Урок познания мира «Вода. Свойства воды»


Тема: Вода. Свойства воды.
Цели урока:
Образовательные: через интеграцию в урок семи модулей Программы дать представления детям о свойствах воды, расширить общий кругозор; аргументировать свои доказательства и выводы, демонстрировать знание темы.
Развивающие: развивать умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности.
Воспитательные: вырабатывать в детях коммуникативные навыки, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Интеграция в урок семи модулей Программы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: интерактивная доска, оборудование для опытов, презентация, письмо от ребят, рабочий лист на каждого ученика.
Вид урока: коммуникативно-деятельностное общение
Ход урока
Психологический настрой. Тренинг «Атомы и молекулы»
Закройте глаза и представьте себя что вы – маленькие атомы, а атомы способные соединяться с другими атомами и образовывать молекулы. Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение по классу. По моему сигналу вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я назову 2, 3, 4, а теперь по 2 но так, чтобы вы не были хорошо знакомы с вашей парой. Попробуйте побеседовать с вашим партнером на отвлеченную тему.
Следующий сигнал 5 это и послужит для того, чтобы распределиться по группам.
-Что было трудно? Почему?
Знаешь - говори, а не знаешь – слушай
Вьетнамская пословица
2 Проверка домашнего задания
Работа в группах. 5 групп Группы обсуждают и готовят выступление
1-я группа – Рассказать о свойствах воздуха. С защитой постера – оценивает 5 группа
2-я группа - Привести доказательства, почему на зиму надо заклеивать окна. Почему животные зимой в лесу не мерзнут?- оценивает 4 группа
3-я группа - Привести пример и доказать то, что воздух поддерживает горение – оценивает 1 группа
4-я группа - Доказать. Может ли без воздуха существовать жизнь?- оценивает 2 группа
5- я группа – Рассказать о зависимости здоровья человека от состояния воздуха- оценивает 3 группа
Время на обсуждение в группах 4 минуты.
Время на презентацию -1 -2минуты
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых,
На свете ничего не удивляет.
-А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку
Я бегу струей из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли (Вода)
-Как вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все его цвета – синий, коричневый, зеленый, белый, слились в один.
Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему синий?
Правильно, потому что ¾ поверхности Земли занимает вода. Посмотрите как выглядит из космоса наша планета.
Посмотрите на эти три иллюстрации. Водопад, туман, лед и снег на берегу реки. (вода)
Назовите тему нашего урока. Попробуйте сами вывести цель нашего урока. Чему мы должны научиться за урок.
Заполнение таблицы ЗХУ
Знаю Хочу узнать Узнал
Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. 3 столбец в течение урока точно так же).
Итак, в конце урока нам необходимо будет ответить на вопросы (вопрос взят из цели, которую выведут ученики)
Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, знания и умения.
КОРЗИНА ИДЕЙ.
Сейчас давайте соберем в корзину все, что знаем о воде. На полосках бумаги написаны разные слова, относящиеся к воде, эти слова разложены по группам Задание: выбрать только необходимые определения для нашей темы и поместить в корзину идей.
Посмотрите сколько профессий у воды. Она настоящая волшебница- выполняет очень важную работу.
Вода- самое необходимое вещество, без которого бы не было жизни на нашей планете.
Диск Слайд Где мы используем воду
4. Погружение в тему урока.
Сейчас я вас попрошу быть очень внимательными. Сегодня вы превратитесь в лаборантов. А кто такие лаборанты? (люди, которые проводят опыты в лаборатории)
ВИДЕО ОПЫТ ВОДА- РАСТВОРИТЕЛЬ.1 мин 30 сек
Если нет возможности показать видео, тогда провожу опыт с детьми)
Перед вами стакан с водой, с молоком ( рядом лежат соль, сахар, полоски цветной бумаги) Как вы думаете для чего я его перед вами поставила? (для того, чтобы мы вывели свойства воды)
Учащиеся могут самостоятельно продемонстрировать опыт
Опыт № 1 Опустить в стакан с водой сахар или соль.
Что заметили? (растворилась)
Значит, о каком свойстве воды можно сделать вывод?
растворитель
- в корзину, а в рабочем листе – запись.
Опыт № 2
Два стакана. В одно- вода, в другом – молоко. Сравните их – какого цвета молоко? А вода (Вывод – вода –
бесцветная жидкость
Опыт № 3
В стакан с водой или за него и в стакан с молоком помещаем разные полоски бумаги – вывод –
вода прозрачна
Опыт № 4
Знаете ли вы как пахнет хлеб? Понюхайте воду. Что чувствуете?
