Проект Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках физики в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы


Проект
«Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках физики в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы»
МКОУ «Вечерняя школа № 4 г. Йошкар-Олы»
Учитель физики Казакова Ольга Владимировна
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.
Началом работы по теме стало проведение диагностики обучающихся по определению исходного уровня мотивации (используются методики «Наши отношения», А.А. Андреева и Е.Н. Степанова, социометрия,) учебной деятельности.
Результаты диагностики

Из диаграммы видно, что значительная часть школьников занимает в учебном процессе пассивную роль. Это привело к зарождению данного проекта.
Работая в школе, заметила, что у большинства учащихся 7-9 классов вечерней школы наблюдается низкий уровень учебной мотивации, отрицательное отношение к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нацеленность на отметку. Мотивация к изучению предмета у таких учащихся недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении физики они сталкиваются со значительными трудностями  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления и неадекватности поведения.
Как повысить мотивацию школьников к изучению физики? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя в средней ступени.

Поэтому целью представленного проекта является формирование положительной мотивации к изучению физики в условиях вечерней общеобразовательной школы.
Объект исследования: учебный процесс 7-9 классов в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Предмет исследования: дифференцированное обучение на уроках физики.
Этапы реализации проекта
Исследование проводилось в период с сентября 2014 г. по апрель 2016 г. и состояло из нескольких этапов:
Подготовительный сентябрь 20140 – ноябрь 2014г теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений.
Изучение и анализ материалов по теме проекта. Уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. (ноябрь 2014-декабрь 2014)
Основной январь 2015– январь 2016 г. практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся физике, разработка дифференцированных заданий по предмету. Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, разноуровневых заданий, ИКТ.
Заключительный февраль 2016 – апрель 2016 г. уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Подведение итогов, анализ результатов, выступление на школьном МО учителей естественно-математического цикла.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня учебной мотивации;
снижение уровня тревожности при изучении физики;
повышение качества обучения.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения физике.
Используя специальные диагностические методики в тесном сотрудничестве с психологом школы выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению физики в условиях вечерней школы.
Проверить эффективность предложенных средств на практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Использование современных образовательных технологий, форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию мотивации учения.
Ведение мониторинга результатов обучения.
Актуальность проекта
Данная проблема представляется мне актуальной, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию индивидуальных способностей обучающихся, формированию личности, способной к творческому самоопределению в обществе.
В недалёком прошлом учителю в учебном процессе отводилась главенствующая роль информатора, а учащимся - запоминать рассказы учителя и сведения, прочитанные в учебниках. Оценка учебной деятельности сводилась к приоритету знаниевого компонента, что привело к практике выучивания готовых ответов на билеты, изложенных в учебной литературе. Отсюда падение интереса учащихся к предметам, в том числе к физике.
Как повысить интерес к предмету? Как обеспечить усвоение материала всеми учениками? Как предупредить неуспеваемость? Как добиться результативности и при этом сохранить и укрепить здоровье школьника?
Один из путей решения данных проблем – применение на уроках современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.
Построение процесса обучения специально ориентированного на развитие индивидуальных качеств личности принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере с ним отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет ошибки и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Данный опыт позволил повысить интерес школьников к предмету, активизировать их познавательную деятельность, помог сделать учение социально значимым.
Изучение данной темы позволило мне повысить результаты своей работы, помочь учащимся проявить свои способности.
В ходе работы над проектом мною были прочитаны и проанализированы статьи, научно-популярная литература. Изучив педагогическую литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что для организации дифференцированного подхода учителю необходимо иметь представление об особенностях мыслительной деятельности учащихся; о путях развития мышления; уметь оценивать уровень развития учащихся; уметь оказывать помощь разной меры при затруднениях учеников; владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) – продуктивные задания и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом учащимся с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
По результатам диагностики по уровню обученности и уровню способностей были созданы гомогенные группы трёх уровней:
1-я группа - базовый в составе 9 учащихся;
2-я группа - продуктивный в составе 4 человек;
3-я группа - творческий в составе 2 человек.
Перед каждой группой были поставлены задачи:
Уровни сложности Задачи Методы, приёмы организации деятельности Способы решения
Репродуктивный Ликвидация пробелов в знаниях, развитие навыков осуществлять самостоятель-ную деятельность по образцу, воспроизводить изученный материал, достижение обяза-тельного уровня усвоения знаний и способов деятельностиТрадиционные задания, содержащие подсказку Работа по образцу, воспроизведение знаний
Продуктивный Ликвидация пробелов в знаниях, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, достижение более высокого уровня. Частично-поисковый метод
(содержит незначительную подсказку) Анализ, классификация, систематизация знаний.
