Коррекционно-развивающие занятия с учащимися классов КРО


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Программа
Коррекционно-развивающих занятий для учащихся
классов КРО
Составитель программы:
Психолог КГУ«ОСШ №24 г. Темиртау»
Вдовина Надежда Юрьевна

Темиртау, 2013
Пояснительная записка к программе коррекционно-развивающих занятий
для учащихся классов КРО.
Актуальность программы
Проблема организации учебно-воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях у детей с ЗПР, - одна из самых острых в теории педагогики и практике школы. Опыт показывает, что учить всех и учить хорошо при существующем построении учебно-воспитательного процесса невозможно.
Осознание необходимости усиления роли общеобразовательных учреждений в охране физического, психологического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления – коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Система коррекционно-развивающего обучения – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации наиболее эффективна при создании специальных классов компенсирующего обучения, которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические и психологические условия для данной категории детей.
Основными показателями отбора детей в классы компенсирующего обучения являются:
соматическая ослабленность ребенка (повышенная истощаемость, расформированность произвольных форм деятельности);
низкий уровень сформированности психо-физиологических предпосылок образовательной деятельности.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (7-11 лет) классов КРО, имеющим трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Цели программы:
формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;
сохранение психического и физического здоровья, нравственное становление личности детей;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию личностных особенностей учащихся классов КРО.
Способствовать формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания, снижение тревожности и страхов в детском коллективе.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-11 лет, 33 занятия в учебном году в каждом классе (по 8 часов на диагностику в начале и конце года, 25 часов на коррекционно-развивающие занятия в каждой подгруппе) во 2-А, 3-А, 4-А классах КРО (всего 99 часов). Занятие проводится по подгруппам детей один раз в неделю, в каждой подгруппе. Продолжительность одного занятия в каждой подгруппе по 45 минут.
Организационная структура занятий:
Занятия строятся на основе следующих принципов:
интегрирования (включение элементов арт-терапии);
системности;
преемственности.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.
Формы проведения занятий – работа в подгруппе. Считаю, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барьера, как правило, имеющегося у учащихся классов КРО, что позволяет учащемуся чувствовать себя равным членом группы.
Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.
Многие игры и задания, используемые в программе, предполагают работу в парах и микрогруппах (по 3 человека).
I. Организационный момент.
Ритуал приветствия, знакомства.
Этому этапу следует уделить особое внимание. Это связано с тем, что у учащихся классов КРО, как правило, низкий уровень сформированности коммуникативных и психоэмоциональных навыков.
Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной деятельности, и кроме того, позволяет оценить уровень сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка. Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению благоприятного эмоционального фона, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия каждого ее члена.
Начиная с первого занятия по завершению ритуала приветствия, предлагаю детям оценить свое эмоциональное состояние к началу и концу занятия. Для этого используется:
«Календарь настроения»
«Квадрат моего настроения» - в квадрате ребенок закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия;
«Круг моего настроения» - в круге ребенок закрашивает цветными карандашами свое настроение в конце занятия.
Таким образом, можно проследить улучшение настроения, повышения работоспособности, то есть сделать вывод об изменении эмоционального настроения каждого ребёнка.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.
Для данного этапа использованы игры:
«Австралийский дождь!»;
«Берёзка»;
«Постукивающий массаж»;
«Зоопарк с хлопками»
и другие.
II. Основная часть занятий направлена на развивитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки, научить учащихся взаимодействию работы в парах, в тройках, упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях так же уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

III. Заключительная часть.
Рефлексия – «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные знания?»
Беседа о занятии – что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений?
Методическое обеспечение занятий.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий: ролевые игры, релаксационные методы, групповое обсуждение различных чувств, арт-терапия.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.
Материальное обеспечение занятий.
Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями, мяч, свеча в безопасном подсвечнике, «Календарь настроения».

Технические средства: релаксационное музыкальное сопровождение.
Критерии отслеживания эффективности программы:
1. Познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах
и мотивации.
2. Снижение личностных проблем у детей с ЗПР:
- тревожности, агрессивности
- конфликтности
- враждебности
- трудности в общении
- незащищенности
3. Снятие негативных импульсов.
4. Повышение самооценки.
5. Воздействие коррекционно — развивающих занятий на эмоциональное состояние учащихся.
Ожидаемый результат:
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для учащихся классов КРО, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Положительная мотивация к учению.
Создание в детском коллективе атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.
Литература:
Битянова М. Наши учителя. // Школьный психолог - 2002.- №6
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 т. — М., 1998.
Вачков И. Путешествие к волшебнику // Школьный психолог - 2003. - №1
Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения.- Изд-во Новосибирск. Ун- та , М.: Совершенство, 1997.
