Конспект урока по окружающему миру (УМК Перспективная начальная школа) Берегите воду! 3 класс
Конспект урока по окружающему миру в классе по теме "Берегите воду!"
Цели урока:
1. Показать значение экологически чистой воды в природе и жизни
человека;
2. узнать рациональные способы использования воды, научить
экономно расходовать воду;
3. способствовать
активизации мыслительной деятельности
учащихся, расширению их кругозора, воспитанию бережного
отношения к природным ресурсам;
Оборудование:
Презентация, карточки, вырезанные листья деревьев.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний Слайд №1
Отгадав кроссворд, вы узнаете тему урока
Находятся высоко над землёй, образованы из капелек воды (облака)
При температуре ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Это явление бывает осенью и зимой (иней)
газообразное состояние воды (пар)
твёрдое состояние воды (лёд)
Это шарообразные частицы льда, состоящие из нескольких прозрачных ледяных слоев (град)
Эти облака находятся над землёй на высоте 1-2 км.
Специальный прибор для измерения температуры. (термометр). А какую жидкость используют в этом приборе? Какое свойство стало главным для использования этих жидкостей? (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении расширяется)
Как называется состояние, при котором происходит переход воды из жидкого состоянии в парообразное? (испарение)
Как называется процесс, при котором вода, испаряясь, превращается в пар, затем выпадает в виде различных осадков. Данный процесс повторятся заново.
Как назвать одним словом что это – дождь, град, снег? (осадки)
Как называются облака, несущие эти осадки? (дождевые) На какой высоте они образуются? (от 3 до 5км) А какие самые высокие? На какой высоте? 10 -12 км.
природа происхождения такая же, как у облаков, но находятся низко над землёй? (туман) Что ещё знаете о тумане?
III Тема и цели урока
- О чём пойдёт разговор? (О воде)
Тема урока звучит так
«Берегите воду»
- О воде вы знаем уже достаточно много. О чём мы ещё не говорили? (ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о воде как источнике жизни на нашей планете, об экономии и сбережении воды. Поэтому девизом нашего урока пусть станут слова С.Аксакова "Всё хорошо в природе, но вода – источник жизни"
- Ребята, скажите, а почему надо говорить на эту тему «Берегите воду» ведь воды очень много на Земле, третья часть. На что похожа форма земли из космоса? Так может лучше называть не Земной шар, а водяной?
Глубоки моря и океаны. Если бы в самое глубокое место Тихого океана можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать 5 часов подряд. Если бы земной шар был ровный, гладкий, то все океаны, моря, озёра, реки разлились, и наша планета оказалась бы залита 9 -ти метровым слоем воды.
И среди такого огромного количества воды человек беспокоится об её нехватке?
Правомерно ли это? Ведь только воды одного Тихого океана хватит для нужд человека на многие годы.
Так ли это?
Какие проблемные вопросы поставим перед собой?
1. Почему надо охранять и беречь воду?
2. Что и как я сделать могу для этого?
1. Тема понятна?
2. Цели понятны?
Чтобы ответить более подробно на эти вопросы будем работать в группах. Каждая группа получает своё задание и выполняет его. Итак,
3. Работа в группах
Какой план работы в группах?
1.Рапределям роли;
2. Готовим сообщение;
3. Заслушивание сообщений;
4. Вопросы задаём группам;
5. Подводим итог нашей работе.
- Согласны?
-Ничего я не пропустила?
iV. Работа в группах.
Распределите роли
Кто командир?
Кто спикер?
Кто секретарь?
Кто хранитель времени
Кто правосудие?
- Все помнят функциональные обязанности ролей?
Правила группы? (ответы детей)
В помощь вам – хрестоматии, учебники, энциклопедии, статьи, план
1 группа.
- Докажите, что вода – источник жизни на планете.
( выступление учащегося)
Сделаем вывод: Вода – источник жизни на планете! Без воды существование живых существ невозможно!
2 группа.
- Докажите, что вода необходима человеку, как для жизнеобеспечения, так и для развития.
( выступление учащегося)
Сделаем вывод: Вода необходима человеку для жизни, питания, поддержания чистоты, для жизнеобеспечения и развития. Без воды человечество просто исчезнет.
3 группа.
-Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду? Уже существующие способы охраны воды и предложите свои.
Вывод: Людям нужна только чистая, пресная вода, её на планете очень мало, а человек загрязняет её всё больше и больше, поэтому воду нужно беречь!
Дополнительный материал для учителя.
Для учителя:
Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды -не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Её содержание колеблется в широких пределах: от 100% в эмали зубов, в среднем –80% массы тела. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них -это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах.
