Статья на тему Методы обучения и управление познавательной деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта при профессиональной подготовке.


Л.А. Григорьева
Преподаватель спец. дисциплин и модулей,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «ЧТТЛП», г. Челябинск
Методы обучения и управление познавательной деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта при профессиональной подготовке.
Учреждение НПО является государственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Главной задачей учреждения НПО является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения образовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении НПО регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.
Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта исторически привлекала внимание большого количества учёных и практиков в связи с её высокой значимостью в деле адаптации и социализации данной категории учащихся в самостоятельной жизни (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, А.А.Гнатюк, Г.М.Дульнев, Е.А.Ковалева, В.В.Коркунов, C.JL Мирский, В.А.Шинкаренко и др).
Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т.д. (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Ж.И. Шиф и др.).
Таким образом, в процессе профессиональной подготовке обучающихся с нарушением интеллекта необходимо применять специальные методы обучения, направленные на повышение эффективности и совершенствования профессионального образования данной категории лиц с ограниченными возможностями.
Огромную роль в учебном процессе при профессиональной подготовке играет умение преподавателя чётко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с обучащимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.
Метод (от греч.) — «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы преподавателя (мастера производственного обучения) с обучащимися (учащимися учреждений НПО), позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Система методов профессионального обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники, технологии. Объективными предпосылками этого процесса в настоящее время является изменение содержания и характера труда рабочих многих профессий в связи с ускорением темпов комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем практика доказала: ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в профессиональном обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов — ни один из них не является универсальным. Выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими условиями:
·    цели данного занятия;
·    особенности содержания изучаемой темы;
·    возможности мастера и уровень развития группы;
·    условия обучения.
Целью коррекционной работы преподавателя при профессиональной подготовке обучающихся с нарушением интеллекта является формирование доступных знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи. При организации коррекционной работы на уроках профессионального обучения преподавателю следует помнить высказывание Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития». Нельзя оценивать возможности ребёнка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве с взрослым. Преподавателю профессионального обучения особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Поддерживать позитивное отношение у учащихся к предмету необходимо путём постоянного развития познавательной деятельности.
Рассмотрим определение и сущность понятия «познавательная деятельность».
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. В своё время Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путём новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
  Познавательная деятельность у обучающихся с нарушением интеллекта формируется с трудом. Они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются при изучении теоретического материала, а также при выполнении сложной практической работы или в процессе первоначального знакомства с приёмами работы. Поэтому преподаватель определяет дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, предусматривает смену различных видов деятельности. Формирование познавательной деятельности происходит наиболее эффективно в том случае, если оно осуществляется поэтапно, в три этапа:
1. Подготовка почвы предполагает обеспечение материальных условий, создания запаса знаний и умений.
2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности:
a) Пробуждение положительных переживаний, связанных с предметом, с деятельностью и лицами в ней участвующими.
b) Раскрытие значения предмета, личного и общественного смысла деятельности.
3. Специально организованная деятельность, которая пробуждает у обучащихся познавательную активность.
Формирование и управление познавательной деятельностью обучающегося с нарушением интеллекта при профессиональном обучении требует от преподавателя творческого подхода к организации учебного процесса.
 Творческий потенциал преподавателя включает признаки творческой личности, а именно:
способность замечать и формулировать альтернативы;
подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;
избегать поверхностных формулировок;
умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности;
 увидеть перспективу;
 способность отказаться от ориентации на авторитеты;
умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между преподавателем и учеником и в коллективе между обучающимися, где каждый признается активным субъектом собственной жизни и деятельности.
В процессе профессиональной подготовке обучающихся с нарушением интеллекта важна поддержка, участие, интерес и внимание преподавателя к его делам и проблемам.
Поэтому современному преподавателю для повышения эффективности и совершенствования профессионального образования очень важно использовать оптимальные методы обучения с целью управления познавательной деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта.
Список использованных источников:
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. М.: Серия фило- софских наук, 1998.
Безюлева, Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью Текст. : метод, рекомендации / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Панынина. М. : Центр НОУ ИСОМ, 2003
Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Иванов В.Г. Развитие и воспитание интереса старших школьников. Л.: Изд- во ЛГУ, 1959.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969.
Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8
Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006.
Патракеев В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекци- онных) образовательных учреждениях VIII вида: Пос. для уч. М.: Владос,2003.
Старобина, Е. М. Особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии Текст. : обзор, информ. / Е. М. Старобина, Ю. В. Рысев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. М., 1998. - Вып. 5.
Шадриков, В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.