География. 6 класс.Тема: Что изучает география. Как накапливались сведения о Земле 
Поурочный план по предмету Физическая география 6 класс 
2 урок. 
Тема урока:  Место  Земли в Солнечной системе.
 Цель:   Формирование представления о положении Земли в Солнечной системе 
               и его значении.
Задачи: 
Образовательная — Изучить положение Земли в Солнечной системе и его значение.
Развивающая —  Создать условия для развития у учащихся  умений оценивать географическое значение положения ЗЕмли в Солнечной системе.
Воспитательная — Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Ожидаемые результаты:  ученики должны знать планеты Солнечной системы,  уметь их перечислять по порядку, объяснять значение  положения Земли в солнечной системе
Основные понятия и термины:  планета, орбита, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, модель «Солнечная система», фильм «Почему Плутон больше не планета?», фильм «Солнечная система».Тип урока:  комбинированный
Ход урока:
Организационный момент. 
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Повторение изученного, проверка Д/з
Собрать контурные карты на проверку. (Маршруты путешествий эпохи ВГО).
Работа по карточкам.
Изучение новой темы 
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Положение Земли в солнечной системе». Какое место занимает Земля в Солнечной системе? Какое оно имеет значение? Все это предстоит нам сегодня узнать на уроке.
В начале урока ученики чертят таблицу:
Знаю  Хочу знать  Узнал 
В первой колонке ученики записывают сведения, которые им уже известны по данной теме.  Далее ученики по очереди зачитывают информацию, которая им уже известна.  Учитель записывает эти сведения на доске. Во второй – то, что хотели бы узнать и зачитывают эти вопросы. Учитель записывает эти вопросы на доске. 
Итак, что же такое Солнечная система? Какие объекты входят в Солнечную систему?
Просмотр фильма «Солнечная система».
На протяжении долгого времени читалось, что в Солнечной системе 9 планет. Но в настоящее время одну из планет исключили из этого списка. Какую планету и почему мы сейчас узнаем.
Электронная физминутка для глаз.
Просмотр фильма «Почему Плутон больше не планета?»
Демонстрация модели «Солнечная система»
- Какое место занимает Земля в Солнечной системе? 
Земля третья по счету планета от Солнца, и вращается вокруг него на расстоянии 150 млн. км.
- Как вы думаете, что случилось бы с Землей, если бы она была ближе или дальше от Солнца?
Работа с текстом стр. 12.
Ученики самостоятельно читают текст учебника и отвечают на вопрос: Какое значение имеет положение земли в Солнечной системе? Далее обсуждают в парах. Дается несколько ответов для обсуждения в классе.
ІV. Закрепление.
Найдите ошибку: Юпитер, Марс, Венера, Земля, Меркурий, Уран, Нептун, Сатурн.
Зачертить в тетради орбиты планет Солнечной системы и написать названия планет в порядке их расположения.
Составить синквейн на тему «Положение Земли в Солнечной системе».
Слово-существительное
Два прилагательных, характеризующих существительное.
Три глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 
Короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
Синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Например:
Земля
Красивая, живая
Вращается, защищает, удивляет
Третья  по порядку от Солнца
Планета
     VI. Итог урока. 
Ученики записывают в третий столбец таблицы то, что они узнали на уроке и сообщают классу.
Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой возникла жизнь. причиной этого стало расположение ее на самом оптимальном расстоянии от Солнца, наличие толстого атмосферного слоя, его состав, время вращения вокруг своей оси и ряд других условий.
    VII .Запись и разъяснения      Д/з  ( §3).