Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относились к одному из наиболее актуальных направлений в отечественной педагогике 1960-1980-х гг. Появилось значительное количество прикладных методических разработок и, что особенно важно, в учебные программы всех предметов включили требования к деятельностным компонентам обучения – развитию умений школьников. Таким образом, можно говорить об определенном цикле теоретического рассмотрения и практического решения проблем активизации.
В современном школьном образовании решающее значение деятельностных аспектов подготовки школьников, им отводится важнейшее место на всех стадиях образовательного процесса – от целеполагания до аттестации. В стандарты и базовые программы входят требования как к базовому содержанию школьных курсов, так и к уровню подготовки школьников, их умению приобретать и применять знания. При создании и экспертизе учебников все большее внимание уделяется познавательному инструментарию, в особенности вопросам и заданиям. Разнообразными стали формы проведения занятий, а значит, и учебной работы школьников.
В связи с отмеченными обстоятельствами возникает вопрос: насколько актуальна в современных условиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся? При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать особенности современной образовательной ситуации. Важнейшая из них заключается в том, что в последние десятилетия существенно расширилось информационное пространство. Распространение компьютерной техники привело к появлению новых разновидностей учебных пособий и обучающих программ. В курсах истории, кроме того, произошло обновление и пополнение материала с привлечением значительного круга исторических источников, обусловленное развитием базовой науки, пересмотром прежних методологических подходов.
Таким образом, речь идет не только о количественном, но и о качественном расширении используемой в школьных курсах информации, что влечет за собой повышенные требования и к познавательной деятельности учащихся, и к организации учителем педагогического сопровождения учебной работы.
Все отмеченные факты дают основания для признания возрастающей актуальности в образовательном процессе вопросов о путях активизации познавательной деятельности школьников.
Проблема активизации познавательной деятельности школьников на современном этапе
Решающее значение при определении как целей, так и объекта активизации (т.е. содержания деятельности школьников)имеют сегодня государственные образовательные стандарты.
К педагогическим условиям, способствующим эффективной активизации познавательной деятельности учащихся, следует отнести:
Использование педагогом приемов активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса (целеполагание и мотивация; организация учебной работы; контроль и оценка результатов)
Связь приемов активизации с содержанием изучаемого материала;
Ориентацию на формирующуюся у учащихся совокупность общеучебных, логических, предметных умений (на основе требований образовательных стандартов);
Учет возрастных особенностей учащихся;
Дифференцированный, индивидуальный подход;
Использование комплексов познавательных задач для школьников.
Отмечая, что активизация как системное действие педагога предполагает обращение к основным этапам познавательной деятельности школьников, следует обратить внимание на установленную в дидактических исследованиях структуру самоуправления процесса учения. Ее основные компоненты:
Мотивационный
Ориентационный
Содержательно-операционный (описывающий систему ведущих знаний и способы учения)
Ценностно-волевой
Оценочный
Необходимым условием активизации познавательной деятельности школьников является учет их возрастных возможностей. В первую очередь речь идет об учащихся подросткового (10-15 лет) и юношеского (15-17 лет) возраста. Вместе с тем названные возрастные ступени, характеризующиеся различными физическими особенностями и возможностями, соотношением и уровнем умственной, трудовой, игровой деятельности и т.д., психологи подразделяют на отдельные группы (например, выделяют младший и старший подростковый возраст)
Учителю истории важно принимать во внимание, например, что пятиклассникам и шестиклассникам свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них, как правило, возникает интерес к личности человека, а затем к событиям, эпохе, в которой они происходили.
Семиклассников же начинает привлекать не только внешняя, но и внутренняя сторона факта: почему произошло, что стало потом и т.д. проявляется интерес и к духовному миру человека, к проблемам, непосредственно связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинают активно овладевать навыками рассуждения.
Учащимися 13-15 лет присуща большая, по сравнению с младшими подростками, способность к абстрактному мышлению. На этом этапе обучения развиваются умения выделять и группировать опорные факты и понятия, составлять тематический план, связывать новый материал с ранее изученным и т.д.
Следует учитывать, что перечисленные особенности отражают преимущественно типичные черты развития школьников. В действительности способности (память, мышление, воображение, самостоятельность и др.) учащихся даже в рамках одного класса не одинаковы. Поэтому важно учитывать уровень подготовки школьников – знаний и, в особенности, владения способами учебной деятельности.
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках истории”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
На уроках истории важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:
выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
готовить выступления перед товарищами в классе;
направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.