Творческий Расширение и углубление знаний, формирование умения использовать знания в нетрадиционной ситуации, развитие умения самос-тоятельно работать с научно-популярной литературой Проблемный метод Конструирование, интерпретация, критический анализ, поисковая деятельность.
К первой группе относятся учащиеся с низкой успеваемостью, неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Учащимся этой группы свойственна инертность мышления, склонность либо к дословному запоминанию текста либо только к его прочтению, у них отсутствует желание или настойчивость в овладении знаниями, особенно в достижении конкретных результатов (не получилась сразу задача – бросил или списал).
Ко второй группе относятся учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, владеющие умозаключениями, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы. Однако у этих учащихся часто наблюдается инертность аналитико-синтетической деятельности мышления, неспособность перестроить ход мысли. При решении задач учащиеся этой группы не стремятся к рациональному, экономному и простому их решению. К этой же группе относятся учащиеся, быстро воспринимающие теоретический материал, но не умеющие применить теорию в практической ситуации и испытывающие затруднения при решении задач с техническим содержанием.
В третью группу входят учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нестандартное решения, сочетающие знание теории с умением применять ее в решении практических задач.
Состав группы является условным, любой ученик из 1 группы может перейти в 2 или в 3 группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если у него появились пробелы в знаниях или он не справляется с темпом продвижения группы.
Дифференцированный подход в учебном процессе есть особый подход учителя к различным группам учеников или к отдельным ученикам, заключающийся в организации различной по содержанию, объему, сложности, методам и приемам учебной работы.
При организации дифференцированного обучения применяю следующие методы и формы организации учебной работы:
При изучении теории
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I группа II группа III группа
Лекционно излагает материал Предлагается повторить ответ товарища (особенно в важных моментах), привести свой пример.
Участвуют в беседе по ходу лекции
Формирует вопросы для изучения темы Начинают отвечать на вопросы Дополняют, исправляют ответы. Делают выводы, обобщают.
Организует работу учеников работают над параг-рафом, находят и зачитывают определение из учебника, приводят примеры из учебника
Выписывают теоретический материал, подбирают примеры, формулируют вопросы Подбирают примеры из жизни
При отработке практических навыков
I группа II группа III группа
Работают под контролем учителя Один из учащихся выполняет предложенное задание у доски Работают самостоятельно
Выполнение заданий по образцу Выполнение задания по рассмотренному алгоритму Под руководством учителя рассматривают сложные моменты в задании, затем самостоятельно заканчивают его
Отработка алгоритма выполнения задания вместе с учителем Самостоятельно работают (ответы даны) Самостоятельное выполнение упражнений, затем проверка по слайду
При проверке домашнего задания
I группа II группа III группа
Выполняет самостоятельную работу аналогичную домашнему заданию (самопроверка по слайду) Выполняет практическую работу. Выполняет творческую работу
При организации тематического контроля
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I группа II группа III группа
Подготовка необходимых материалов Знание основных формул, определений, задания стандарта Отвечает на вопросы теории, выполняет практическую работу Выполняет творческое задание
Проверка и оценивание выполненной работы Разные виды физических диктантов, решает задачи по образцу Отвечает на вопросы теории, выполняет практическую работу. решает задачи среднего уровня Выполняет задания повышенного уровня сложности
Следует отметить, что на всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.
В целях повышения мотивации учащихся к предмету применяю два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. Задания составляю в трех вариантах. Первый вариант содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Во втором варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса. И в третьем варианте задания, выполнение которых требует применение нестандартных приемов.
Как показала практика, дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока физики.
Приведу несколько примеров дифференцированного подхода к обучающимся вечерней школы.
Дифференцированный подход при изучение новой темы
Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов - дифференцированного и проблемного.
Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:
Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;
При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;
Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
Ставлю перед учащимися проблемные задачи.
Тема «Электризация тел». (эпизод урока)
Ситуация (общая)
На металлический изолированный шар «упало» 1000 электронов.
Задание-вопрос первого уровня (на узнавание):
Зарядится ли при этом шар?
Задание-вопрос второго уровня (на установление причины появления электрического заряда на шаре, на расчет этого заряда):
Что произойдет с шаром и по какой причине?
Какой заряд получит шар (его знак и значение)?
Задание-вопрос третьего уровня (на понимание измененной ситуации в связи с попаданием на шар электронов, решение задач, требующих знания дополнительных данных об электроне):
Изменятся ли: а) заряд шара, б) его масса?
Если изменятся, то как?
Если не изменятся, то почему?
Диагностико - коррекционное задание.
Диагностико-коррекционное занятие – важнейший структурный элемент технологической линии изучения конкретной темы учебного предмета на этапе перехода к личностно – деятельностному обучению. Основными функциями такого занятия являются: обеспечение своевременной коррекции деятельности учения каждого учащегося класса, без которой невозможно достижение планируемых результатов;Тема: «Архимедова сила» (эпизод урока)
карточка составлена для уровня группы 2. 1 .Сила, выталкивающая тело из жидкости, возникает потому, что...A) сила давления жидкости на нижние участки тела больше, чем на верхние;Б) плотность жидкости не равна плотности тела;B) сила тяжести, действующая на тело, в жидкости меньше, чем в воздухе.5431790349252. Брусок в случае, показанном на рисунке, если его опустить...A) утонет; Б) всплывёт; B) будет плавать внутри жидкости.
3. Вес детали в воздухе 10Н. Определите её вес в машинном масле, если архимедова сила, действующая в масле, равна 2Н:А) 12 Н Б) 8 Н В) 8 Па4. Чему равна выталкивающая сила, действующая на тело объёмом 0,5 м 35174615147320А) 5кН Б) 0,5 Н В) 0,5 кН5. В жидкость погружены три разных по объёму алюминиевых цилиндра. Наибольшая выталкивающая сила будет действовать на цилиндр...
А) 1 Б) 2 В) 36. На теплоход действует архимедова сила 20 МН. Он погружен в воду до ватерлинии. Сила тяжести, действующая на этот теплоход...
А) больше 20 МН Б) намного больше 20 МН В)20МН
7. Под «осадкой судна» понимают...А) вес вытесненной воды Б) глубина погружения плавающего судна
В) выталкивающая сила, действующая на судно
8. Для наполнения аэростата пригоден...А) углекислый газ Б) только водород В) любой газ, плотность которого меньше плотности воздухаЧтобы применить дифференцированный подход для уровня группы 1 дополнительно выдается карта коррекции. Если обучающий из группы 2 не может самостоятельно решить тест ему предлагается так же карта коррекции.
Для группы 3 коррекционная карточка не выдается.
Дифференцированный подход при оценивании теоретического материала
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме. Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую разноуровневые карточки–задания для самостоятельного выполнения.
Каждая карточка–задание состоит из трёх уровней:
уровень группы 1 – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
уровень группы 2 – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
уровень группы 3 – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
Тема «Электризация тел. Два вида электрических зарядов» (эпизод урока)
уровень группы 1
1. Стеклянную палочку потерли о шелковую ткань. Выберите правильное утверждение.
А. При трении возникают новые заряженные частицы.
Б. Положительно заряженные частицы перешли с ткани на палочку.
В. Заряды, приобретенные палочкой и тканью, разного знака.
2. Наэлектризованной эбонитовой палочкой прикоснулись к небольшому кусочку фольги. Выберите правильное утверждение.
А. Фольга стала притягиваться к палочке.
Б. Фольга приобрела заряд того же знака, что и палочка.
В. Суммарный заряд палочки и фольги уменьшился.
3. К шарику электроскопа прикоснулись отрицательно заряженной эбонитовой палочкой. Выберите правильное утверждение.
А. Стрелка заряженного электроскопа отталкивается от стержня.
Б. Общий заряд палочки и электроскопа увеличился.
В. Электроскоп приобрел положительный заряд.
уровень группы 2
1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.
2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.
3. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
4. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
5. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
уровень группы 3
1. Что можно сказать о зарядах данных шариков? (см. рис.)
567944012788902. Почему ворсинки и пыль прилипают к одежде при чистке ее волосяной щеткой? Почему, если щетка слегка влажная, этого не происходит?
3. Как заряжена палочка? Пунктиром показано первоначальное положение листочков (см. рис.).
4. Обязательно ли для электризации тел тереть их друг об друга? Можно ли наэлектризовать тела иначе? Ответ поясните.
Дифференцированный подход при организации тематического контроля знаний
Дифференцированно провожу и контроль усвоения материала. Контрольные и самостоятельные работы составляю разноуровневые на три варианта. Вариант I рассчитываю на слабо подготовленных учащихся. Главная задача - проверить степень усвоения обязательного уровня, определенного стандартом образования. Вариант II и III усложняю: наряду с заданиями, направленными на проверку основных умений, в них содержатся задания, требующие логического мышления, комбинированные задачи и задания на сообразительность и внимание. Иногда, в зависимости от конкретного материала, провожу контрольные работы по-другому. В I и II вариантах даю пять заданий. Первые три - на проверку обязательного уровня - на оценку <3>, четвертое задание, требующее дополнительных знаний - на <4> , пятое задание, требующее не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода - на оценку <5>. Такие задания включаю в каждую контрольную работу. Это дает возможность правильно оценить знания учащихся, судить об их возможностях, сформированных умениях и навыках, способов деятельности.