Вывод- вода
не имеет запаха.
Опыт № 5. Знаете ли вкус соли, сахара, лимону, лука. Соль-соленая, сахар –сладкий, лимон – кислый, лук – горький. Вам хорошо знаком вкус молока, яблок, хлеба. А знаете ли вкус воды?
Вывод – вода
не имеет вкуса.
ФИЗМИНУТКА
Следующие опыты провожу сама
Опыт № 6
Переливаю воду из стакана в стакан. Что заметили
текуча
Вывод – вода
Опыт № 7
Учитель нагревает воду, при этом держит над водой стекло.
-Что видите на стекле? (капельки)
Откуда они появились?
-Что же происходит с водой?
испаряется
– переходит в газообразное состояние)
Вспомните картинки, которые я вам показывала в начале урока (водопад, туман, лед, снег) выберите ту, которая подходит к нашему опыту. Туман.
Опыт № 8
А что произойдет с водой, если мы её поставим в морозильную камеру?
замерзает
ВИДЕО ОПЫТ ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ ВОДА РАСШИРЯЕТСЯ
Выберите подходящую картинку. (Снег лед)
Какой можно сделать вывод: в природе
вода бывает в трех состояниях
жидком, газообразном и твердом.
-Человек, изучив свойства воды, пришел к выводу, что вода может принести для него много пользы.
РАБОТА В ГРУППАХ. Деление на группы при помощи цветовой мозаики
1 группа- доказать свойство воды – растворитель
2 группа – свойство воды – бесцветная и прозрачная жидкость
3 группа – не имеет запаха и вкуса
4 группа – испаряется
5группа – замерзает
Группы обсуждают задание.
1 выбрать спикера.
2.!!! ВНИМАНИЕ!!! Спикер идет по группам и СЛУШАЕТ как поняли его вопрос другие группы
ИГРА ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ тест (слайды)
4. Закрепление.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА
ФИЗМИНУТКА (музыкальная на и/активной доске)
5. Осмысление нового материала. Использование проблемно-диалогического обучения
Послушайте сказку.
Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как называется эта сказка?__________
-Какое время года описывается вначале сказки?
-Почему вы так решили?
Мы построили ледяную избушку. Лед твердый, молекулы-человечки получились с крепкими связями.
-Давайте покажем такую крепкую связь. (Дети встают плотно друг к другу)
Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце.. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная.
День ото дня она становится все красивее и красивее.
-Вы улыбаетесь, не согласны?
-Почему?
Правильно, она тает. Молекулам-человечкам становится жарко и они отодвигаются друг от друга, теряют крепкие связи. Покажите.
-Что же у нас осталось от избушки? (Маленькое озеро)
Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Молекулы-человечки отодвигаются все дальше и дальше друг от друга, теряют свою связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. Превратились они из жидкого состояния в какое? (газообразное) и улетели.
Они испарились, поднялись и образовались облака. Ветер подхватил облако и понес над землей. Оно встречалось с другими облаками, росло и превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя. Так происходит круговорот воды в природе. С этим явлением вы более подробно познакомитесь в 3 классе. А сейчас давайте сделаем вывод
-В каких состояниях вода встречается в природе? (твердом, жидком, газообразном)
Дети рассаживаются в группы ( по разрезным картинкам) Собери картинку
1группа – водопад
2 группа – снег
3 группа – лед
4 группа – собери пословицу Вода – это жизнь
5 группа - озеро
Ребята, для вас есть сюрприз. Утром, когда я пришла в класс, то увидела у себя на столе конверт. Подписано: ребятам 2 а класса для урока познания мира. От ребят.
6.Решение проблемной задачи от змея Горыныча
Дети в своих группах решают проблему. Определяют спикеров от каждой группы. Они совещаются и выдают верное решение задачи. Для остальных – ФИЗМИНУТКА
Вывод: воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.
ИГРА ВОДА – НЕ ВОДА
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду или косвенный предмет, относящийся к воде- школьники хлопают в ладоши, если нет – топают.
СЛОВА: ветер, цвет, лужа, камень, облако, водопад, рыба, река, окно, мост, книга, ручей, мел, чай, стол, компот, стол, пар, лед, снег)
Вернемся к нашей КОРЗИНЕ ИДЕЙ проверка правильности идей.
Работа в рабочем листе, критериальное оценивание.
Заполнение третьего столбца таблицы.
РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание
«4»- чтение и ответы на вопросы с46-47
«5»- чтение и ответы на вопросы с46-47 + нарисовать на листе А 4 один из опытов