Методические приемы при работе с детьми имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Методические приемы при работе с детьми имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Суркова Ольга Николаевна,
учитель информатики
МБОУ Школа №33 г.о. Самара

Личность - звено между мотивацией и её реализацией.
Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, влияющий на весь её ход и результаты. Для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её формирования. Он заключается в том, что ребёнок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности, непосредственного её результата» ( Б. И. Додонов). В каждой школе, в каждом классе всегда есть дети, проявляющие интерес к приобретению знаний. Проблема обучения и воспитания учеников особо мотивированных к учёбе вызывает интерес не только у меня, но и во всём мире. Несмотря на интенсивные попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме, по-прежнему наблюдаются расхождения во мнениях. Среди них можно выделить три основных подхода. Первый заключается в том, что дети обучаются в условиях обычного класса, но по отдельным программам. Второй подход - это создание специализированных классов в структуре обычной школы. Третий подход - организация отдельных школ. Второй проблемой, подтолкнувшей меня к необходимости решения этого вопроса, послужило увеличение разрыва между возможным уровнем знаний выпускников и требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах в ВУЗы В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы: 1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; 2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; 4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. Таким образом, в работе с такими детьми можно выделить ряд основных аспектов: 1. Личностный подход. Успех работы во многом зависит от личности учителя. В основе таких отношений с детьми лежит принцип диалога и сотрудничества. Рядом с учениками: вместе решать их проблемы, радоваться их успехам, помогать в трудной ситуации. 2. Преемственность в обучении. На первых этапах изучения информатики и математики в 5-8-х классах учителя должны выявлять ребят, наиболее интересующихся математикой и информатикой. Уделять им особое внимание, осуществлять индивидуальный поход в обучении. Интенсивная работа обязана продолжатся и в старших классах: ученики получают индивидуальные задания, привлекаются к работе во внеурочных научных кружках и секциях(«веселая презентация» 4 класс, «компьютерная грамотность» 5 класс), принимают участие в школьных олимпиадах и конкурсах. 3. Обучать точным наукам = обучать решению задач! Поиск решения задачи развивает логическое мышление, сообразительность и наблюдательность, инициативу и настойчивость, умению самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Чтобы выделить время для такого поиска, теоретический материал вводить следует довольно крупными порциями, тем самым быстро создаётся достаточно полная система факторов, необходимых для решения задач по изучаемой теме. Такая форма работы проходит по схеме: 1. урок - лекция; 2. урок контроля теоретических знаний; 3. урок практическая работа; 4. урок поиска рациональных решений; 5. урок проверки практических умений и навыков. Чтобы инициировать интерес учащихся к предмету, необходимо предлагать им такие задачи, которые требуют для решения приёмы и способы, используемые в высшей школе, в науке, а также в современных престижных профессиях. Тем самым будет аргументировано доказана фундаментальность математического мышления, его необходимость в жизни человека. Более того, при работе с задачами следует обучать школьников вычленению из возможных ситуаций тех, которые могут дать инновационные решения, что связано с формированием определённого стиля мышления, направленного на получение нового знания на основе известных сведений. Эти сведения могут быть почерпнуты им не только из математики, но и из химии, биологии, информатики и др. школьных предметов. Иными словами, у учащихся необходимо вырабатывать панорамное мышление, способность привлекать знания из различных областей для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям. 4. Интеграция. Работая в старших классах, занимаясь подготовкой ребят в ВУЗы, видим необходимость интеграции изучаемых предметов. Поэтому, когда это возможно, связываем темы разных предметов, тем самым обогащая и расширяя кругозор школьников, формируя целостное и гармоничное понимание мира. 6. Повышение удельного веса теоретических знаний. В процессе изучения точных наук ученик сталкивается с понятиями, посредством которых воспроизводится предмет и система его связей. Поскольку именно теоретическое мышление оперирует этими понятиями, то возрастание роли теоретических знаний вполне обосновано. Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания точных наук. В процессе объяснения материала стараться повысить активность учащихся, используя для этого различные формы работы: лекции, диалоги, консультации. После изучения темы нужно проводить зачёт по теории, который сдают все учащиеся класса. В него включаются вопросы не только последней темы, но и ранее изученные. Это даёт возможность проверить глубину и прочность теоретических знаний. 8. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Навык самостоятельной учебной деятельности - это элемент волевой мотивации, являющийся стержнем личности, к которому стягиваются такие её свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, притязания, эмоции, волевые качества. Самостоятельная учебная деятельность имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, деятельность на уроке и в ходе домашней самоподготовки. 9. Сочетание урочной и внеурочной работы. Работа по предметам продолжается и после уроков. На консультациях ученики получают ответы на возникшие вопросы. Ведутся дискуссии с учителем, разрешаются споры. 10. Индивидуальные летние задания. Работа над выполнением летних заданий способствует осуществлению обобщающего повторения, систематизации знаний учащихся, непрерывности обучения. В систему летних занятий входят следующие типы заданий: 1) задания для повторения программного материала; 2) задания, способствующие углублению знаний по школьной программе; 3) задания, связанные с повторением дополнительного материала; 4) задания олимпиадного характера. После дачи дополнительного задания следует проводить с учащимися консультацию о правильном выборе его решения. Главная цель всей работы - положительная мотивация. Применяя разнообразные методы работы, нужно стараться достигнуть значительного расширения интереса учащихся в познании информационных истин, научить делать свои, пусть маленькие, но открытия!