Развитие познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу при изучении химии в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы
Управление образования администрации Старооскольского городского округаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов«Старооскольского городского института усовершенствования учителей» Автор опыта: Воронцова Лидия Николаевна,учитель химии, МБВСОУ «ОСОШ № 35» АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Основные идеи ФГОС — формирование и развитие универсальных учебных действий.Важнейшая задача современной системы образования — «научить учиться». При переходе на новые стандарты образования возникает много неразрешенных вопросов. Открытая школа служит сегодня важным звеном в общеобразовательной системе, поддерживающим в определенной степени ее стабильность, преемственность и позволяющим включить человека, желающего получить среднее полное образование, в процесс учебы. Помочь в этом — крайне необходимо в современной жизни Противоречия ▪ между высокими современными требованиями к изучению химии и недостаточным базовым уровнем знаний учащихся; ▪ между программными требованиями по предмету и тематическим наполнением учебно-методического комплекта по химии для открытых (сменных) школ. Решение противоречий Организация самостоятельной работы как средства борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. Достижение высокого уровня самостоятельности ученика за время учебы в школе, (умение справляться с разными заданиями, добывать новые знания в процессе решения школьных задач). Проблемы опыта Выбор эффективных методов и приемов для развития познавательной деятельности через самостоятельную работу. Целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу позволит:▪ поддерживать интерес учащихся к предмету химии;▪ практически реализовать полученные знания и умения;▪ развить творческий потенциал учащихся;▪ выработать устойчивые навыки самостоятельной работы. Ведущая педагогическая идея опыта Создание необходимых условий для повышения эффективности обучения химии в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы.Основная цель опыта Развитие познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу при изучении химии в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы.Задачи, способствующие достижению данной цели:▪ формирование личности, обладающей современным уровнем знаний по химии, способной к самосовершенствованию, саморазвитию и самостоятельной деятельности.▪ развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, формирование своего мировоззрения;▪ научить школьников самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Работа над опытом ведется на протяжении 4 лет. Первый этап начальный (констатирующий): сентябрь–октябрь 2009 год, обнаружение проблемы, проведение диагностики. Второй этап — основной (формирующий): 2009–2013 года, внедрение в практику методов и приемов, способствующих развитию навыков самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Третий этап — заключительный (контрольный): май 2013 года, подведение итогов по реализации опыта, анализ деятельности. Длительность работы над опытом ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ ОПЫТА Н.К. Крупская указывала, что в школе для взрослых необходимо, прежде всего, обращать внимание на тесную увязку всей учебы с самостоятельной работой, «...чтобы взрослый мог пройти всю программу, ему надо с самого начала работать самостоятельно. Вооружить его умениями самостоятельно работать — это задача каждого преподавателя». Теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, служит основой для активизации самостоятельной деятельности школьников. Она считает, что в учебном процессе познавательная деятельность ученика — это процесс перехода учащихся от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания . Шамова Т. И. подчеркивает, что во всех моментах учебного познания особое место занимает самостоятельная деятельность учащихся. От степени самостоятельности зависит глубина, сознательность и прочность усвоения знаний . ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ ОПЫТА По мнению Русских Г.А., на современном уроке учитель организует и управляет самостоятельной познавательной деятельностью учеников, то есть помогает им определить цель деятельности, пути её достижения, способы учебной работы, приёмы самоанализа и самопроверки результатов работы. Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий деятельности в процессе решения различных задач . НОВИЗНА ОПЫТА Применение в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы системы обучения, основанной на активизации самостоятельной работы, направленной на формирование личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Применение данного опыта возможно при использовании рекомендованных Минобрнауки учебно-методических комплексов по химии в общеобразовательных учреждениях любого типа Системность в работе педагога, оптимальность выбора форм и методов работы Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю, который▪ продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс;▪ определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, её место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы;▪ обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством её выполнения;▪ изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. «Нефть — природы дар бесценный» В ходе нашего урока ученики 10 класса получают ответ на такой важный вопрос, как: Почему нефть так важна для человека, и мы назвали ее «бесценным даром природы»? Нефть везде и нефть повсюду,Королева наших дней.Это истинное чудо –Ты знаком отлично с ней! Доклады и презентации1. Тайны происхождения нефти.2. Нефтяные месторождения в России3. Экологические последствия нефтяного загрязнения Лабораторный опыт«Исследуем свойства нефти» Заполнение таблиц, составление схемы-конспекта Работа с тестами в игре «ДА и НЕТ» Карточка – инструкция № 1 к уроку «Ацетиленовые углеводороды (алкины)» 1. Прочитайте соответствующий параграф учебника и подготовьте устные ответы на вопросы:▪ Какова общая формула алкинов?▪ Что общего в строении их молекул?▪ Как называют алкины?▪ Какие виды изомерии характерны для алкинов? Составьте в тетради схему, отражающую виды изомерии алкинов.2. Напишите молекулярные и структурные формулы первых четырех членов гомологического ряда алкинов, включая изомеры бутина и дентина. Назовите все вещества.3. По схемам составьте уравнения реакций:а) С2Н2+ Вг2 →; б) С2Н2 + O2→; в) С3Н4 + Н2 →; г) С2Н2 +НС1→.К какому типу относят реакции, выраженные уравнениями а, б, в, г? СаС2 + Н20→ 4. Какими способами получают ацетилен? Напишите уравнение реакции.5. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: Какие химические реакции протекают в приборе, изображенном на рисунке? Напишите уравнения этих реакций.6. Составьте схему, отражающую практическое применение ацетилена. Карточка – инструкция № 2.Лабораторный опыт «Получение и свойства ацетилена» Цель работы: на основе лабораторного опыта получить ацетилен, исследовать его свойства.На столах учащихся: карбид кальция, вода, спички, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, штатив.Памятка по технике безопасности (на столах обучающихся).Ход работы1. Поместите в пробирку кусочек карбида кальция величиной со спичечную головку2. Залейте 1 мл воды, быстро вставьте газоотводную трубку и закрепите в штативе. 3. Подожгите выделяющийся газ. 4. Описание и результаты опыта занесите в таблицу: Что делаю Что наблюдаю Вывод 5. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок. 2) Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: CH4 → C2H2 → C2H4 Br Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» (10 класс) Ученики делятся на 5 групп: «Алканы», «Алкены», «Алкины», «Циклоалканы» и «Арены», каждой группе предлагаются индивидуальные задания на карточках. Например, задание группе «Алканы»: 1. Заполните колонку «Алканы» таблицы № 1 в тетради. Один ученик из группы заполняет колонку у доски. 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: А) С Н4 → С2Н2 → С2Н4 → С2Н5Br ↓ С6Н6 Б) С Н4 → → → С6Н5 NO2 3) Решите задачу. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащие углерода в котором 80 %, а водорода — 20 %, относительная плотность по водороду равна 15. Систематическое использование заданий, требующих самостоятельного обобщения знаний, активизирует процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, повышает качество знаний. Наибольшие возможности для формирования и развития самостоятельной деятельности при изучении химии дает лабораторный эксперимент. Систематическое использование заданий, требующих самостоятельного обобщения знаний, активизирует процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, повышает качество знаний. Интересны и познавательны для учеников исследовательские самостоятельные работы. Учащиеся приобретают новые знания и узнают новый способ действия. Цель занятия: формирование у учащихся представления о витаминах, их значении для организма; приобретение навыков исследовательской деятельности; побуждение учащихся к активным действиям по профилактике авитаминоза.Тема эксперимента: Определение витамина С в яблочном соке.Задача: исследовать содержание витамина С в натуральном яблочном соке и яблочном соке из упаковок йодометрическим способом. Задание: Вы купили в магазине яблочный сок своей любимой фирмы или яблоки. Определите, где содержится больше витамина С? Выполните опыт: Налейте в мерный цилиндр 8 мл воды и 2 мл яблочного сока, перелейте в колбу. Затем в каждую колбу влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям из пипетки (капли считайте) добавляйте 5 % раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания. Как только йод окислит аскорбиновую кислоту (витамин С), следующая его капля прореагирует с крахмалом, и раствор окрасится в синий цвет, не исчезающий в течение 10 секунд. Чем больше капель йода израсходовано, тем больше витамина С в растворе. Если в яблочном соке есть витамин С, то йод в его присутствии восстанавливается, и поэтому коричневый раствор йода обесцвечивается. Алгоритмы для организации самостоятельной работы по химии при заочной форме обучения Задание № 1. Введение. Прочитайте §§ 1, 2, 3.! Запомните. Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вещества - это то, из чего состоят физические тела. Вещества состоят из молекул, молекулы. Определенный вид атомов называют химическим элементом.