Выступление на РМО Организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию


Выступление на РМО учителей русского языка и литературы, 2014 г.
Организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию
Т.Б.Точилкина,
учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 5
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано? Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим на особенности неуспевающих учащихся:
1. Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития.
2. Отсутствие познавательного интереса.
3. Не сформированы элементарные организационные навыки.
4. Учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
5.Нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника.
6. Дети, в основном, из асоциальных семей.
7. Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.
8. Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях, и как следствие этого — низкий уровень интеллекта.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития. Причины:
- педагогическая запущенность
- частые заболевания
- пропуски занятий
- органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется в том, что ребёнок не умеет устанавливать причинно-следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления, видеть общее и др.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться, работать с текстом. выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия .3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения со сверстниками, одноклассниками, учителями.
7. Низкий познавательный интерес.
8. Низкая работоспособность (утомляемость, истощаемость, медленный темп работы).
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить? Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как можно помочь ? Всем известны пути повышения работоспособности:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физкультминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Как организовать работу ?
Отставание от своих сверстников в умственном развитии.
К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение.
В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:
Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
Хороший стимул в работе с учащимся - коллективная работа, комментирование по образцу, объяснения по схеме, плану. Помогают в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Новый материал учащиеся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.
Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал, нужный для новой темы.
Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:
диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если есть таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;
коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
при проверке домашнего задания (на доске записываются ответы и в тетради корректируются задания, прописываются образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради, если были вопросы или затруднения. 
Большое количество пропусков по болезни.
В данном случае провожу консультации после уроков. Иногда такие консультации прошу провести учеников, которые лучше всех усвоили данную тему. Отрабатываем теорию и выполняем по образцу задания. На закрепление даю карточку.Если консультации мало, пробелы значительные, даю карточку с ответами, определяю сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаю в тест на повторение.
Оценки выставляю, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудиться лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.
Учитель должен создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.     В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.
Вот некоторые фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка:
1. Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”2. Авансирование – “У тебя получится…”
3. Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.
4. Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.
5. Персональная исключительность – “Только у тебя и может получиться”.
Ещё одним способом борьбы с отставанием в обучении является организация исследовательской работы учащихся. Можно ли приобщить к исследовательской деятельности ученика, который, к сожалению, не имеет высокой мотивации к обучению? Как показывает мой опыт работы, это трудно, но возможно. Предлагаемые учебником упражнения, всевозможные карточки, опорные схемы и прочие педагогические изыскания со временем стали для моих учеников чем-то привычным и, к сожалению, перестали нести для них некий элемент новизны. У ребят, складывается, порой, ошибочное мнение, что это всё им хорошо знакомо, эти формы работы известны, и, соответственно, всё предлагаемое для них в системе со временем утрачивает интерес. В связи с этим приходится вновь и вновь применять изобретательность. В последнее время я все чаще и чаще стала использовать в своей практике элементы исследовательской работы. В связи с этим для моих учеников включился элемент новизны, а значит и поднялся уровень интереса к урокам русского языка. Чтобы разговор не звучал беспредметно, приведу ряд примеров.
Традиционное сочинение по летним впечатлениям. Подготовка к нему заняла урок. Ученикам была предложена серия упражнений на внимание и воспоминание о летних днях. На уроке звучала музыка (Ю.Энтин «Что такое наше лето…»), причем на основе этой звучащей композиции дети самостоятельно сформулировали тему занятия. Предложенные формы исполнения этой работы вызвали неподдельный интерес (дайджест, рекламная открытка, презентация, эссе, газетная заметка и др.). Естественно, не забыла и о ситуации успеха ( была использована игра «Гармошка». Ребята отвечали на мои вопросы, записывая их на очередном отвороте тетрадного листа. Итог: готовое сочинение из 15 предложений. Для ребят слабоуспевающих это оказалось «избеганием неудач» А где же элемент исследования, спросите вы? Создавая рекламные открытки и дайджесты, ребята вынуждены были обратиться к различным видам источников, чтобы почерпнуть сведения, как оказалось для многих из них новые, о том месте, где они провели лето.
В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях.
Народная мудрость гласит: “Кто не горит, а тлеет, зажечь никого не может”. Кроме того, не обладая эмпатией (умение ставить себя на место другого), педагог не может иметь устойчивые профессиональные позиции системы отношений: к ученику, к себе, к коллегам. Педагогические затруднения связаны с недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе, когда учитель не видит причины в самом себе, мешающие ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать проблемы у ученика с собственной работой. Еще в 1928 году Блонский П.П. на реплику “Как ужасно пишет ребенок!”, ответил: “Как ужасно, что вы дали ему такую работу…”.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высоком качестве уроков, реальной помощи и тесном контакте всех членов семьи с педагогическим коллективом, использовании передовых методов в обучении, четко поставленном контроле за учебным процессом мы сможем добиться успехов в работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию.