Открытый урок по окружающему миру на тему Берегите воду!


Урок по окружающему миру в 3а классе
на тему "Берегите воду!"
ЦЕЛЬ: учить детей бережно относиться к воде, экономить её.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные УУД:
- формирование знаний и убеждений в необходимости охраны воды от загрязнения;
- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
- формирование личного отношения к окружающему миру.
Познавательные УУД:
- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему.
Регулятивные УУД:
- умение выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос.
Коммуникативные УУД:
- высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду;
- обсуждать способы экономного использования воды;
- умение выражать личное восприятие мира и настроение;
- умение работать в группе.
Оборудование: - компьютер; интерактивная доска; - презентация «Экологическая сказка»; - фотографии ;- доклады учащихся;- рабочие тетради;
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.
Ход урока.
I. Организационный момент. 
– Придумано кем-то и просто, и мудроПри встрече здороваться «Доброе утро!»Доброе утро солнцу и птицамДоброе утро доверчивым лицам!И каждый становится добрым, доверчивымДоброе утро длится до вечера.
– Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу, окружающей нас среде.
- Ребята, а какой урок мы сейчас проводим?
Девиз урока: «Учись доброму, худое на ум не придёт!»
- Чем интересен урок окружающего мира?
Сегодня на уроке нас ждут новые открытия.
II. Сообщение темы и цели урока. Проблемная ситуация.
– Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Ученик 1
В луже, в море, океане,И в водопроводном кране.Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает.
Ученик 2
Ледником в горах зовётся,Лентой серебристой вьётся.Средь высоких стройных елейРушится потоком селей.
Ученик 3
На плите у вас кипит,Паром чайника шипит,Растворяет сахар в чае.Мы её не замечаем,Мы привыкли, что вода-Наша спутница всегда.
Ученик 4
Без не нам не умыться,Ни наесться, ни напиться!Смею вам я доложить:Без воды нам не прожить!
Ученик 5
Родник иссяк, ручей ослаб,А мы из крана – кап, кап, кап…Мелеют реки и моря Не тратьте воду зря, зря, зря…А то пройдет немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет…
Учитель. - Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку.
- А как это происходит сегодня?
Разыгрывается сценка.
Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!
Учитель. - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.
Учитель.
-  Как и почему происходит загрязнение воды? (гипотеза на доске).
- Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?
Чистой воды на Земле становится всё меньше. Рыбы, растения, звери – всё живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают различные заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Учитель:
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Тема урока «Берегите воду!»
- Как вы считаете, каковы же причины загрязнения воды?
Ученики (выдвигают гипотезы):
Бросают мусор в воду.
Сточные воды с заводов.
Мытьё машин.
Кислотные дожди.
(гипотезы открываются по мере их перечисления).
III. Работа по теме урока.
Учитель:
- Я предлагаю поработать на сегодняшнем уроке группами. Названия групп будут следующими:
- биологи
- инженеры
- экологи
- синоптики
- Предлагаю рассмотреть наши гипотезы. Каждой группе было дано задание. Давайте послушаем группу биологов.
Биологи:
- Мы хотим рассказать о том, зачем нужна вода?
1 биолог.
Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
2 биолог.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.
3 биолог.
А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедится в этом.
4 биолог.
Вода также является домом для множества растений и животных.
- Как связана с водой их жизнь?
63246010096500 рыба- место обитания
632460977900071755097790007175509779000 ВОДА выдра – дом, где живет животное.
утка – место жительства
лось – питается
5 биолог.
Растение без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды «быстро гибнуть».
Например; собака, может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не более 10 дней.
6 биолог.
Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – лишь несколько дней.
Учитель: Итак, можно сделать вывод, что вода-это жизнь.

Своими мыслями с нами поделятся инженеры.
1 инженер.
Вода - друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек.
2 инженер.
Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
3 инженер.
Вода - важный помощник для человека. Есть на земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
- Морская вода непригодна для питья.
4 инженер.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья. Треть населения Земли испытывают недостаток пресной воды.
5 инженер.
Учёные подсчитали, если в квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает в сутки?
1 сут.-24ч. 1ч. – 1стакан за сутки – 24 стакана

6 инженер.
Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.
Учитель:
- У человека тоже физические силы неисчерпаемы, поэтому предлагаю вам отдохнуть.

