Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной российской системы образования, приобретает особую актуальность.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Мы ставим перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей.
работа по плану индивидуального обучения;
включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;
внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.
Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающих формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.
Принципы работы:
- прививать стремление к приобретению знаний;
- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Контроль развития познавательной деятельности:
- создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;
- сотрудничество учителя и ученика;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- поощрение ученика.
Опережающие задания:
- круглогодичные олимпиады;
- олимпиады муниципального уровня.
При работе с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения можно использовать следующие методы:
1) переход учителя с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика.
2) мотивация познавательной деятельности. В результате у ученика формируется либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к предмету.
Интерес к изучению вопроса зависит от убеждённости учащегося в необходимости данного вопроса. Наличие интереса - необходимое условие обучения. Чем выше интерес, тем активнее идёт обучение, тем лучше результаты. Наоборот, чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже результаты.
Учащимся с повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности рекомендуется давать творческие и самостоятельные работы; использовать коллективные способы обучения (организация работы ученика с учеником или ученика с источником знаний). У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить, а тот кто объясняет ещё лучше усваивает пройденный материал.
Глубокие, прочные, а главное осознанные знания могут получить те школьники, у которых развита не столько память, сколько логическое мышление. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Главное не просто увидеть проблему, а понять и захотеть её решить.
Создание проблемной ситуации - это лишь начало обучения. Затем учащиеся сами (под контролем учителя) должны проанализировать ситуацию, точно сформулировать учебно-познавательную проблему, выдвинуть гипотезу и доказать её. И тут учителю надо быть очень осторожным: чтобы, попав в положение невозможности ученик не отчаялся, надо вовремя прийти ему на помощь. Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою
· работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия.
Можно использовать домашние задания, которые позволяют выдвинуть на следующем уроке учебные проблемы, поставившие школьника дома в тупик.
За время учёбы в школе учащиеся решают массу различных математических задач, схожих только в одном - почти все они стандартны. Есть некие алгоритмы, которые употребляются до автоматизма. Однако ученики, как правило, не могут справиться с нестандартной задачей, выходящей за рамки привычных алгоритмов, даже если для её решения не нужно дополнительных знаний.
Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлечённость поиском решения проблемы - главная движущая сила творческой активности.
В качестве задач для работы с учащимися интересующимися математикой не надо предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач. Они не оказывают существенного влияния на интеллектуальное развитие учащихся. Для развития учащихся задача должна быть трудная, но посильная для них.
Но всё же работа с сильными учащимися по математике - работа «штучная». Поэтому без индивидуальной работы вне урока не обойтись.
Кружки, факультативы и спецкурсы являются основной формой работы с учащимися с повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности. Только здесь можно рассмотреть особые типы задач, которые иногда называются олимпиадными.
Олимпиада – наиболее распространённая и яркая форма работы с одарёнными детьми. Проводятся школьные, районные, городские, областные олимпиады. В результате их проведения выявляются способные к определенному предмету школьники. А планомерная работа по их подготовке к участию в олимпиадах выливается в серьёзное изучение специальных разделов данных предметов.
При решении олимпиадных задач ученики должны проявить смекалку в нестандартной ситуации. Но для успешного выступления учащихся на олимпиадах нужно прорешать с ними как можно больше подготовительных задач
Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке.
Использование компьютера на уроках должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее.
Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей:
Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
Организовывать индивидуальную работу на уроке:
определить меру трудности задания;
создать индивидуальный план работы на уроке;
разработать систему продуктивных заданий.
Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
Консультировать родителей по вопросам:
круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
индивидуальных особенностей.
Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
Практиковать:
1) учебные сообщения;
2) опережающие задания;
3) наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
5) применение разноуровневых заданий, тестов;
6) участие в кружках, факультативах;
7) работу над проектами;
8) участие в олимпиаде школьников;
9) обязательное поощрение.
Методические рекомендации по организации внеклассной работы
с одарёнными детьми
Вовлекать учащихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта.
Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками.
Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта.
Разрабатывать совместно с учащимися сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности.
Классным руководителям и учителям-предметникам вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта.
Вовлекать учащихся в кружки интересной им направленности.
В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы: 1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; 2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; 4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
15