Новым иг
рам обучали нас
м
олодые педагоги,
которые
так же с
увлечением участвовали во всех играх.
Мы, малыши, сначала наблюдали, как играют
взрослые, а потом сами со временем обучались всему тому, что умели они.
2
Выросла я в большой нанайской семье
.
Мой отец,
Актанко Лев Петрович, был
простым рыбаком и работал в рыболовецком колхозе
, но через всю свою жизнь пронёс
любовь к А.С. Пушкину. Все всегда удивлялись, как он мастерски рисовал его портрет.
Моя мама, Актанко
(Килэр) Антонина Дигдовна, работала в
мастерской
художественных промыслов народов севера. Я всегда восхищалась красотой её изделий.
Шила она мало, но все её изделия отличались красотой и изяществом. А ещё она очень
любила петь и танцевать
,
участвова
ла
в художественной самодеятельности. Помню,
как
она шила и тихо пела нанайские и русские песни. Машинка мерно стучала, и в тишине
звучал её не громкий, но очень красивый голос. А на праздниках
о
на
пела самые озорные
частушки
.
Моя мама была необычайно му
зыкальна
и привила
нам
любовь к пению
. Она
сама
играла на гитаре, задорно отплясывала и пела русские озорные частушки, которые мы
восхищённо слушали и подпевали
.
Благодаря ей, мы все полюбили пение, импровиз
ации
!
Дома устраивали настоящие представления с п
ереодеваниями. Распределяли между собой
роли и играли спектакли. Знали наизусть многие нанайские песни:
«Буэ, сегдэн най, маси гурунсэл», «Мангбо», «То то то то» и другие,
В доме часто звучали и русские песни: «Ой, Самара, городок», «Яблочко», «Огней
так м
ного золотых», «Подмосковные вечера», «Тонкая рябина», «Златые горы», «На
Муромской дорожке», «Ой, мороз, мороз!», «По Дону гуляет», «Уральская рябина!»,
«Шумел камыш», «Виновата ли я»
.
Перед сном мы слушали мамины нанайские сказки. Некоторые ск
азки про
Мэргэна,
имели магическое предназначение, они могли успокаивать сильные ветры и
непогоду. Поэтому, когда мама начинала рассказывать сказки, мы вели себя
необычайно
тихо.
И действительно после того, как мама рассказала сказку, непогода успокаив
алась. А
мы были просто в восторге от этого.
Наша мама
-
волшебница
!
Она учила нас всему тому, что умела сама.
Благодаря маме я и решила стать учителем и поступила в Николаевское
–
на
–
Амуре педагогическое училище народов севера
на специальность учитель
начальных
классов
. В училище были все условия для развития моих музыкальных способностей
:
пела в хоре, в вокальной группе, играла на домре в оркестре народных инструментов,
танцевала в хореографической студии
, ходила на гимнастику.
3
Я
учитель...
Сколько раз повторяла эту фразу, когда у меня спрашивали
совсем не
знакомые люди. Одни восхищались, преклоняли свои головы, другие сочувствовали мне,
говоря, что у них не хватило бы нервов
работать
учителем.
А сколько внутренних
монологов, сом
нений в прав
ильности выбора профессии, временами переполняли душу,
но я сама себя успокаивала, находила
ответы на свои вопросы
,
и всё
вставало на
свои
места.
Я
уже долгие тридцать лет работаю учителем
и потому вопрос о сути
этой
профессии
мне очень близок и дор
ог
.
В моём селе учителя пользовались особым
уважением и
любовью
.
Школа была
настоящим культурным центром.
Учитель
-
созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека.
Каким будет этот человек, что после себя оставит
-
таков и итог професс
ионального пути
педагога.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива,
строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого
контроля и в то же время ощущали поддержку,
-
суть этической культуры учи
теля.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества
-
идея гуманного
отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.
С
амым
ярким воспоминанием
,
в моей памяти
навсегда оста
н
ется
первый у
читель
и первый
директор
.
Моей
первой
учительницей
начальных классов
была
Перменко Тамара
Владимировна. Очень талантливая, добрая, милая и прекрасная женщина
. К
огда я
перешла в основное звено, я очень скучала по ней. Но и в старших классах она не
заб
ывала про нас,
учила нас нанайским т
анцам.
А в выборе учебного заведения помог
директор нашей школы Актанко Кирилл Тимофеевич
. Замечательный директор и педагог
с большой буквы.
Светлая им память!!!
Кирилл Тимофеевич, всю свою жизнь, отдал на
то, чтобы создать комфортные условия для нас,
учеников. Он
построил новую школ
у
,
обеспечил детей горячими завтраками,
создал лыжную базу,
краеведческий музей,
расчистил футбольное поле.
Для того,
чтобы на переменах мы все были заняты
,
закупил
необходимый игровой инвентарь
: шашки, шахматы,
теннис,
волейбол
ьные и футбольные
мячи
,
маленькие мячи,
скакалк
и
, обручи
. Д
ля группы продлённого дня купил телевизор, в
то время совершенная диковинка, так как не каждая семья могла приобрести телевизор.
4
Во дворе школы
был установлен
памятник п
огибшим воинам во время Великой
Отечественной войны.
Кроме всего этого у нас была очень сильная пионерская и
комсомольская организация. В октябрята, в пионеры, в комсомольцы
принимали очень
строго,
двоечникам давали возможность исправить свои двойки и
только после этого их
принимали в организацию.
Наши педагоги
,
прежде всего
,
давали нам знания,
учили нас добру и любви.
После
окончания школы передо мной
не стоял
воп
рос: «Какую профессию выбрать?». Я твёрдо
решила
выучиться на учителя.
Каждый человек ра
змышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а
учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над
тем, что значит
,
для меня быть учителем, я понимаю, что не могу провести черту, где
заканчивается моя работа и нач
инается личная жизнь. Для меня учитель
-
не п
рофессия,
не работа, не хобби
.
Для меня быть учителем
-
это образ жизни.
Учитель
–
это
,
прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и
союзник. Очень важно понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним.
Надо всегда его подбадривать, чтобы он верил в себя, хвалить, чтобы он был
благодарным, надо учить его верить
в людей. Все время пытаюсь оценить, насколько
комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе. Не
боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу
добрые слова похвалы в его адрес даже то
гда, когда его успехи более чем скромны. Это
воспитывает у него уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более
твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к
знаниям. Моя задача
-
помочь ученику найти себя
, открыть свои способности и талант.
Понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Я просто
люблю детей, они такие разные, а детский мир такой богатый и разнообразный! Многое
беру для себя от них. Я не представляю себя в дру
гой роли, нежели учитель. Учу своих
детей радоваться жизни, быть самостоятельными и ответственными за свои слова и
поступки. Свой класс сравниваю с небосводом, на котором всегда светит солнце. Лучи
этого солнца
-
взаимопонимание, уважение, любовь, дружба,
совместные дела, доверие.
Я
-
учитель, а школа
-
это жизнь, кото
рая не стоит на месте. Здесь всё
бурлит,
кипит
-
если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленно
-
восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд
-
вот что
волнует меня.
5
Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, думаешь,
придумываешь...
Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без
проблем?
Почему я учи
тель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но что я
не хотела бы работать кем
-
то другим
-
это я знаю точно!
Для проведения уроков музыки
стараюсь создавать детям все условия для
полноценного усвоения учебного материала.
Приобрела
мультимедийны
е диски для
уроков музыки: уроки, музыка, караоке. На уроках использую деревянные ложки для
развития у детей музыкального слуха
и развития
чувства
ритма
, для знакомства с
композиторами используются портреты композиторов, для знакомства с музыкальными
инст
рументами
-
учебно
-
наглядное пособие «Мир музыкальных инструментов»,
презентации и видео ролики, созданные мною
,
пользуются у детей особой любовью.
На
уроках применяю
занимательный материал, музыкальные игры и развлечения,
здоровье
сберегающие технологи
и, музыкальные
общеразвивающие
физминутки, для развития у
детей чувства ритма, для общей релаксации, музыкальные упражнения
для глаз, очень
помогает интернет
.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что
каждый день открываю
школьную дверь и вхожу в класс, познаю мир, познаю его вместе
с моими учениками. Звенит звонок и ко мне обращаются их
взоры
-
их светлые, ясные,
любопытные,
смешливые,
добрые,
озорные,
верящие, оценивающие каждый мой шаг
глаза
. Они много ожидают от меня. И
я дарю им счастье познания и общения, тепло своей
души, ведь я
-
учитель.
Гричихина Людмила Львовна, учитель музыки МКОУ ООШ с. Синда