Практическая направленность процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся при изучении химии
Программа практической направленности процесса обучения и формирования положительной мотивации во внеклассной работе по химии.
Вся жизнь человека на сегодняшний день связана с химией. Мы получаем
продукты питания, одежду, лекарство, топливо, металлы и многое другое при помощи химических методов. Мы просто окружены химическими веществами и конечно должны знать, как они действуют, каким законам подчиняются
ИТАК:
ХИМИЯ
наука:
Овладение химическими знаниями
наша
Умение использовать вещества в
повседневной жизни
Понимание того, как и зачем человек использует химические вещества
Знание и умение защитить свое здоровье от воздей-
ствия химических веществ
Понимание физических, биологических законов природы
Понимание как местных, так и
глобальных экологических проблем, вызванных химическим
загрязнением
Формирование мировоззрения, правильной картины мира и осознание места человека в нем.
задача:
ЧТО ЭТО ДАСТ?
Таким образом, изучение этой науки очень важно, но дело в том, что химия изучает окружающий мир на микроуровне, поэтому для учеников остается чем-то абстрактным, далеким от жизни, трудным и сложным для понимания.
Поэтому учитель должен показать, что изучение веществ не так сложно как кажется, что это интересно и может пригодиться в повседневной жизни, а для этого необходимо сделать процесс обучения интересным и широко использовать разные виды внеклассной работы, что я и стараюсь сделать .
В учебном процессе как и многие учителя использую различные методы, как традиционные, так и нетрадиционные (игровые моменты, уроки-КВНы, путешествия, эстафеты, лекции, семинары и т.д.), но в учебном процессе все-таки основная задача- выработка учебных навыков, овладение определенной суммой знаний, поэтому игры, КВНы, викторины и тому подобное лучше использовать во внеклассной работе.
В учебном же процессе как можно чаще стараюсь создавать нестандартные ситуации и как можно более тесно связывать материал с повседневной жизнью. Например:
8кл. в начале изучения курса, прежде чем ответить на вопрос «Важное ли место занимает химия в жизни человека?» Учащимся было предложено написать мини-сочинение: « Как я прожил день, когда проснувшись однажды утром я понял, что все, что получено при помощи химических методов вдруг исчезло» Когда задаешь просто вопрос, ответы обычно бывают односложные, скучные, отсутствует интерес. При написании сочинения, дети оживляются, начинают думать, вспоминать что же нужно и как это получено. Здесь вспоминается все: что нужна одежда, спички, посуда, нужно где-то жить, на чем-то спать, чем-то чистить зубы и т.д.. И оказывается, что современный человек очень зависит от химического производства.
8кл.-- лабораторную работу «Знакомство с измерительными приборами» (мерный цилиндр, весы, градусник) мы проводим несколько нетрадиционно. Учащимся предлагается определить при помощи своих органов чувств объем и температуру выданной подогретой воды, вес тела (пробка, карандаш, резинка), а затем все это измерить при помощи мерного цилиндра, градусника, весов и сравнить показания. Дети приходят к выводу, что измерительные приборы более точные и поэтому в магазине отвешивают товар на весах, а не на глаз, и новорожденных детей купают в воде, которую измеряют градусником, а не рукой.
9кл. – при изучении жесткости воды, проводим лабораторный опыт по осаждению карбонатов, но на этом не останавливаемся и проводим расчеты выделившегося осадка на определенный объем воды. Затем приблизительно рассчитываем массу накипи, которая может накопиться за определенное время в чайнике, в трубах отопительной системы, в радиаторе автомобиля и т.д., что затрудняет теплоотдачу, ведет к лишним затратам энергии (что тоже можно рассчитать) и делаем соответствующие выводы.
Одной из важных форм внеклассной деятельности является экскурсия и, не смотря на то, что наша сельская школа удалена от химических производств,
я стараюсь использовать любую возможность для проведения экскурсии 9кл.- при изучении электролитов, организуем экскурсию в машинный двор, к аккумуляторщику, где он рассказывает, какими электролитами заливают аккумуляторы, как и зачем.
10-11кл.- при изучении жиров, обращаем внимание на их способность окисляться под действием света, и организуем экскурсию в магазин, где наблюдаем за способами упаковки и хранения продуктов, содержащих жиры. Отвечаем на вопросы: почему нельзя продукты, обжаренные на жиру, орехи, косметические средства, содержащие жирные вещества (губную помаду) помещать в прозрачную упаковку и хранить на освещенных стеллажах. Делаем выводы, о том, что неправильное хранение приводит к сокращению срока годности продуктов и косметических средств, а также приводит к накоплению в них вредных веществ.
10 – 11кл – при изучении органической химии, видим, что многие вещества используются для получения лекарств, многие сами являются лекарственными средствами. Чтобы более полно познакомиться с ними, узнать какими свойствами они обладают, как действуют, как правильно пользоваться и т.д., организуем экскурсию в медпункт.