Приемы активизации познавательной деятельности
Поскольку активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие педагога и ученика, представляется необходимым соотносить приемы, которые использует учитель, прежде всего с этапами деятельности школьников. Хотя учитель разрабатывает эти приемы не в ходе урока, а на стадии педагогического проектирования, они рассматриваются в контексте учебной работы. Для каждого этапа указаны приоритетные приемы, некоторые из них, как, например, постановка проблемы, могут использоваться многократно.
Этап целеполагания
На этом этапе происходит:
Совместное обсуждение задач учебной работы
Создание проблемной ситуации, постановка проблемы
Выбор заданий
Подготовительно-организационный этап
На этом этапе происходит:
Обсуждение плана работы
Выработка алгоритма действий – совместное составление памяток
Этап выполнения учебной работы (содержательно-организационный)
Данный этап предполагает:
Постановку проблемы
Использование активных диалогических форм
Вариативность форм работы
Использование приема представления информационного блока
Использование приема персонификации и драматизации
Организацию игровых и ролевых ситуаций
Обращение к региональному, местному материалу
Для данного этапа особенно актуальным является суждение: «Чем самостоятельнее работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом». Учитывая этот тезис, педагог заранее планирует приемы активизации, которые «срабатывают» уже во время урока.
Этап проверки и оценки результатов
На этом этапе происходит:
Соотнесение результатов работы с планом, памяткой
Коллективное обсуждение полученных результатов
Самооценка .
Активизация деятельности учащихся на этом этапе работы требует специального внимания уже потому, что в школьной практике чаще всего указанные функции считаются прерогативой учителя. Между тем рефлексия, осмысление полученных результатов, достижений и недостатков, а также то, что психологи называют «завершающей мотивацией», необходимы именно как часть внутренней работы, «самодеятельности» учащихся.
С помощью каких приемов развиваются эти элементы деятельности школьников?
При изучении первых курсов истории в 5-6 классах элементы рефлексии, самооценки стимулируются учителем при выполнении большинства заданий, как связанных с поиском и преобразованием информации, так и творческих. При работе с источниками ставятся вопросы: Что нового вы узнали? Чему научились? Почему это важно? Следует отметить, что подобные вопросы нередко включаются в учебники по начальным курсам истории, давая тем самым ориентиры учителю.
Вводятся элементы алгоритмов для различных видов учебной работы в форме небольших памяток. Желательно, чтобы такие памятки обсуждались и принимались при участии класса. Это дает основание для последующего совместного рассмотрения учителем и учащимися полученных результатов, соотнесения их с намеченным ранее планом, алгоритмом работы. Итоги такого рассмотрения учитель может использовать для выявления возможных затруднений, коррекции учебной работы и индивидуализации учения школьников в соответствии с их познавательными возможностями.
Активизация учебной деятельности на этапе выполнения учебной работы
Проблемное обучение- использую не только при изложении материала, но и при работе с учебником (основным текстом , документами, иллюстрациями), разнообразными средствами обучения (включая компьютер)
В 5-7 классах ставлю проблему не ко всему изучаемому на уроке, а лишь к части, что обусловлено возрастными возможностями школьников. В то же время правильно выбранное задание, концентрируя активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить ее на весь материал урока.
Чередование форм урока. - создает оптимальные условия для активной деятельности школьников и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач. Исследователи доказали, что от услышанного на уроке у учащихся остается в памяти 10% содержания, от воспринятого через чтение -30%, от наблюдения какого-либо предмета или явления – 50%, от практических действий с учебным материалом – 90% содержания.
Работа с источниками опираюсь на материалы учебников. В пособиях для основной школы возрастает число документальных текстов и изобразительных материалов. В них включается большое количество цветных иллюстраций: репродукции картин, рисунков, портретов исторических деятелей; факсимиле документов, реконструкций; фотографии памятников архитектуры и быта и др. В учебниках приводятся также исторические карты, картосхемы, условно-графические иллюстрации. Таким образом, изобразительные материалы не просто сопровождают авторский текст, но дополняют и обогащают его, выступают как источник знаний, создают эмоциональное отношение к истории.
Персонификация и драматизация – эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся.
Персонификация, предполагающая обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных людей, помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений и т.д. Драматизация уместна там, где речь идет о поворотных событиях, в которых сталкивались как личные устремления людей, так и интересы различных этнических и социальных групп.
Игровые формы – это и ролевые ситуации, организуемые в форме игры и занимающие большую часть урока («путешествия», «экскурсии») и игровые соревнования («Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Найдите ошибки»)
Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует процессу воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.
Системная работа в этом направлении на уроках истории позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету.
¶ђЗаголовок 2¶ђЗаголовок 315