Заполните таблицу № 1. Вещества простые и сложные Вещества Простые Сложные Вещества, которые образованы атомом……химического элемента, называются простыми. Вещества, которые образованы атомами ………….химических элементов, называются сложными. Например,…………….. Например,…………….. ! Запомните. Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, формы тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.Заполните таблицу № 2. Важнейшие физические свойства вещества (например, железо, медь, соль или вода), пользуясь справочниками Агрегатное состояние Цвет Запах Плотность Растворимость в воде Температура плавления и кипения Теплопроводность Электрическая проводимость Алгоритмы для организации самостоятельной работы по химии при заочной форме обучения ! ЗапомнитеЯвления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими или химическими реакциями.Вопросы к зачету:1. Что изучает химия? Каковы ее важнейшие задачи и значение?2. Чем отличаются понятия «вещество» и «тело»? Поясните примерами.3. Даны следующие понятия: «железо», «микрометр», «медь», «шестерня», «стекло», «ртуть», «алюминий», «нож», «сахар». Какие из них обозначают вещество, а какие предметы?4. Используя слово «кислород», составьте и запишите два предложения, в одном из которых речь шла бы о кислороде, как о простом веществе, а в другом как о химическом элементе?5. Выпишите названия простых веществ:а) вода; б) углекислый газ; в) ртуть; г) железо; д) поваренная соль6. Выпишите названия сложных веществ:а) сульфид железа; б) сера; в) оксид ртути; г) алюминий; д) медь; е) вода 7. Приведите несколько примеров хорошо известных вам физических и химических явлений.8. Приготовьте презентацию о жизни и деятельности ученых-химиков (по выбору) Алгоритмы для организации самостоятельной работы по химии при заочной форме обучения Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Прочитайте § 4.!Вставьте вместо точек нужные элементы. В периодической системе 7 периодов - это горизонтальные ряды.I. период включает в себя 2 элемента (водород Н и ……).II. период включает 8 элементов (от лития Li до ……).III. период включает 8 элементов (от натрия Na до……)Эти периоды называются МАЛЫМИ. Периоды IV, V, VI включают подва ряда элементов, IV и V периоды содержат…... элементов, VI - ….. элемента, VII - незавершенный.! Запомните. В периодической системе 8 групп. Группы — это вертикальные столбцы. Каждая группа состоит из двух подгрупп - главной и побочной. В главную группу входят элементы малых и больших периодов. В побочную подгруппу входят элементы больших периодов. ! Запомните. Состав сложных веществ изображается при помощи химических формул. Например, формула углекислого газа записывается С02 (читается «це - о - два»), означает, что одна молекула углекислого газа состоит из 1 атома углерода и 2 атомов кислорода. Запись 3С02 означает 3 молекулы углекислого газа, число «3» - коэффициент. Внеклассная работа по химии Конференции Вечера Конкурсы Викторины Обеспечение осознанного и прочного усвоения программного материала Организация самостоятельной деятельности учащегося очной и заочной формы обучения Формированиетрудолюбия и добросовестности Формированиеопыта творческой деятельности Положительные моменты в обучении Метод диагностики: тестирование «Изучения отношения к учебным предметам» (по методике Г.Н. Казанцевой). Диагностировались: ученики 8, 9, 10 классовРезультаты диагностики: Отношение 2009–2010 2010–2011 2011–2012 2012–2013 Отрицательное (не нравится) 38 % 36 % 19 % 0 % Нейтральное 33 % 34 % 23 % 19 % Положительное 29 % 30 % 58 % 81 % Об эффективности работы свидетельствует уровень усвоения учениками программного материала по химии в 10 классах за четыре года Учебный год Качество знаний 2009-2010 26% 2010-2011 27% 2011-2012 30% 2012-2013 36% САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ СПОСОБСТВУЕТ ТОМУ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ УСПЕШНО ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ, РАЗЛИЧНЫХ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ, ВИКТОРИНАХ №п/п ФИОученика Класс Год Название конкурса Место проведения 1. Пожаров Дмитрий 9 2012-2013 III Всероссийская дистанционная олимпиада по химии для 9 класса Центр развития мышления и интеллектаСамара№ D0331-0238444 Диплом победителя III степени 2. Грицова Виктория 9 2012-2013 III Всероссийская дистанционная олимпиада по химии для 9 класса Центр развития мышления и интеллектаСамара№ D0331-023908 Диплом победителя III степени 3. Викторова Диана 10 2013-2014 III Всероссийская дистанционная олимпиада по химии для 8-11классов Дистанционный образовательный портал «Продленка»серия ДШ-67-134050 I место 4. Кисель Виктория 10 2013-2014 III Всероссийская дистанционная олимпиада по химии для 8-11классов Дистанционный образовательный портал «Продленка»серия ДШ-67-134093 I место Самостоятельная работа на уроках и внеурочной деятельности позволяет качественно организовать процесс обучения учеников вечерней школы, а поступление в престижные учебные заведения страны являются достойным завершением химического образования в школе. Введение в традиционный учебный процесс разнообразных видов самостоятельных работ, направленных на развитие познавательной деятельности, в итоге активизируют процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для её самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Спасибо за внимание!