Если рассматривать внеклассную работу, то здесь гораздо больше возможностей разнообразить процесс получения знаний, а значит и заинтересовать учеников.
Внеклассная работа по химии ведется в нескольких направлениях:
1. Разработаны факультативные курсы: « Пропедевтический курс по химии 7кл.» 34 часа, 1час в неделю. Введено с целью разгрузки основного курса 8кл.
Программа: 1.Из истории химии.
Знания о веществах древних людей. Химия в Древнем Египте,
Древней Греции и странах Востока. Средневековый период
алхимии. Атомно-молекулярное учение.
2.Что такое химия
Вещество. Вещество и тело. Физические и химические явления.
Многообразие веществ. Вещества в жизни человека.
Свойства веществ. Чистые вещества и смеси
Практические занятия
1. Плавление парафина. Сгибание стеклянных трубок.
2.Сжигание сахара.
3.Первоначальные химические понятия.
Атомы и молекулы. Химические знаки. Химические формулы.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная
масса.
Практические занятия
1. Изготовление карточек со знаками химических элементов
2. Работа по карточкам
4.Занимательная химия.
Загадки, ребусы, шарады, кроссворды - разгадывание,
составление.
5.Правила и приемы работы в хим. кабинете
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Озна-
комление учащихся с оборудованием, приборами, посудой
правила работы с ними.
Практические занятия.
1.Основные приемы лабораторных работ: измельчение, раство-
рение, нагревание, выпаривание, взвешивание. (3 часа)
2.Способы очистки веществ: фильтрование выпаривание, с помо-
щью магнита, делительной воронки. (2часа)
6.Простейшие вычисления
Вычисления относительной молекулярной массы. Расчеты по
химическим формулам.
2. «Химия вокруг нас» несет познавательную, исследовательскую
нагрузку 1ч в неделю, 34ч.
1.Химия в сельском хозяйстве
Агрохимия как наука. Почвы их развитие и разнообразие. Почва и
растения, их взаимное влияние друг на друга. Роль химических
элементов в жизнедеятельности растений. Минеральные и органи-
ческие удобрения. Состав, свойства, способы применения.
Практические занятия
Взятие почвенных образцов. Определение влажности. Опреде-
ление кислотности. Определение рН почвы. Определение азота в
растении. Определение азота в азотных удобрениях.
2.Вещество планетарного масштаба.
Вода- уникальнейшее вещество планеты. Особенность структуры
молекул воды. Энергоинформационные свойства воды. Вода-раст-
воритель. Климато- и рельефо- образующая роль воды.Вода ис-
точник жизни. Народно- хозяйственное значение воды.Истощение
запасов пресной воды. Проблемы загрязнения гидросферы.
Практические занятия
Анализ загрязненной воды. Методы очистки воды: отстаивание,
фильтрование, дистилляция.
3.Человек в соседстве с веществами.
Микроэлементы и здоровье. Пищевые продукты – языком химии.
Косметика, парфюмерия, бытовая химия – «за» и «против».
Роль полимеров и волокон в жизни человека. Вещества-лекари,
вещества-враги. Таблетки или природная аптека. Наркотики
или здоровый образ жизни.Экология и человек (проблемы, поиски,
решения)
Практические занятия
Написание докладов, рефератов на предложенные темы.
2. Работа кружка « Юный Химик ».
На занятиях кружка учащиеся занимаются различной деятель-
ностью:Слушают лекции по различным интересующим их темам
Сами готовят доклады и сообщения. Готовят материал к урокам
в виде тестов, наглядных пособий ( «Классы неорганических сое-
динений», «Кислоты»), создают картотеку химических элементов,
используя компьютер.
Под руководством учителя проводят лабораторные опыты как
программного характера, так и занимательные, например: полу-
чение Фараоновых змей, бесцветных чернил, выращивание крис-
таллов и т.д.
Решают задачи связанные с повседневной жизнью, например:
Вам надо удалить два свежих пятна подсолнеч-
- ного масла и йода. Можно ли удалить их физи-
ческим способом не прибегая к помощи химии?
Почему врачи-косметологи рекомендуют при
выпадении волос принимать внутрь очищенную
серу?
Для обработки клубней картофеля против гриб-
ных болезней применяют формалин, его разво-
дят в соотношении 1:80, расход рабочего раство-
Ра 30 л на 1 т картофеля. Сколько вам потребу-
ется формалина для обработки 2 мешков карто-
феля (около 100 кг.)? и др.
Отвечают на вопросы викторин и проводят их сами, например:
Викторина «Блиц-турнир по металлам»
1.Однородная система из нескольких металлов
2. Металл жидкий в обычных условиях.
3.Почему свеженадрезанное яблоко буреет? ....
4.Какой металл может болеть «чумой»? ...
5.На каком свойстве ртути основан процесс древ-
него золочения?
6.Назовите одно из семи чудес света, сделанное
из металла?