Дубровина И. В. Руководство практического психолога - М. : Академия, 1995.- 122с.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома - М. : Новая школа, 1993.- 144с.
Шашкова З. Ты и я такие разные. // Школьный психолог - 2002.- №11.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001
Чистякова М. А. Психогимнастика. — М., 1996
Короткова Л.д. Сказка — для светлого ума закваска.
Слободяник Н.П. Формирование эмоционально — волевой регуляции у учащихся начальной школы. - М., 2004
Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии.
Ончарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи... - М. : Новая школа, 1996.-144с
Зимбардо Ф. Застенчивость - СПб: Питер Пресс , 1995.- 256с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета.
2-А класс (КРО) (33 часа, 1 час в неделю) 2013-2014 уч.г.
Число/месяц Тема занятия Часов
Раздел 1 «Диагностика»
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.
Раздел 2 «Развитие эмоциональной сферы»
1.1. Вводное занятие по психологии. (1 подгруппа).
1.2. Вводное занятие по психологии. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1. Удивительный мир эмоций и чувств. (1 подгруппа).
2.2. Удивительный мир эмоций и чувств. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Я дарю тебе радость. (1 подгруппа).
3.2. Я дарю тебе радость. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Весёлое путешествие. (1 подгруппа).
4.2. Весёлое путешествие. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Радость. Страх. Гнев. (1 подгруппа).
5.2. Радость. Страх. Гнев. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. Знакомство с эмоцией грусти. (1 подгруппа).
6.2. Знакомство с эмоцией грусти. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
7.1. Мир эмоций. (1 подгруппа).
7.2. Мир эмоций. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 3 «Я учусь владеть собой»
1.1.Такие разные настроения. (1 подгруппа).
1.2.Такие разные настроения. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1.Как преодолеть гнев? (1 подгруппа).
2.2.Как преодолеть гнев? (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Маленький храбрец. (1 подгруппа).
3.2. Маленький храбрец. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Пчёлка в темноте. (1 подгруппа).
4.2. Пчёлка в темноте. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. «Страна сказок». (1 подгруппа).
5.2. «Страна сказок». (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. «Путешествие в страну сказок и приключений». (1 подгруппа).
6.2. «Путешествие в страну сказок и приключений». (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
7.1. Способы саморегуляции. (1 подгруппа).
7.2. Способы саморегуляции. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 4 «Давайте жить дружно»
1.1. Мы вместе. (1 подгруппа).
1.2. Мы вместе. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1. Мы общаемся. (1 подгруппа).
2.2. Мы общаемся. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Наш класс. (1 подгруппа).
3.2. Наш класс. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Вместе – мы команда. (1 подгруппа).
4.2. Вместе – мы команда. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Дерево дружбы. (1 подгруппа).
5.2. Дерево дружбы. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 5 «Релаксационные занятия»
1.1. Релаксация с помощью музыки. (1 подгруппа).
2.1. Релаксация с помощью музыки. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1.Релаксация с помощью лепки. (1 подгруппа).
2.2. Релаксация с помощью лепки.(2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа).
3.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа).
4.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Релаксационные игры. (1 подгруппа).
5.2. Релаксационные игры. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. Итоговое занятие. (1 подгруппа).
6.2. Итоговое занятие. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 6 «Диагностика» (итоговая)
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.
3А класс (КРО) (33 часа, 1 час в неделю) 2013-2014 уч.г.
Число/месяц Тема занятия
Часов
Раздел 1 «Диагностика»
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.
Раздел 2 «Формирование эмоциональной сферы»
1.1. «Путешествие к волшебнику». (1 подгруппа).
1.2. «Путешествие к волшебнику». (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1. Мои сильные и слабые стороны. (1 подгруппа).
2.2. Мои сильные и слабые стороны. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. «О самооценке» (1 подгруппа).
3.2. «О самооценке» (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. «Ты и я такие разные». (1 подгруппа).
4.2. «Ты и я такие разные». (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Как мы воспринимаем друг друга? (1 подгруппа).
5.2. Как мы воспринимаем друг друга? (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. «Эмоции и чувства» (1 подгруппа).
6.2. «Эмоции и чувства» (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
7.1. «Эмоции и чувства» (1 подгруппа).
7.2. «Эмоции и чувства» (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
8.1. Как помочь себе в ситуации стресса? (1 подгруппа).
8.2. Как помочь себе в ситуации стресса? (2подгруппа). 1 ч.
1 ч.
9.1. Способы саморегуляции. (1 подгруппа).
9.2. Способы саморегуляции. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 3 «Умение выходить из конфликтных ситуаций»
1.1. Учимся общаться. (1 подгруппа).
1.2. Учимся общаться. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1. Общение в экстремальных ситуациях. (1 подгруппа).