Контрольная работа в 7 классе по теме: «Строение вещества»
(эпизод урока)
Почему твердые тела трудно растянуть или разломать?
Раскройте механизм распространения запаха. Почему мы не чувствуем запаха внесенного в комнату эфира или одеколона сразу?
Почему газы сравнительно легко сжимаются? Задание на «3»
В чем заключается явление смачивания твердого тела жидкостью с точки зрения молекулярной теории вещества? Задание на «4»
Задание на «5».
Прочитайте текст и письменно ответьте на вопрос:
Началась эта история в 1827 году. Почтенный хранитель ботанического отдела Британского музея оторвал взгляд от окуляра микроскопа, куда он поместил предметное стеклышко с капелькой воды, с размешанной в ней пыльцой цветов, и констатировал: «Опять то же!» В ярко освещенном поле зрения прибора взад и вперед сновали темные точки. Те, что покрупнее, двигались медленнее, не спеша меняли направление. Более мелкие – скакали беспорядочно, случайно, бросаясь из стороны в сторону. Ученый добросовестно исследовал открытое явление. Он повторял опыт с частичками глины, размешанными в воде – частицы глины не уступали в резвости пыльце. Также ученый обнаружил, что в горячей воде частицы скачут быстрее, чем в холодной, и, что движение частиц не зависит от лондонских кэбов, громыхающих по мостовой...
О каком явлении идет речь в тексте?
Кто этот ученый?
Какой факт доказывает данное явление?
Почему движение частиц в горячей воде быстрее?
Почему более крупные частицы двигались медленнее, чем более мелкие?
Дифференцированный подход при выполнения домашнего задания
Домашнее задание задается разной сложности, ученик сам выбирает себе задание, но хотя бы один пример из номера с легким заданием должен быть сделан для отработки практических навыков. Учащиеся со слабыми знаниями по желанию могут тоже выполнять задания повышенной сложности. Это позволяет учителю сделать следующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее
Домашнее задание к уроку по теме: "Количество теплоты" (8 класс) (эпизод урока)
Обязательно:
1. § 7; Найти в тексте ответы на вопросы 3,4,5 и записать их в тетрадь.
2. Выполнить упражнения:
8 кДж=...Дж; 7000 Дж=...кДж; 3150 Дж=...кДж.12,З кДж=...Дж; 108 Дж=...кДж; 0,04 кДж=...Дж;
Желающим:
Прочесть § 7 и ответить устно на остальные вопросы к нему.
Индивидуально:
Подготовить сообщение о применение теплообмена в жизни человека.
Применение технологии уровневой дифференциации способствовало формированию у школьников самостоятельности, развитию следующих показателей:
разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.
дифференцированные задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного упражнения. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за выполнение упражнений более высокого уровня.
способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию их способностей, созданию положительной мотивации к учению.
способствуют повышению интереса к учению.
способствуют повышению грамотности письма, развитию речи обучающихся.
Результативность:
Результаты анкетирования, направленного на определение отношения к учебному предмету физика на начало и конец исследования, дали следующие результаты.
В ходе проекта можно заметить, что увеличилось количество учащихся, испытывающих интерес к физике и понизилось число обучающихся, которые не проявляют интереса или имеют нейтральное отношение к этому предмету. Наличие учащихся, которые не проявляют интереса к физике или нейтрально относятся к этому предмету можно объяснить следующим:
Прибытие учащихся с неудовлетворительными отметками по физики из других школ города;
Несформированность у подростков общеучебных умений и навыков;
Частые пропуски уроков.
Диагностика уровня эмоционального состояния учащихся на уроках физики (уровень тревожности)

По результатам диагностики уровня школьной тревожности на уроках физики обучающихся 8б класса за 2 года обучения:
в 2014-2015 уч. году количество обучающихся с низким и высоким уровнем тревожности снизилось, а со средним уровнем увеличилось, т. о. можно сделать вывод, что ученики стали комфортнее чувствовать себя на уроке.
Это произошло благодаря созданию благоприятного климата в классах, адекватного отношения ко всем подросткам, системе поощрений за малейшие успехи, сочувствию и сопереживанию неудач, деловой атмосфере на уроках.
Вывод: дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению школьников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации. Удачное сочетание методов и форм дифференцированного обучения, совершенствование способов организации учебной деятельности при дифференцированном подходе позволяют:
повышать мотивацию учащихся к изучению физики;
мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
формировать большинство учебных навыков;
организовать учебную деятельность ученика;
создавать благоприятный психологический климат;
развивать самостоятельность в выполнении упражнений;
повышать качество обучения.