7.Как называется сплав меди с цинком?
8. Как в Древней Руси называли кроваво-красный
кристалл оксида алюминия ?...
9. Какой металл назван в честь острова?
10. Какой металл можно зажечь холодной водой? ..
11. Какое молоко не скиснет?...
12. Какой металл в древности называли «небес-
ной медью»?
13. Какой металл входит в состав хлорофилла?...
14. Какой металл защищает от рентгеновского
излучения?
15.Почему с течением времени картины темнеют?
16.Название какого металла переводится как «ут-
ренняя заря»?
17.Какой металл называли металлом консервной
банки?
18. Какой металл называют «металлом хирургов»?
(сплав, ртуть, из-за окисления железа, олово, обра-
зование амальгамы, Кутибская колонна в Индии,
латунь, яхонт, медь, калий, известковое-суспензия
гидрооксида кальция, железо, магний, свинец,
образуется сульфид свинца, золото, олово,
тантал).
3.Проведение недели химии:
1день Радиогазета или линейка «Старт в страну
химию.Открытие недели.
2день Лекторий- лекторская группа из учащихся
готовит и читает лекции в разных классах опреде-
ленной тематики, если неделя приурочена к какой
либо дате, или на разные темы дополняющие
учебный материал. «Из истории химии», «Химия
в быту» ит.д.
3день Устный журнал «Химия вокруг нас».
странички готовит ответственный класс или
каждый класс готовит свою страничку.
4день «Проверь себя» проведение КВНа, викторин,
олимпиады, отгадывание кроссвордов.
5день Общешкольный вечер, посвященный какой
либо теме «За здоровый образ жизни», «Нет нар-
котикам», «Вода - живая, животворная и вездесу-
щая», «Менделеев-знакомый и незнакомый» и др
В конце подводится итог недели.
4. Вечера химии по форме и тематике могут быть самыми разнообразными: несущими познавательную информацию, соревновательными, несущими какой-либо призыв и т.д. Например:
Вечер-КВН между командами 10 и 11кл
1. Выход и представление команд
2..Разминка
Ведущий задает каждой команде по 20 вопросов в быстром
темпе. За правильный ответ – 1балл.
3. Конкурс капитанов
Ведущий предлагает капитанам распознать 2 вещества по запаху
а) уксус и этанол б) ацетон и аммиак
Затем ведущий демонстрирует опыт «Дым без огня», капитанам
необходимо записать на бумаге названия и формулы веществ, взятых
для проведения опыта.
4.Задание командам «заколдованные растворы» нужно расколдовать.
Ведущий (или шаман, или колдун ) ставит 4 большие пробирки
или стакана) с прозрачными растворами и пошептав над ними
начинает сливать из первой во вторую (малиновая окраска), затем
из второй переливает в третью (обесцвечивается), из третьей в чет-
вертую (образуется белый осадок). Чтобы расколдовать, нужно
за определенное время записать на бумаге уравнения возможных
реакций.
5. Конкурс «Ты – мне, я – тебе «
команды обмениваются заранее приготовленными вопросами.
6. Конкурс Кроссвордов.
Каждая команда получает кроссворд, который нужно отгадать.
7.Экспериментальная заморочка
Каждая команда получает конверт с заданием
а) Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите его
наличие
б) Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите его
наличие.
Учитывается соблюдение т/б, правильность выполнения, объясне-
ние
8. Домашнее задание «Химическая сказка»
Командам было предложено инсценировать готовую сказку
или придумать и инсценировать свою.
Выбранное в начале вечера жюри подводит итоги, награждает победителей.
При проведении вечеров и других занятий часто используем
поэзию, например:
Металлургия!Химический рэп
1.Среди металлов самый славный, Знаком с ним школьник и студент. В тяжёлой индустрии главный, Важнейший древний элемент. Родился в огненной стихии, А сплав его течёт рекой,Важнее нет в металлургии Он нужен всей стране родной !
2.Типичен в сплавах, как металл, А соль его цветной кристалл,Который цвет легко меняет, Ожоги, раны заживляет. А вот оксид - чернее ночи,Но химикам он кстати очень,Когда в реакции вступает,Он хлор и кислород рождает !
3.Давно известна человекуОна тягуча и крепка.Ещё по бронзовому векуЗнакома в сплавах всем она.С горячей серной кислотоюДаёт нам синий купоросЧто может побелеть пороюКогда? Ответьте на вопрос !
4.Прошу назвать этот металл,Который в ряд важнейших встал,И удивленье в человеке Своими свойствами рождал.Из глины он в прошедшем векеДля нужд народов извлеченИ "серебром из глины" вскореОн был Девилем наречен !
5.Живёт обычно в керосинеИ бегает он по воде.В природе, в комнате, донынеСвободным нет его нигде.И пусть в солях его не видно,Желтеет пламя от негоИ можно вам из гидроксидаКак Дэви получить его !
15