2.2. Общение в экстремальных ситуациях. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Что такое конфликт? (1 подгруппа).
3.2. Что такое конфликт? (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Причины конфликтов. (1 подгруппа).
4.2. Причины конфликтов. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Способы решения конфликтов. (1 подгруппа).
5.2. Способы решения конфликтов. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. Почему мы не понимаем друг друга ? (1 подгруппа).
6.2. Почему мы не понимаем друг друга ? (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
7.1. Искусство общения. (1 подгруппа).
7.2. Искусство общения. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
8.1. Волшебный магазин. (1 подгруппа).
8.2. Волшебный магазин. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
9.1. Телеграммы. (1 подгруппа).
9.2. Телеграммы. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 4 «Релаксационные занятия»
1.1. Релаксация с помощью музыки. (1 подгруппа)
1.2. Релаксация с помощью музыки. (1 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
2.1. Релаксация с помощью лепки. (1 подгруппа)
2.2. Релаксация с помощью лепки. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
3.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа)
3.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
4.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа)
4.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
5.1. Релаксация с помощью лепки. (1 подгруппа)
5.2. Релаксация с помощью лепки. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
7.1. Релаксационные игры. (1 подгруппа)
7.2. Релаксационные игры. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
8.1. Итоговое занятие. (1 подгруппа)
8.2. Итоговое занятие. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
Раздел 5 «Диагностика» (итоговая)
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.
4 класс (КРО) (33 часа, 1 час в неделю) 2013-2014 уч.г.
Число/месяц Тема занятия
Часов
Раздел 1 «Диагностика»
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.
Раздел 2 «Развитие самопознания»
1.1.Общение в жизни человека. (1 подгруппа).
1.2.Общение в жизни человека. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
2.1. Зачем нужно знать себя? (1 подгруппа).
2.2. Зачем нужно знать себя? (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
3.1. Я глазами других. (1 подгруппа).
3.2. Я глазами других. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
4.1. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.
(1 подгруппа).
4.2. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.
(2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
5.1. Ярмарка достоинств. (1 подгруппа).
5.2. Ярмарка достоинств. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
6.1. Ищу друга. (1 подгруппа).
6.2. Ищу друга. (2 подгруппа). 1 ч.
1 ч.
Раздел 3 «Обучение навыкам позитивного общения»
1.1. Почему люди ссорятся? (1 подгруппа)
1.2. Почему люди ссорятся? (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
2.1. Барьеры общения. (1 подгруппа)
2.2. Барьеры общения. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
3.1. Учимся жить без конфликтов. (1 подгруппа)
3.2. Учимся жить без конфликтов. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
4.1. Услышь меня. (1 подгруппа)
4.2. Услышь меня. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
5.1.Уверенное и неуверенное поведение. (1 подгруппа)
5.2. Уверенное и неуверенное поведение. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
Раздел 4 «Разрешение проблем общения»
1.1.Учимся пониманию. (1 подгруппа)
1.2.Учимся пониманию. (1 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
2.1. Мои проблемы. (1 подгруппа)
2.2. Мои проблемы. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
3.1. Что такое критика? (1 подгруппа)
3.2. Что такое критика? (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
4.1. Азбука перемен. (1 подгруппа)
4.2. Азбука перемен. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
Раздел 5 «Учимся сотрудничеству»
1.1. Умение вступить в контакт. (1 подгруппа)
1.2. Умение вступить в контакт. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
2.1. Телефонный разговор. (1 подгруппа)
2.2. Телефонный разговор. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
3.1. Умение вести беседу. (1 подгруппа)
3.2. Умение вести беседу. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
4.1. Групповое взаимодействие. (1 подгруппа)
4.2. Групповое взаимодействие. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
Раздел 6 «Релаксационные занятия»
1.1. Релаксация с помощью музыки. (1 подгруппа)
1.2. Релаксация с помощью музыки. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
2.1. Релаксация с помощью лепки. (1 подгруппа)
2.2. Релаксация с помощью лепки. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
3.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа)
3.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
4.1. Рисуночная релаксация. (1 подгруппа).
4.2. Рисуночная релаксация. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
5.1. Релаксационные игры. (1 подгруппа)
5.2. Релаксационные игры. ( 2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
6.1. Итоговое занятие. (1 подгруппа)
6.2. Итоговое занятие. (2 подгруппа) 1 ч.
1 ч.
Раздел 7 «Диагностика» (итоговая)
1.1. Изучение личностных особенностей учащихся. 1 ч.
2.1. Изучение личностных особенностей учащихся.
Выявление проблем и трудностей личного характера. 1 ч.
3.1. Исследование самооценки. 1 ч.
4.1. Исследование межличностных отношений в коллективе, определение социального статуса. 1 ч.