Вода нужна в производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так,
например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.
Вода необходима в сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.
В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой.
Вода - это водная дорога: по воде перевозят грузы, людей.
Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды.
Какая вода нужна жителям нашей планеты?
Вода в океанах не такая, как в реках. В реках, озёрах вода пресная. А в морях и океанах вода солёная. Человек не может пить солёную воду, а её то, как раз на земле намного больше пресной.
Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывают в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.
В последние столетия помимо естественного загрязнения воды возникла проблема промышленного, коммунального, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Вы абсолютно правы, ребята. Воду надо беречь и охранять.
Сообщение групп
1 группа
2 группа
Перед сообщением 3 группы немного отдохнём и посмотрим в исполнении ребят нашего класса сценку «Цветная речка»
Сценка «Разноцветная речка»
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка:
Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения.
Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты, подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка:
Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка:
Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка:
Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы!
Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.
- Что случилось с рекой и её обитателями? (ответы детей)
- Значит надо закрыть завод? (нет)
-Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? (нет)
Вот и возникло противоречие между людьми и природой! Как это противоречие разрешить? (ответы детей)
- А что нам скажет 3 группа?
Как защитить воду от загрязнений, продолжит рассказывать
3 группа.
Чтобы очищать сточные воды, строят сооружения. В них загрязнённая вода проходит различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества.
Слайды №2-№3
На многих промышленных предприятиях имеются очистные сооружения Сточные воды поступают по трубопроводу в очистные сооружения. Сначала они очищаются от крупных отбросов и песка потом направляются в отстойники, которые предназначены для задержания более мелких частиц. В отстойниках они оседают на дно. Потом начинается самое интересное. Помогает очищать воду активный ил. - Где вы видели ил в природе? Река при помощи ила, в котором содержатся особые бактерии, очищается.
- В очистных сооружениях активный ил при помощи кислорода, который специально подается, очищает воду. Контроль за качеством воды ведется в специальных лабораториях, где берут пробы воды, делают анализ воды. Потом вода поступает в специальные биологические пруды.
Сейчас строят и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
Эта проблема очистки воды, очень остро стоит и в нашем городе Барнауле. В настоящее время разрабатывается новый проект по замене очистных сооружений, более современных и более надёжных. Есть международная организация "ГРИНПИС", (ЗЕЛЁНЫЙ МИР) которая занимается проблемами экологии на планете. 22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Может быть и вы когда-нибудь вступите в ряды экологического общества или создадите его сами. И тогда я буду знать, что наш урок прошел не зря.
Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла
пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё
живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
Решение экологических задач.
(Каждой группе даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают).
1 группа. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
2 группа. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?
3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
Показ слайда аэратор Слайд № 4
Заключительное слово учителя:
Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже, Гонконге и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции
«Вода дороже золота», -утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их убивала одна карающая рука-неумолимая и безжалостная жажда. Во время одного из таких переходов, 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла могущественная 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
Знаете, как добывают воду некоторые африканские семьи? Все женщины большой семьи разгребают песок, чтобы из образовавшейся лунки зачерпнуть ложку бурой жидкости. И так ложка за ложкой целый день под палящими лучами солнца. С трудом набирается литр-другой за день.
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека и росте всего живого на земле. Поэтому воду надо беречь, экономить и охранять от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду –это значит беречь жизнь, здоровье, красоту.
- А вот про здоровье кто как не врачи лучше это знают.
И сегодня у нас в гостях врач терапевт - ., . расскажет о пользе воды для организма.
Вода – это ещё и красиво.
Экскурсовод из туристического агентства «Весёлый Пятница» .. вам расскажет и пригласит летом с семьёй отдохнуть на водных просторах Алтайского края и республики Алтай.
Расскажет о пользе и красоте наших рек и озёр.
- Какой призыв к человечеству вы могли бы дать, чтобы в нём выражалась главная мысль нашего урока? У вас на партах лежат листики. Я назвала их «листиками жизни».
Придумайте и напишите или нарисуйте знак, что хотели бы вы сказать. Работаем 2 минуты.
- Кто нарисовал или подписал, подходите, украсьте нашу планету.
(дети крепят листики к картинке земли на доске) - Пусть она всегда будет такой цветущей.
Подведём итог.
Что вам понравилось на уроке?
Что вызывало трудность?
Что вы дома расскажите родителям?
Д/З.Т №47-49 "СОЧИНИТЬ СКАЗКУ НА ТЕМУ " ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВОДОЙ..."
В заключение нашего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Клад»
- О каком кладе рассказал нам мультфильм?
13PAGE 15
13PAGE 14615