Конспект экологического занятия на тему Волшебная вода. круговорот воды в природе, берегите воду
Конспект экологического занятия в подготовительной к школе группе (на основе интегрированного подхода)«Волшебная вода. круговорот воды в природе, берегите воду»
(возраст дошкольников: 6-7лет)
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание»
- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.
- Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Объяснять детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе очистки.
- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.
Образовательная область: «коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности
Оборудование и материалы:
- Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», шапочки к подвижной игре, иллюстрации по теме, детские рисунки на тему: «Море и его обитатели». Одноразовые стаканчики - 30 штук, марля, сложенная в несколько слоев, фильтр «Барьер», салфетки, картинки для дидактического упражнения, фартуки.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные, музыкальные виды детской деятельности.
Ход занятия:
Первая часть: (информационно-познавательная)
Дети под веселую музыку заходят в группу, проходят на свои места.
Воспитатель: - ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Воспитатель: - Правильно, речь идет о воде, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.
Показываю детям сосуд с водой, в это время раздается стук в дверь, заходит переодетая девочка в костюм Феи Воды.
Воспитатель: поздоровайтесь ребята, к нам в гости пришла Фея Воды из своего волшебного царства.
Дети приветствуют Фею Воды.
Воспитатель: Ребята давайте пригласим нашу гостью в наше удивительное путешествие.
Вперед!
Фея садится вместе с детьми.
Воспитатель: Загадываю детям загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны.
Дети: это глобус.
Воспитатель: А, что такое глобус?
Дети: это модель Земли?
– А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют)
– Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Фото растения с водой и без воды
Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода, а теперь наша гостья хочет загадать вам загадки (Фея Воды берет волшебную палочку).
Фея Воды: Ребята, на кого я покажу палочкой тот и отвечает, хорошо!
Загадки:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)
Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никогда не убегает (речка)
Книзу летит капельками, а кверху невидимкою (пар)
Ни рук, ни ног не имеет, а гору прорубить умеет (вода)
Сама пить не пьет, а нас вынуждает (вода)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеек)
- Молодцы, ребята хорошо отвечали за это вам подарки (раздает маленькие шарики, наполненные водой)
Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар газообразном (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом). Обсуждение с детьми.
Дидактическое упражнение: «Времена года»
На столах у детей картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)
Фея Воды выходит к таблице с временами года и просит ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают картинки, отвечают.
Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?
Дети: пресная вода - это вода без соли.
Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показываю иллюстрации с морскими обитателями).
Опыт: Чем пресная вода отличается от солёной что на вид соленая вода ничем не отличается от пресной
Нам ПОНАДОБЯТСЯ – два сырых яйца и две банки с водой, несколько ложек соли.
Попробуем узнать, что будет с яйцом, если положить его в банку с водой?
Сначала положим яйцо в банку с чистой водой – яйцо опустилось на дно.
Во вторую банку добавляем соль, и отпускаем яйцо в эту банку – яйцо остается плавать на поверхности воды.
Объясняется опять же всё очень просто -
Соль повышает плотность воды! Все дело в плотности воды. Чем она выше, тем сложнее в ней утонуть. Именно поэтому в соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. Например, в Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды, не боясь утонуть.
Опыт : Есть ли в воде воздух Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? ( Дети дают ответы)
Воспитатель: А еще происходит волшебное превращение в природе, которое называется - круговорот воды в природе (подхожу к схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).
Вторая часть: Физкультминутка.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Фея Воды: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети отвечают на вопросы Феи Воды, еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.
Третья часть: Исследовательская.
Фея Воды: притомилась я с дороги, очень хочу пить, по дороге я набрала воды (достает баночку с водой, она мутная, грязная)
Воспитатель: - Подожди, Фея Воды не пей эту воду, мы с ребятами должны посмотреть эту воду.
- Ребята, посмотрите какая вода у нашей феи?
Дети: Вода мутная, грязная.
Воспитатель: а можно ли пить такую воду? (нет) Фея скажи, пожалуйста, а где ты взяла эту воду?
Фея Воды: я набрала ее в речке, которая течет возле нового завода.
Воспитатель: ребята, а можно ли набирать такую воду возле завода? (нет)
Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в нее плохие вещества, которые и делают воду грязной и непригодной для питья и жизни живых организмов (рыб, растений).
Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.
Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.
- Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?
Дети: Фильтром «Барьер»
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся в волшебную лабораторию, где будем очищать воду для Феи Воды, как настоящие лаборанты.
Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:
По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фартуки, фильтр «Барьер». Дети одевают фартуки. Повторяем правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: - Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду у Феи Воды, наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.
Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?
Дети: С помощью фильтра «Барьер»
Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.
Дети приносят стаканчик воды для Феи и показывают, какая она стала чистая, прозрачная.
Фея Воды благодарит ребят: - Спасибо, дорогие ребята вы, как настоящие лаборанты умеете очищать воду, показали хорошие знания. Скажите, пожалуйста, а как вы будите вести себя, когда приедете на речку отдыхать? Дети: Нужно сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.
Фея Воды: молодцы, правильно нужно беречь и охранять природу. Если в реках, озерах будет грязная, мутная вода, то живые организмы - рыбки, растения, жить в такой речке не смогут.
Дети читают стихи:
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить,Без неё нам не прожить!
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (все) ВОДЫ!
Итог занятия:
Вместе с гостьей подвести детей к рисункам, где ребята рисовали море и его обитателей, беседуем, подводим итоги : о чем шла речь, что понравилось, что запомнилось? Гостья уходит и желает детям добра и счастья!