Конспект Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду!


Конспект урока окружающего мира «Превращение и круговорот воды. Берегите воду!». 3 класс. ОС «Школа России».
Подготовила: Афанасьева Анастасия Валерьевна
Учебный предмет: Окружающий мир
Тема: Превращение и круговорот воды. Берегите воду!
Цель: научить моделировать круговорот воды в природе, обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей, и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Планируемые достижения:
Знания: три состояния воды. Круговорот воды в природе; использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.
Умения:
- понимать учебную задача урока и стремиться её выполнить;
- высказывать предположения о состояниях воды в природе;
- различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образования капель при охлаждении пар;
- формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя;
- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;
- понимать значение превращения и круговорота воды;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные результаты:
проявлять интерес к изучению круговорота воды, желание узнать истину;
позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии;
проявлять творческое отношение к составлению рассказа о круговороте воды в природе.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
объяснять превращение и круговорот воды;
определять взаимосвязь, свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе;
позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии;
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу и следовать ей в коллективной самостоятельной деятельности;
учитывать совместно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
учитывать установленные правила в процессе деятельности;
выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
планировать свою деятельность в рамках недели.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно распределять роли в коллективной деятельности;
признавать роль лидера в группе и значимость роли каждого члена группы;
принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;
умение выстраивать отношения в группе
Ход урока:
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Посмотрите, всё ли у вас лежит на партах? Ручка, тетрадь, учебник? Дети приветствуют учителя и настраиваются на работу на уроке.
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
- Перед тем как мы приступим к изучению новой темы, проведем небольшую самостоятельную работу. На её выполнение я даю вам 15 минут.
- Как вы думаете, вода это вещество, тело или частица?
- Ребята, обратите внимание на доску. Назовите свойства воды.
- Вы видите предложения. Вместо точек, надо вставить пропущенные слова.
Задание: Вода…при нагревании и…при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший…. Воду можно очистить с помощью… .- Молодцы. Ребята, какова роль воды в жизни организмов?
- Как можно отчистить загрязненную воду?
- Скажите, изменяется ли количество воды на планете?
- На Земле воды много, но мы говорим, что она находится в опасности. Почему?
- Как вы думаете, какова будет тема урока?
- Составим план сегодняшнего урока.
- Из слов разбросанных на доске надо составить три предложения.
Дети выполняют самостоятельную работу.
Свойства воды: прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча; при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.
- Вода выводит из организма продукты жизнедеятельности и вредные вещества. Поддерживает нормальное функционирование организма человека.
- Сначала пропустить воду через бумажный и многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.
- Нет, не изменяется.
- На самом деле питьевой воды не так много, как нам кажется.
- Круговорот воды в природе.
План урока:
1.Три состояния воды
2.Круговорот воды в природе
3.Охрана воды
Открытие нового знания
- Прочитаем первый пункт плана. Мы узнаем, как вода умеет превращаться.
- Сейчас я загадаю вам несколько загадок.
Загадки:
1)Пушистый ковёр – не руками ткани, не шелком шит. При солнце, при месяце серебром горит.
2)Не снег и не лед, а серебром деревья уберёт.
3)Как-то раз средь бела дня, обманул шалун меня: спрятал поле, луг, стога, ручку, лес и берега. Показалось мне вначале, что они гурьбой сбежал. Лишь седой шутник исчез – объявились луг и лес, обнаружились стога, поле, речка, берега. Прояснились небеса, вновь видна земли краса, это ли ни чудеса?
4)Вышла туча на прогулку и взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвилась, и шкатулочка открылась, и рассыпался вниз – ох! – круглый ледяной горох.
5)Когда с утра идёшь по ней, твой след становится темней. В неё ты попадёшь в плен, и брюки мокнут до колен. Здесь на лугу звенит коса – торопится, пока… .- Молодцы. Что объединяет все эти явления?
- Разделите все эти природные явления по группам, в зависимости от их состояния.
- Снег.
- Иней.
- Туман.
- Град.
- Роса.
- Это всё вода. Вода в трёх состояния: твёрдом, жидком, газообразном.
Твёрдое: снег, иней, град
Жидкое: роса
Газообразное: туман
- Когда мы протираем мокрой тряпкой классную доску, через пару минут она высыхает. Вода испаряется, то есть превращается в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
- Прочитаем второй пункт плана. Узнаем, что такое круговорот воды в природе.
- Я включу вам видеоролик. Ваша задача, внимательно слушать и ответить на вопрос.
- Как в воздухе образуется вода?
- Как образуются облака?
- Почему идёт дождь?
- Изменяется ли количество воды в природе?
- Прочитаем третий пункт плана. Узнаем, как беречь воду.
- Ребята, воды на Земле одновременно и много и, мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также многих технических производств и сельского хозяйства. Для людей и промышленности нужная чистая, пресная вода.
- Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает с ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за загрязнения.
- Как вы думаете, что относится к естественным источникам загрязнениям?
- В 20-21 в. Количество загрязнений увеличилось из-за промышленных и бытовых отходов.
- Как вы думаете, чем опасно употребление загрязнённой воды?
- Сделайте вывод.
- Откройте учебник на стр.59. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы:
- Сколько воды в день нужно человеку для разных нужд?
- Сколько воды нужно семье из четырёх человек?
- Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда?
- Прочитайте текст на стр.60-62 и ответьте на вопросы:
- Назовите источники загрязнения воды.
- Назовите дополнительные источники загрязнения. - В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
- Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуется облака.
- Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.
- Не изменяется.
- Горные породы, частицы почвы.
- Ядовитые вещества попадают в организм человека и отравляют его.
- Нельзя допускать, чтобы вредные вещества попадали в воду.
- 80-200 л.
- Это опасно. Можно отравится. Первичное закрепление
- Ребята, приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии.
- Приведите примеры воды, находящейся в твёрдом состоянии.

- Приведите примеры воды, находящейся в газообразном состоянии.
- Водоёмы, дождь, роса.
- Снег, иней, ледник, лёд.
- Туман, пар
Самостоятельная работа
- Откройте рабочие тетради на стр.23.
- Выполним №1.
- Прочитайте приведённые примеры на доске. Определите, какое это состояние воды и запишите в тетрадь. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты.- Проверим ваши ответы.
- Обратите внимание на доску. Вы должны выбрать источники загрязнения воды и записать их в тетрадь. Даю вам на выполнение этого задание 1 минуту.
1.Речевой транспорт
2.Лесные пожары
3.Промышленность
4.Горные породы
5. Частицы почвы
6. Утечка нефти
7. Автотранспорт

- Речевой транспорт, промышленность, частицы почвы, горные породы, утечка нефти Включение в систему нового знания
- Воды много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается.
- А по какой причине? 
- Как человек может помочь в сохранении запасов воды?
- А в чём содержится вода? 
- Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.
-Какую пользу приносит вода?
- Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога.
- Загрязнения.
- В пище, питье.
- Поддерживает жизнедеятельность живых организмов Рефлексия
- О каких трёх состояниях воды вы узнали?
- Изменяется ли количество воды на планете?
- Почему мы поговорим, что вода находится в опасности?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как каждый человек должен беречь воду?
- Как люди охраняют воду от загрязнений?
Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.25., №5; стр.26., №2
Урок окончен.