Конспект урока по окр.миру Тема:«Берегите воду!».(3 класс)
Тема урока «Берегите воду!».
Цели: - Рассмотреть причины загрязнения водоемов;
- Познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;
- Учить бережно относиться к воде и экономить ее.
- Воспитывать любовь к природе.
- Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, добиться формирования активной жизненной позиции в направлении охраны окружающей среды.
Оборудование: мультимедийная установка, рисунки для составления плаката.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня я вам сказку, А может быть не сказку, А может даже правду Хочу я рассказать. О маленькой речушке И что с ней люди сделали. И выводы мы сделаем, Как дальше будем жить...
2. Проверка домашнего задания.
Давайте отправимся путешествовать по сказке, а сказка эта называется:
«Жила-была река».
Итак мы начинаем...
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ... А чем она была
отгадайте загадку.
К речке-сестрице Бежит-журчит водица.
Правильно - ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез.
Бежит ручей струится, Сверкает и журчит... Зарю встречая птицы Кружатся у ракит.
Щебечут над волною,
Их песенка звонка:
Ой, небо голубое!
Ой, реченька-река!
И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
А сейчас давайте немного повторим с прошлого урока. Мы знаем, что вода
умеет превращаться, но как это она делает и во что умеет превращаться?
(Повторение состояний воды, отгадывание загадок)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
2. Изучение нового материала.
Молодцы.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не
росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много
людей. Они обрадовались, и ее заковали в каменные берега. По ней стали
ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
(Детям предлагается обратить внимание на таблицу расходования воды
человеком за день).
Ученые подсчитали, сколько воды в день тратит 1 человек.
Для чего нужна вода
Расход воды в день
Умывание
Юл.
Купание
40 л.
Приготовление пищи
5 л.
Мытье посуды
10л.
Стирка
15 л.
Мытье полов, окон
50 л
Полив цветов, огорода
100 л.
итого
230 л.
1 человек тратит в день 230 литров воды. А одна семья из 4 человек тратит в день 920 литров воды, а сколько таких семей в деревне, в городе, в стране? А
сколько воды потратят они? Трудно сосчитать.
Например: для того, чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать
150тонн воды, а для того, чтобы получить 1 тонну бумаги нужно 250 тонн воды.
А воды остается все меньше и меньше. Подумайте, почему нужно беречь воду.
А какой ответ на этот вопрос мы найдем на страницах учебника.
Работа с учебником. Чтение статьи на странице 57. «Почему ее нужно
беречь» 3-4 абзац.
Вывод. Итак, почему нужно беречь воду? (Стр. 57. 4 абзац).
Физ.минутка: Рыбки плавают, ныряют
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. А как же река?
Люди привыкли к реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.
Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много
нефти. Покрылась река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные
- задыхаться без воздуха.
Представьте, что это река, а это нефть с большого танкера. Кто знает, что такое
нефть?
Постановка опыта «Нефть на воде». Капля нефти на воду и образование
нефтяной пленки.
Водные животные и растения не могут дышать под такой пленкой и погибают.
Плачет малая речонка, Одолел речонку страх, Стала речка тонкой-тонкой, Обмелела на глазах.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая....
Но мы любили, дети,
Ее - она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез....
Как будто люди целью задались
Убить ее - и своего добились.
А как вы понимаете последние 2 строки
Как будто люди целью задались убить ее-
И своего добились.
Работа со схемой загрязнения на доске (объяснение детьми значения
иллюстраций).
«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собирались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, -очистили свой дом от грязи, вылечили речку. И побежала она в край своего детства. Туда. Где росли ели и березы, где человек - редкий гость.
А как же жители города? Что же с ними произошло, может быть и ничего, ведь можно прожить и без воды?
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода в кранах... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Мы несправедливо обидели речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди реку поскорее вернуться в город. Рассказали. Как им плохо без нее, пообещали свою заботу.
Что же могут сделать люди, об этом мы с вами и узнаем на страницах учебника. Работа с учебником на странице 58. «Как охраняют воду от загрязнения» А что мы с вами сможем сделать, чтобы уберечь воду.
Не тратить зря (Закрывать краны).
Не бросать мусор у реки.
Стараться его убирать, если увидели в воде или на берегу.
4. Домашнее задание.
А еще мы сможем нарисовать плакаты по охране воды.
И вот это вы сделаете дома в тетради. Что же можно нарисовать, а то что вы
посчитаете важным.
5. Итог урока.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
15