IV.ФизминуткаКак приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)
V. Работа по теме урока.Учитель.
- Свою точку зрения выскажут экологи. Они приготовили для вас сказку о реке.
Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)
Чтение подготовленными учениками.
1 ученик. Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 4) Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе.
2 ученик. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Приложение 1. Слайд 5) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 6, 7, 8, 9,10)Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 11,12) 3 ученик. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 13) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 14)4 ученик. Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 15) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 16) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 17) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 1, 19, 20,21) Совсем заболела Река.5 ученик. “Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 22)А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. (Слайд23) Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…(Слайд 24)Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.
6 ученик. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайд 26)И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
2) Обсуждение сказки.
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?
-Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?
- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?
- Как вы думаете, как могла бы закончиться эта сказка?
- Хотите узнать, как она закончилась на самом деле?
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?
- Как люди нашего посёлка относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?
- Давайте посмотрим на эти фотографии. Это водоёмы нашего посёлка. Как вы думаете, в каком состоянии они находятся?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы помочь нашим водоёмам?
Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
VI. Беседа об охране воды.
Учитель.
– Да, ребята, чистую воду надо беречь.
– В мире есть места, где пресной воды очень мало, например, районы Южной Азии, Африки, Индии, Китая. В России есть города, где вода подаётся по часам.Нехватка чистой пресной воды ведёт к экологической катастрофе.
- Всем нам необходимо помнить и соблюдать правила поведения в природе.
- Посмотрите на этот запрещающий знак?
- О чём он нам сообщает?
- Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?
Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибали болезнетворные микробы.
У нас в посёлке производят промывку трубопроводов и водопроводных труб. После этих действий вода течет грязная, ржавая. Ее необходимо отфильтровать, или по крайней мере, кипятить и только после этого можно пить.
VII. Работа по теме урока.
Учитель:
Есть вопрос у синоптиков.
- Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (Можно промокнуть и заболеть)
1 ученик. В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гулять под дождем стало небезопасным.
2 ученик. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной кислоты.
3 ученик. Посмотрим на рисунок (на доске). Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства.
4 ученик. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Затем из облаков пойдет дождь и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.
5 ученик. Кислотные дожди приносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.
6 ученик. В Канаде из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии из-за кислотных дождей исчезла рыба. Кислотные дожди разъедают не только все живое но и сооружения из металла (мосты, самолеты).
Учитель. 
- А теперь давайте подведем итоги нашего урока и сформулируем правила бережного отношения к воде.
Ученики.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Мы сформулировали 6 правил. Вы обязательно расскажите о них своим родителям, знакомым, друзьям. Если каждый из нас, взрослые и дети, будут выполнять эти простые правила, мы действительно сможем экономить воду. И тем самым внесём свой меленький вклад в сохранение жизни на Земле.
VIII. Работа по группам.
- У вас на партах лежат листочки. Придумайте и нарисуйте знак, который будет напоминать людям, что вода – это богатство земли и её надо беречь и экономить.
IX. Домашнее задание: тетрадь задание 2 , с.35
Х. Итог урока.
– Вернёмся к девизу нашего урока «Учись доброму, худое на ум не придёт!»
– Чему доброму мы научились? (Беречь и охранять воду от бытового мусора, а с этим мы сбережём своё здоровье)
– Наша природа настолько беззащитна и ранима, и от нас с вами зависит насколько красива будет наша планета.
Ученик:
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
– Я хочу закончить наш урок такими словами: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
– Спасибо за работу на уроке. Особенно хочу отметить... Урок окончен.
Литература:
Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы
природопользования. - М., 2005.
Горелов А.А. Экология.- М., 2002.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2001.
Марков Ю.Г. Социальная экология. – Новосибирск, 2004.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М., 2005.
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс.- Москва , 2013.