Технологическая карта урока по ФГОС география 6 класс Времена года УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014
Технологическая карта урока
Предмет география
Класс 6
УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014
Тип урока комбинированный.
Тема урока «Времена года»
Цель урока формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли
Задачи урока
(планируемые результаты) -формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий
- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать умения организовывать свою деятельность; развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
Методы обучения Проблемной метод, групповой метод
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяфронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1 Организационно - мотивационный этап урока Организационный момент Определение темы и задач урока Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи (применяя деятельностную форму, используя глаголы). С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа
Создание
мотивационной
установки Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений (1), организует беседу: Приведите доказательства движения Земли.
Какие виды движения Земли вы знаете? Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.
2 Процессуально - содержательный этап урока Проверка заданий Организует работу с электронным тестом «Вселенная» (2) Демонстрируют знания по пройденному материалу
Актуализация
знаний. Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась Участвуют в обсуждении
Формирование новых знаний. Формирование представления о суточном вращении Земли. Демонстрация ресурса, изложение материала (3) Наблюдают за движением модели, анализирует полученную информацию
Формирование новых знаний. Формирование представления об орбитальном вращении Земли. Организует работу с теллурием, демонстрация ресурса (4) и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращает внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организует беседу по рис. 13 Следят за движением модели, Участвуют в беседе по рис. 13,
Физминутка (здоровьесберегающий компонент) Организует релакспаузу «Космос» (5) Смотрят видеофрагмент
Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10,15,30 градусов в час.
Организует обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о
зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Формирование умения объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Организует анализ схемы орбитального движения, работу с тренажером «Волшебный купол» (6) или «Волшебные часы» (7) По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли на орбите
Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли» Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему 1 «Географические следствия вращения Земли» В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему 1 «Географические следствия вращения Земли»
Закрепление Практикум Организует работу с ресурсами по закреплению
(8) Закрепляют свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий
Закрепление Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей
Рефлексия Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок. Синквейн «Времена года» Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейнПостанова домашнего задания. § 3,
«Проверим знания» задания 1-6,
«А теперь более сложные вопросы» Записывают домашнее задание
Узнай при помощи фонарика, как зависит освещённость от направления лучей?
Земля совершает путь вокруг Солнца в течении года. Поскольку земная ось- воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами,- имеет наклон 23,50, то ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария получают от Солнца то больше тепла и свете, то меньше. В последнем случае холодает и световой день сокращается. Проверь это при помощи фонарика.
Требуется: лист белого картона, фонарь.
Выполнение:
1.направь луч фонаря отвесно на лист белого картона так, чтобы освещённая поверхность представляла собой круг.
2.с того же расстояния направь луч фонаря под углом- освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на Землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало тепла и света. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла.
Используемые ЭОР
№ Ресурс Тип ресурса Форма представления информации Ссылка на ресурс
1 Видеоролики осевого и орбитального движений информационные
источники,
изобразительные
ресурсы видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw http://video.vandex.rU/#search ?text=%D0%B2%Dl%80%D0 %B0%D1 %89%D0%B5%D0%BD...
2 Тест «Вселенная» Педагогические информационные
источники, электронные материалы
Элетронный тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-al26-9...
3 Анимаця «Движение Земли»(1-2 части) информационные
источники Анимация -модель http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-al26-9...
4 Анимаця «Движение Земли»(3-4 части) информационные
источники Анимация -модель http://files.school-C0liection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634- 48с6-а326-9...
5 видеофрагмент «Космос» Изобразительные ресурсы видеофрагмент http://www.youtube.com/watch7vHBYPoaWlwPIY5
6 Тренажёр «Волшебный купол» информационные
источники, электронные материалы, динамическая модель
Анимация -модель http://files.school-collection.edu.ru/dkstore/c4e5e7b9-24be-4edf-al54-4...
7 Тренажёр «Волшебные часы» информационные
источники, электронные материалы, динамическая модель
Анимация -модель http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af330a0f-dl83-4dbl-825e-i...
8 Тестовые задания по теме «Осевое движение Земли»;
практические задания по теме «Осевое движение Земли»;
практические задания по теме «Орбитальное движение Земли и его следствия»;
тестовые задания по теме «Орбитальное движение Земли и его следствия информационные источники, электронные учебные материалы, практические задания, тесты практические задания, тесты http://fcior.edu.ru/card/6088/zemlya-planeta-solnechnoy-sistemy-dvizhenie-zemli-osevoe-dvizhenie-kl.html;
http://fcior.edu.ra/card/7524/zemlya-planeta-solnechnoy-sistemy-dvizhenie-zemli-osevoe-dvizhenie-pl.html;
http://fcior.edu.ru/card/6173/zemlya-planeta-solnechnoy-sistemy-orbitahioe-dvizhenie-zemli-i-ego-sledstviya-pl.html;
http://fcior.edu.ni/card/6121 /zemlya-planeta-solnechnoy-
sistemy-orbitaln...
Таблица 1
Дата Какое время года в Вашей местности Как называется этот день
22 июня лето 23 сентября 22 декабря 21 марта Используемые ЦОР:http://files.school-collection.edu.ruhttp://fcior.edu.ru